Семейная педагогика и семейное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Концепция семейной педагогики, её научные теории и основные направления в различные исторические периоды и при различных общественных условиях внешне оставались неизменными, потому, что они включали формирование общественных ценностей.
Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка.

Содержание

Введение……………………………………………………...…………...…..….3
I. Семейная педагогика………..………………………………..……...…....….4
1. Семейная педагогика как наука……………….………………….…..4
2. Задачи и методы семейной педагогики……...………………….……5
3. Связь семейной педагогики с другими науками...............................7
4. Источники семейной педагогики......................................................11
II. Семейное воспитание……………………………………………....….……20
1. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка.................................20
2. Основные функции семьи.................................................................23
3. Воспитание детей в различных по структуре семьях.....................27
4. Роль родителей в развитии ребенка, принципы семейного
воспитания…………………………………………………………...…..32
5. Требования в семейном воспитании………………………....…..….38
6. Ошибки семейного воспитания........................................................42
Заключение.....................................................................................................48
Список литературы………………………...…………………………….…....50
Приложения………...……………………………………………..……...…....51
Приложение 1 Тесты………………………….….……………….…….51
Приложение 2 Рабочая тетрадь................………………………….....60
Приложение 3 Схемы и таблицы.....…………….…………...…..…....65
Приложение 4 Педагогические ситуации..…….…..............................70
Приложение 5 Педагогические задачи...……………..........................72
Приложение 6 Методики.....…………………………….......................74
Приложение 7 Тренинги..…..…………………..…………………..…..78
Приложение 8 Цитаты..…………………………………..………..…....80
Приложение 9 Ответы..………………………………….…………....…81

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 138.24 Кб (Скачать файл)

     Министерство  образования и науки РФ

     Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

     высшего профессионального образования

     «Владимирский государственный  университет

     имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

     Факультет психологии

     Кафедра «Психология»

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине:«Педагогика»

             на  тему: «Семейная педагогика и семейное воспитание»

     Выполнила:

     Студентка группы ЗПЛ-211

      1 курса заочного отделения

     Авдеева Анна

     Проверила:

     Доцент  кафедры психологии

     Зыкова  З. Н. 
 
 
 
 
 
 
 

     Владимир 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………...…………...…..….3

I. Семейная  педагогика………..………………………………..……...…....….4

     1. Семейная педагогика как наука……………….………………….…..4

     2. Задачи и методы семейной педагогики……...………………….……5

     3. Связь семейной педагогики с  другими науками...............................7

     4. Источники семейной педагогики......................................................11

II. Семейное  воспитание……………………………………………....….……20

     1. Роль семьи в воспитании и  развитии ребенка.................................20

     2. Основные функции семьи.................................................................23

     3. Воспитание детей в различных  по структуре семьях.....................27

     4. Роль родителей в развитии  ребенка, принципы семейного

     воспитания…………………………………………………………...…..32

     5. Требования в семейном воспитании………………………....…..….38

     6. Ошибки семейного воспитания........................................................42

Заключение.....................................................................................................48

Список  литературы………………………...…………………………….…....50

Приложения………...……………………………………………..……...…....51

     Приложение 1 Тесты………………………….….……………….…….51

     Приложение 2 Рабочая тетрадь................………………………….....60

     Приложение 3 Схемы и таблицы.....…………….…………...…..…....65

     Приложение 4 Педагогические ситуации..…….…..............................70

     Приложение 5 Педагогические задачи...……………..........................72

     Приложение 6 Методики.....…………………………….......................74

     Приложение 7 Тренинги..…..…………………..…………………..…..78

     Приложение 8 Цитаты..…………………………………..………..…....80

     Приложение 9 Ответы..………………………………….…………....…81 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Концепция семейной педагогики, её научные теории и  основные направления в различные  исторические периоды и при различных  общественных условиях внешне оставались неизменными, потому, что они включали формирование общественных ценностей.

     Современная педагогическая наука располагает  многочисленными свидетельствами  приоритета семейного воспитания в  развитии личности ребенка.

     Процесс воспитания осуществляется с помощью  методов воспитания, под которыми понимаются конкретные пути воздействия  на сознание, чувства, поведение детей  для решения педагогических задач  и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с воспитателем (родителем, педагогом) и миром. При  этом средствами воспитания являются объекты и явления, предметы окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры.

     Сущность  методов воспитания состоит в  духовной деятельности по осмыслению жизни; формировании нравственной позиции  субъекта; проживании социально-ценностных отношений; предметной деятельности и  общении; приобретении навыков и  привычек; развитии мотивации, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции.

