Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:46, дипломная работа
Цель: выявить практические возможности развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников. В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи: 1.Раскрыть сущность понятия «оценочное отношение к музыке». 2. Выявить психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. 3.Определить критерии развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников. 4.Выявить формы и методы развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников
1.1.Сущность и структура понятия «оценочное отношение к музыке» у детей старшего дошкольного возраста.---------------------------------------
1.2.Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.-----
Глава 2. Практические возможности развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста------------------------------
2.1.Задачи и организация диагностического исследования----------
2.2. Формы и методы развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников----
Заключение --------------------------------------------------------------
Литература----------------------------------------------------------------------------
Глава 1. Теоретические основы развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников
1.1.Сущность и структура понятия
«оценочное отношение к музыке» у детей старшего дошкольного
возраста.---------------------
1.2.Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.-----
Глава 2. Практические возможности
развития оценочного отношения к
музыке у детей старшего дошкольного
возраста----------------------
2.1.Задачи и организация диагностического исследования----------
2.2. Формы и методы развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников----
Заключение ------------------------------
Литература--------------------
Приложение--------------------
Введение
Становлению музыкальной культуры личности придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. Приобщение детей к миру музыки с первых лет жизни оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию.
Через музыку ребёнок познаёт
различные направления
Музыка развивает способность ребёнка самому испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия. Тем самым она оказывает влияние на развитие эмоциональной отзывчивости в реальной жизни. Поскольку музыка представляет собой временное искусство, музыкальный образ «непосредственно возникает, развивается, меняется, исчезает» [104, с. 32].
Музыкальная культура формируется в процессе накопления опыта культурного наследия. Ценностные ориентации личность создаёт с учётом собственного жизненного опыта. Многие авторы [Т.С.Комарова[105,c.36], О.П.Радынова[83,c.24], В.Н.Шацкая[106,c.72], Р.М.Чумичёва и др] подчёркивают в своих исследованиях, что в дошкольный период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребёнка. На формирование отношения к музыке оказывает влияние музыкальный опыт ребёнка, представления о музыке, «музыкально-интонационный словарь» [Б.В.Асафьев].
О важности развития оценочных процессов при восприятии, переживании и осмыслении музыкального языка детьми дошкольного возраста говорится в работах: Н.А.Ветлугиной[108], В.Н.Шацкой[106], О.П.Радыновой[83] и др. Оценочное отношение к музыке, на их взгляд, выступает показателем художественного развития личности, поэтому его формирование следует начинать с периода дошкольного детства.
В дошкольные годы развития ребёнка устанавливаются первые связи и отношения, которые ведут к образованию «единства личности» [А.И.Леонтьев], поэтому проблему формирования отношений к действительности и искусству учёные выделяют как наиболее значимую в воспитании [М.С.Каган, И.Я.Лернер, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.]. Процесс становления оценочного отношения к музыке начинается с раннего возраста и проходит различные этапы развития. У детей младшего дошкольного возраста оценки музыки в большей степени интуитивны и эмоциональны. Старшие дошкольники способны сознательно подходить к оценке своих музыкальных впечатлений, предпочтений, переживаний; адекватно выражать их на доступном уровне. Осознанное положительное оценочное отношение к музыкальной классике в старшем дошкольном возрасте формируется как предпосылка развития музыкально-эстетического сознания (эмоций, чувств, интересов, оценок, мышления, воображения, памяти).
Цель: выявить практические возможности развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников.
Объект: процесс музыкального воспитания старших дошкольников
Предмет: формы и методы развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «оценочное отношение к музыке».
2. Выявить психофизиологические
особенности детей старшего
3.Определить критерии развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников.
4.Выявить формы и методы развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта; эмпирические: наблюдение, тестирование, беседа.
Диплом состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников.
1.1.Сущность и структура понятия «оценочное отношение к музыке» у детей старшего дошкольного возраста.
Отношение человека к окружающему
миру складывается в течение всей его жизни. Оно формируется
в различных видах человеческой деятельности
и проявляется в определённых чувствах,
эмоциях, взглядах, суждениях, оценках;
в творческой активности. В процессе познания
человеком окружающего мира его отношения
складываются как неосознанные первоначальные
оценки и через эмоционально-оценочно-
Научные школы и направления рассматривают категорию «отношение» с точки зрения своего понятийного аппарата. Следует отметить, что даже в рамках отдельно взятой науки данная категория трактуется по-разному. Так, в работах по философии понятие «отношение» не имеет однозначной интерпретации. Ещё Аристотель в своей философской системе объединял понятием «отношение» многообразные формы материального движения и процесса познания. В философии Нового времени, отношение рассматривалось лишь как категория познания, обозначавшая логическую операцию сравнения.
В 19 веке
Ф.Энгельс подошёл к рассмотрению
понятий связи взаимодействия-
Много полемики вызывает рассматриваемая категория в одном из разделов философии - эстетике. Исследования «отношения» в эстетике имеют историю, уходящую корнями в глубокое прошлое.
Так, ещё Платону принадлежит идея единства прекрасного, доброго, разумного и любви в эстетических отношениях. Идеи античных эстетиков получили развитие во все последующие эпохи, когда не только подтверждалось высокое воспитательное значение искусства, но указывалась роль эстетического воспитания и формирования эстетических отношений в развитии ценностных ориентиров человека. Постепенно эстетические взгляды развивались, открывая новые стороны исследуемой проблемы.
