Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:01, курсовая работа
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Введение………………………………………………………………….....3
Глава1: Интеллектуальная одаренность, ее психологические проявления …………………………………………………………………6
1.1. Понятие и определение одаренности у детей………………………..6
1.2. Виды одаренности………………………………………………..…..12
Глава 2: Воспитание и обучение одаренных детей………………...…...19
2.1. Обучение одаренных детей……………………………………….....19
2.2. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми…..23
Глава 3: Опытно-экспериментальное исследование одаренности….....26
3.1 Методы диагностики умственной одаренности…………….............26
3.2 Выявление одаренных детей………………………………………....29
Заключение………………………………………………………………..41
Используемая литература…………………………………………….......45
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава1: Интеллектуальная одаренность, ее психологические проявления …………………………………………………………………6
1.1. Понятие и определение одаренности у детей………………………..6
1.2. Виды
одаренности……………………………………………….
Глава 2: Воспитание и обучение одаренных детей………………...…...19
2.1. Обучение одаренных детей……………………………………….....19
2.2. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми…..23
Глава 3: Опытно-экспериментальное исследование одаренности….....26
3.1 Методы
диагностики умственной одаренности…………….............
3.2 Выявление одаренных детей………………………………………....29
Заключение……………………………………………………
Используемая
литература……………………………………………...
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.
Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.
Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.
Цель исследования: изучить проявления интеллектуальной одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.
Задачи:
— раскрыть понятие одаренности;
— показать сложности психического развития одаренных детей;
— рассмотреть методы диагностики одаренности;
— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.
Объект исследования: интеллектуальная одаренность учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми.
Курсовая работа состоит из введения,3 главы ,заключения, списока используемой литературы ,приложения.
Глава 1: Интелектуальная одаренность, еЁ психологические проявления
1.1. Понятие и определение
Этимология слова «одаренность» указывает на то, что в естественном языке оно обозначает наличие у человека некоторых качеств, полученных «даром», от природы. Обыденное мышление закрепляет за понятием «одаренность» значение не просто врожденных качеств человека, но качеств исключительных, особых, обеспечивающих своему носителю преимущества перед другими людьми.
Как показывает анализ литературы, понятие «одаренность» в психологии начало использоваться лишь в XX в., придя на смену распространенному до этого понятию «гениальность»[1.56]
Чтобы разобраться в том, что такое «одаренность» и каких детей называют одарёнными рассмотрим различные трактовки данного понятия.
Понятие одарённость происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.
В толковом словаре под редакцией Алабугиной одарённый определяется как талантливый. Талантливый – человек с выдающимися природными способностями [2, с.249, 383].
В словаре Даля трактовки понятия одаренность не приводится, однако автор приводит определение таланта. Здесь: талантливый – даровитый, с природными способностями [3, с.643].
В Большом психологическом словаре под редакцией Мещерякова талант трактуется как высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих видах деятельности [4].
Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение таланта: «Талант, выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой-либо области» [5].
Помимо определения одаренности, предлагаемых в словарях, рассмотрим несколько трактовок данного понятия различными авторами.
«Одаренный ...человек, которому не надо учиться: он и так проложит себе дорогу ...», Э. Кант [6, с.80].
«Одаренность ... есть интеллигентность. Интеллигентность есть способность мышления и суждения», Э. Мейман, немецкий педагог и психолог [7, с.185].
«Одаренность – результат длительного, подчиняющегося определенным закономер- ностям процесса, суть которого заключается в выстраивании и обогащении индивидуаль- ного ментального опыта», М.А. Холодная, российский психолог [8, с.288].
«Одаренными называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения или лидерства, художественной деятельности, двигательной сфере», Комитет образования США, (1972) [9, с. 153 - 154].
«Одаренность – результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных спо- собностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости», Дж. Рензулли, американский психолог, (1977) [10, с.226-230].
«Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотнесенная с общими условиями ведущих форм человеческой деятельности», С.Л. Рубинштейн (1889 – 1960) российский психолог и философ [11, с.480].
«Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут назвать одарённым», Ю. З. Гильбух [12].
«Одаренность ... это чрезвычайно разнообразные сочетания способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности», Б.М. Теплов, российский психолог [13, с.30].
«Одаренность означает способность к той или иной деятельности, способность к быстрому овладению умением выполнять эту деятельность и вносить в нее элементы творчества. Одаренность может быть в области музыки живописи, скульптуры, физики, математики, литературы» [14, с.59].
«Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики человека, которое определяет возможности достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в выполняемой им определенной деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (в том числе и инициированной им самостоятельно)», Институт психологии РАН, Институт психологии РАО [15, с.6].
«Одаренными называют тех, кто показывает хорошие результаты или высокий уровень способностей в одной или нескольких областях деятельности: общие интеллектуальные способности, академические способности, продуктивное мышление, способности к лидерству, художественные и артистические способности, психомоторные способности», IV Международная конференция "Космос и одаренность" [2].
«Одаренность – развивающееся творчество. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации, которая у одаренного ребенка доминирует над другими типами мотивации», российская конференция РАО, 2001 [25, с.61].
ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
В более поздних определениях одаренности отразились изменения теоретико-методологических позиций исследователей этой проблемы. Определение, разработанное коллективом авторов «Рабочей концепции одаренности» Минобразования РФ: «…одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»[2.5]
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.
Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренной личности.
Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности. [3.213]
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (ходячее: «талантливый человек талантлив во всем»). Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.
Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, такие дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.