Проблема обучения и воспитания одаренных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Первые объективные суждения об одаренных детях появились в начале прошлого столетия. Необходимость поиска резервов решения наиболее существенных задач, стоящих перед современным обществом, придает проблеме развития одаренных детей особую актуальность. Повышенное внимание к проблеме одаренности главным образом связано с экономическим рывком многих развитых стран, а именно с возросшим уровнем общей образованности населения и значительными достижениями в области психолого-педагогических наук.

Содержание

Введение
Раздел I. Понятие, развитие и проблемы одаренности, социализация одаренных детей
1.1 Понятие одаренности
1.2 Жизнь одаренных детей в школе, проблемы их социализации
1.3 Кризисы детской одаренности
Раздел II. Особенности обучения и воспитания одаренных детей
2.1 Особенности обучения одарённых детей
2.2 Основные задачи работы с одаренными детьми
2.3 Oсновные пути реализации метода развивающего дискомфорта в обучении и развитии одаренных детей
Выводы
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 58.05 Кб (Скачать файл)

Особенности обучения и воспитания одаренных детей

Содержание

 

Введение

Раздел I. Понятие, развитие и проблемы одаренности, социализация одаренных детей

1.1 Понятие  одаренности

1.2 Жизнь одаренных  детей в школе, проблемы их  социализации

1.3 Кризисы  детской одаренности

Раздел II. Особенности  обучения и воспитания одаренных  детей

2.1 Особенности  обучения одарённых детей

2.2 Основные  задачи работы с одаренными  детьми

2.3 Oсновные  пути реализации метода развивающего  дискомфорта в обучении и развитии  одаренных детей

Выводы

Список использованной литературы

Введение

 

Одаренными называют детей, которые, по оценке специалистов, в  силу выдающихся способностей демонстрируют  высокие достижения в одной или  нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного  мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.

Четких критериев одаренности  пока не выработано, хотя большинство  специалистов сходятся во мнении, что  для одаренных детей характерно опережающее развитие, т.е. опережение своих сверстников по ряду психических  параметров. В познавательной сфере  это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить  за несколькими процессами одновременно, активно исследовать окружающее, воспринимать связи между явлениями  и делать соответствующие выводы, создавая в воображении альтернативные системы, и т.д.

Превышение средневозрастных норм на стадии "приема" информации сочетается с отличной памятью и  ранним языковым развитием, способствующими  накапливанию и интенсивному использованию  большого количества информации. Кроме  того, одаренных детей нередко  отличают сосредоточенность и большое  упорство в решении поставленных задач, изобретательность и богатая  фантазия. Как правило, они обладают развитым чувством юмора, любят смешные  несоответствия, игру слов, шутки.

Вместе с тем, им, как  правило, не достает эмоционального баланса, они бывают нетерпеливы, порывисты, гипердинамичны, часто им свойственны  преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. В качестве отличительных  черт одаренных детей иногда отмечают повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у них меньше, чем  у сверстников) или сравнительно относительную неравномерность (гетерохронность) развития различных психических  функций (например, развитие координации  движений может отставать от развития познавательных способностей) и др.

Выявление, обучение и поддержка  одаренных детей в настоящее  время во многих странах осуществляются за счет специально разработанных государственных  программ. Для определения способностей и одаренности используются специальные  методики. Долгие годы интеллект рассматривали  как главный показатель одаренности. В настоящее время обозначились две основные тенденции в исследовании детской одаренности: все большее  внимание привлекают так называемые "неинтеллектуальные" факторы  интеллекта (т.е. значение тех или  иных качеств личности для развития способностей), и усиливается интерес  к природным предпосылкам интеллекта.

Проблема наследуемости  способностей и одаренности (их задатков) очень сложна, и не всегда наследственный потенциал служит гарантией будущей  творческой продуктивности. В какой  степени творческие импульсы превратятся  в творческую индивидуальность, во многом зависит от влияния окружающих одаренных детей взрослых. Иногда одаренные дети не показывают высоких  достижений из-за отсутствия интенсивной  и постоянной педагогической поддержки.