В.Н. Мясищев утверждает, что структурной основой, ядром личности, определяющим уровень и характер целостного функционирования всех составляющих в психической организации человека, является система субъективно-оценочных, индивидуально-избирательных отношении этого человека к действительности. «Отношение есть всегда выражение личности в целом, оно личностно и целостно», — подчёркивает он [111,c.86] Это положение представляет значительный интерес для настоящего исследования, так как позволяет рассматривать оценочное отношение к музыке как качество личности, как одну из составляющих её структуры. Специфическим отношением, связывающим объект с субъектом, является ценностное отношение, которое является одним из видов духовной деятельности человека. Установление определённого отношения между субъектом оценки и её предметом проявляется через оценивание - выражение ценности предмета. Ценностные ориентации (вкус, представления о красоте, идеале) определяют не только отношения человека, но его существование и жизнедеятельность.
Категория «отношение» находится в поле самого пристального внимания педагогических исследований. Именно в отношении человек выступает как целостная личность, при формировании которой важно руководить процессом развития отношений. Авторы работ справедливо считают отношения объектом педагогического управления в воспитательном процессе и основой усвоения учебного предмета.
«Успешность учения главным образом зависит, - пишет В.Н.Мясищев,-от отношения к требованию и требующему, а дидактические приемы и системы играют вспомогательную роль». Учёный указывает на возможность развития и изменения отношений с изменением опыта, что является важным для воспитания и образования личности [110,c.12].
Отношения и знания связаны друг с другом. Так при исследовании влияния отношения на успешное решение поставленных задач, было замечено, что чем в большей степени сформировано это отношение, тем больше оно сказывается на характере протекания, результате мыслительного процесса и обоснованности принимаемого решения. Знание предмета является основанием для формирования определенного отношения к нему. Но наличие знаний еще не гарантирует положительного отношения к предмету. Таким образом, знание непосредственно в отношение не переходит, а является базой его формирования. Педагог может влиять на процесс развития и формирования отношений.
Ряд авторов, подчёркивая роль мотивационно-эмоционального
компонента в формировании отношения, утверждают
что для развития ценностной
отношенческой
позиции необходимо наличие субъективной
значимости получаемых знаний [89,c.30].
Исходя
из анализа психолого-педагогических
исследований, мы можем выделить следующие характеристики
рассматриваемой категории:
- отношение
является проявлением сознания человека, оно
может изменяться и развиваться в течение
жизни;
-в самом осознании отношения
человек проходит ряд ступеней: от «предотношения»
[В.Н.Мясищев]
как низшего уровня проявления отношения
до выраженного сознательного отношения как высшего уровня
отношения к действительности;
-отношения выражаются во всех психических процессах личности: восприятии, внимании, воле, памяти, воображении, мышлении; тем самым они воздействуют на протекание, динамику развития этих процессов; эмоциональный компонент является основной психической составляющей отношения, определяющей его характер;
-необходимой предпосылкой для формирования отношения являются опыт, вытекающий из истории его развития, и знания. Их содержание, уровень, степень обоснованности могут выступать показателями сформированного отношения.
По мнению ряда учёных,
ценности и их понятия лежат в
самых основах человеческой жизни,
а отнесение к ценностям возникает при
всяком взаимодействии человека с объектами
окружающего мира [63,c.52. 71,c.18]. Когда человек
в процессе своей жизни удовлетворяет
свои разнообразные потребности, он оценивает
способность объектов в их удовлетворении,
относя их к полезным или бесполезным, ценным или неценным.
Развитие оценочного отношения к музыке предполагает раскрытие сущности музыкального языка произведений, для чего необходимо овладение методами целостного анализа музыкальных произведений. Л.А.Мазель в своих работах подчёркивает, что музыкальный анализ требует от человека не только знаний, но и «художественной восприимчивости», тем самым автор связывает в одно целое интеллектуальные и эмоциональные компоненты в содержании анализа музыкальных произведений. Учёный говорит об обязательном наличии прежнего опыта эмоциональных переживаний, который дополняет аналитическое исследование музыки [116,c.70.]
Оценочное отношение в
произведениям искусства
Если в представлениях человека об идеале нет образа желаемого как некой высшей цели, к которой он должен стремиться, то носители эстетических ценностей не имеют для него какого-либо значения. Эстетическая оценка конкретного предмета будет зависеть от степени связи этого предмета с идеалом, которая определяется при помощи операции сравнения, сопоставления. Идеал в этом случае играет роль критерия, эталона, в соответствии с которым происходит оценивание, так как «безотносительно оценить нельзя» [36,25]. Таким образом, развитие оценочного отношения к музыкальному искусству обязательно предполагает сравнение с представлениями об идеале как критериями в процессе оценивания. Образцы-эталоны хранятся в памяти. Исследователи утверждают, что «чем меньше знакомо произведение, тем менее чёткий его образ в памяти, тем хуже происходит процесс сличения признаков распознаваемого произведения с признаками образа-эталона и тем больше требуется опознавательных признаков» [28,20]. Оценочный образ отличается от образа-восприятия, так как сравнение идёт не только по объективным свойствам предметов, но и по их эмоциональному воздействию.
В.Н.Мясищева указывал, что знание
образцов и сопоставление своих
действий с образцами приводит к
образованию оценочных
Информация о работе Развитие оценочного отношения к музыке у старших дошкольников