Мнение о том, что одаренные  дети способны сами разрешать трудные  ситуации, особенно вредно в период интенсивного формирования личности (возраст  от 2 до 7 лет). Время поступления в  школу, период отрочества и т.д., когда  особенно ярко возможны проявления законов  гетерохронности (неравномерности) индивидуального  развития, могут оказаться периодами  наибольших стрессов для одаренных  детей. Особую проблему представляет сочетание  одаренности с ранними проявлениями у детей психической патологии, в том числе наследственно  обусловленной.

Раздел I. Понятие, развитие и проблемы одаренности, социализация одаренных детей

 

1.1 Понятие  одаренности

 

Основное содержание одаренности  составляют способности, от которых  зависят затраты времени и  усилий для достижения результата. Каждый ребенок имеет определенные способности к тому или иному  виду деятельности или знаний. Способности  могут иметь общий характер (вербальные, академические, креативные, образное мышление, абстрактно-логическое мышление и т.д.) или частный (математические, литературные, шахматные, кулинарные, техническое  мышление и др.). Общие способности  лежат в основе частных.

Одаренные дети отличаются неравномерностью своего развития. В  частности, у них „недетское мировоззрение. Ценностные ориентации и т.п. Их интересы, взгляды, а также проблемы, которые  их волнуют, являются нетипичными для  их сверстников. Вместе с тем, в других сферах жизни (например, в быту) они на оборот, психологически младше своего возраста. В целом многие из них из них характеризуются пониженной адаптивностью, недостаточной социализацией, повышенной сенситивностью, своеобразной „Я - концепцией. Следовательно, такие дети требу ют особого внимания и помощи психологов, специализирующихся на проблеме одаренности.

Каждый одаренный ребенок  в значительной мере уникален. Тот  комплекс качеств и способностей, которыми каждый из них обладает, является своеобразным и неповторимым. Каждый одаренный принципиально отличается не только от окружающих, но и от иных одаренных. Такой ребенок - единичное  явление, и его непохожесть на других нуждается в положительном  принятии окружающих, а также в  наставнике, который сопровождал  бы ребенка в его личностном, интеллектуальном, моральном, социальном, личностном развитии.

Одаренность является сложным, разносторонним и динамичным явлением. Следовательно, методы выявления одаренности  должны быть разнообразными, гибкими, основываться на специфичности содержания качеств и признаков, степени  их выраженности, включать в себя различные  критерии оценки одаренности.

Методы диагностики, выявления  одаренных должны быть адекватны  этой категории детей, чувствительны  к наличию у них одаренности. Современные психодиагностические методы в своей массе не отвечают этим требованиям. Различными исследователями  выявлены причины этого:

с одаренностью связаны процессы, мало изученные современной психологией: непроизвольный самоконтроль, интуиция, специфические состояния сознания и т.п.;

тесты достижений ориентируются  на результат в то время как  сами одаренные ориентируются на процесс (а также средства, условия) деятельности, что обусловлено их особой мотивацией;

большинство традиционных психодиагностических методик в своим содержании задают ограниченные рамки условий или  возможных вариантов реакций (ответов, решений) испытуемого, тога как готличительной особенностью одаренности есть способность  к внеситуативному поведению  и инициативность (которое имеет  внутреннее происхождение и не сводится к реакциям на внешние стимулы);

нормирование психодиагностических тестов как правило проведено  на выборках из „обычных, нормальных и  рассчитаны на применение среди широких  категорий испытуемых;

подавляющее большинство  психодиагностических средств могут  выявить лишь отдельные признаки одаренности, вместе с тем одаренность  в полной мере может проявиться лишь в деятельности.

В силу того, что основное содержание одаренности составляют способности, психологические критерии и методы выявления одаренных  детей имеют большое значение. Однако комплексный поход к проблеме одаренности предполагает обязательное использование также педагогических критериев и методов, а также  анализ результатов деятельности в  течение некоторого периода времени. Тем самым система работы по выявлению  одаренности у школьников может  включать компоненты (направления):

психодиагностические методы, чувствительные к одаренности (и  отвечающие теоретической модели одаренности);

экспертные оценки педагогов  наличия и степени способностей;

изучение продуктов определенной деятельности (после включения их в такую деятельность, например, научно-исследовательскую);

экспертные оценки специалистов проявления детьми своих способностей в данных сферах;

лонгэтюдные исследования проявления и динамики одаренности.

Специалисты по работе с  одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают  в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах  гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе  семейных ценностей.

Вообще-то все родители поощряют и желали бы развивать в своем  ребенке познавательные потребности  и различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному.

. Родители постоянно предлагают  детям какие-то развивающие игры, дела, интересы: сделаем то-то, поиграем  в эту игру, почитаем эту книгу,  сходим в этот музей. При  определенной настойчивости и  последовательности такая стратегия  приносит результаты. Но нередко  у ребенка возникает внутренний  протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной  утомляемости ребенка от любых  интеллектуальных занятий.

. Родители препоручают  определение способностей и развитие  их в ребенке специально подготовленным  людям. Услуг такого рода предлагается  сейчас очень много. Это и  группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе,  и всевозможные специализированные  классы в школах. Разумеется, при  хорошем уровне таких услуг  польза для ребенка несомненная.  Но при условии, что родители  не собираются полностью переложить  заботы о его развитии на  плечи специалистов.

. Родители не стремятся  тотально контролировать развитие  способностей ребенка, зато предоставляют  ему возможности для выбора  и стараются подобрать хорошую  школу. Самое главное в таких  семьях - атмосфера ярких познавательных  интересов самих родителей. Они  сами постоянно увлечены каким-то  делом, много читают, в телепрограммах  выбирают познавательные передачи, стараются посетить новую выставку, не навязывая все это ребенку,  но предоставляя ему возможность  самому найти подходящее занятие.  Как оказалось, такая стратегия  саморазвития - самая эффективная.

Конечно, развитие ребенка  не может ограничиваться только семьей. Рано или поздно одаренное чадо пойдет в школу. Далеко не всякий вид одаренности  имеет отношение к школе и  находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность  в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в  спорте к школе тоже, пожалуй, прямого  отношения не имеет. Часто такой  ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".

Для успеха в общеобразовательной  школе важны другие типы одаренности.

Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют  такую способность независимо от трудности предмета и собственных  интересов. Это так называемая академическая  одаренность. У детей с этим видом  одаренности школьная жизнь значительно  легче, их успехи радуют родителей. А  впоследствии им проще получить хорошую  специальность и добиться успехов  в работе. Принято считать, что  каких-то особенных высот такие  дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность, умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего  зависят от их отношения, интереса к  предмету и его преподавателю. Они  могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и так себе по другому.

Особый вид одаренности - творческая одаренность. Имеются в  виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность - это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная  жизнь.

 

1.2 Жизнь  одаренных детей в школе, проблемы  их социализации

 

Одаренным детям ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они  радуют своими успехами родителей и  учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками - всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные  их интересы обычно не отличаются от интересов  одноклассников.

К "интеллектуалам" в  школах относятся снисходительно. Восхищаются  их способностями в одной области (например, физике или математике) и  прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что  особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").

Спортивные и музыкальные  способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники  достигают очень высоких результатов  в своей области, в обычной  массовой школе они почти перестают  бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться  их достижениями издалека. Эмоциональное  неблагополучие такие дети нередко  испытывают из-за высокой конкуренции  в своей "профессиональной" среде.

Информация о работе Проблема обучения и воспитания одаренных детей