     Главные методы воспитания в семье - это пример, совместные с родителями занятия, беседы, поддержка ребенка в делах, в  решении проблем, вовлечение его  в различные виды деятельности в  семье и вне нее.

     Осуществляя воспитание, семья формирует личность ребенка в зависимости от своего культурного, социального и духовного  уровня.

     Развитие  интеллекта и творческих особенностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной  культуры и физического здоровья детей - все это зависит от семьи, от родителей, от их семейных отношений. 
 
 

     
  1. СЕМЕЙНАЯ  ПЕДАГОГИКА
 
     
  1. Семейная  педагогика как наука

     Педагогика  – это наука о закономерностях  воспитания подрастающего поколения. Она разрабатывает проблемы воспитания в разных условиях, на тех или  иных возрастных этапах – педагогика раннего детства, дошкольная педагогика, педагогика начальной, средней школы; в условиях профессиональной подготовки – педагогика высшей школы, средних  специальных учебных заведений; при интеллектуальной недостаточности  – коррекционная педагогика и  др. Указанные отрасли педагогической науки объединяют: единая цель, задачи, методологические основы.

     Семейная  педагогика – отрасль педагогической науки, выделенная по институциональному признаку, то есть по тому социальному  институту – семье, который занимается воспитанием и обучением подрастающего  поколения.

     Семейная  педагогика – это наука о воспитании в семье, изучающая специфику  условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая  научно обоснованные рекомендации родителям  по формированию личности ребенка. Именно наука позволяет решать многие вопросы  воспитания, обнаруживает трудности  и помогает найти верное решение.

     В отечественной и зарубежной педагогике имеется немало работ, заложивших теоретические  основы семейной педагогики. Но становление  семейной педагогики как самостоятельной  отрасли научного знания началось сравнительно недавно. В связи с этим определены ее объект и предмет изучения. Объект семейной педагогики – состояние  и основные тенденции развития семьи  как воспитательного института. Предмет семейной педагогики – сущность, механизмы воспитания в семье, влияние  этого процесса на становление личности ребенка.

     Семейная  педагогика не предписывает, как жить и каким быть, а исследует, при  каких обстоятельствах с детьми все будет хорошо, а при каких  непременно возникнут трудности. Научные  знания нельзя заменить ни опытом, ни житейской  мудростью.

  1. Задачи и методы семейной педагогики

     Семейная  педагогика решает определенные задачи. Она призвана изучать состояние, основные тенденции и закономерности воспитания детей в семье. Поэтому  в круг ее задач входят:

     - разработка теоретических проблем  семейного воспитания;

     - изучение опыта семейного воспитания;

     - внедрение научных достижений  в практику семейного воспитания;

     - исследование путей повышения  педагогической культуры родителей;

     - обоснование целесообразного соотношения  семейного и общественного воспитания  и технологии взаимодействия  родителей и профессиональных  педагогов.

     Методы  семейной педагогики, как и любой  другой отрасли педагогической науки, делятся на две группы:

     1) методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется  домашнее воспитание;

     2) исследовательские методы, которые  используются для изучения семьи  как воспитательного института.

     Изучение  семьи вызывает определенные трудности  в силу того, что она представляет собой относительно замкнутую ячейку общества.

     Исследование  семьи осуществляется на разных уровнях: теоретическом и эмпирическом.

     Эмпирическим  путем собирается фактический материал, характеризующий семью и домашнее воспитание. Факты представляют собой  нечто реальное, конкретное из области  изучаемых явлений, поэтому важно  установить их и описать. В социальной действительности, клеточкой которой  является семья, нет изолированных  фактов и явлений: они все взаимосвязаны. Поэтому в задачи эмпирического  уровня исследования входит обнаружение  объективных связей, всестороннее изучение любых фактов и явлений домашнего  воспитания в связи с другими  социальными характеристиками семьи. Для сбора фактического материала  используется комплекс взаимодополняющих  методов: изучение литературных источников, наблюдение, беседа, «педагогический консилиум», метод независимых характеристик, метод сочинений, изучение и обобщение опыта, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, опытная работа и др. Следует обратить внимание на то, что при изучении семьи и семейного воспитания педагогический эксперимент имеет более ограниченное применение, чем при исследовании различных проблем общественного воспитания. Дело заключается в том, что в ходе эксперимента педагогические явления изучаются в специально созданных условиях в течение более или менее длительного периода. При этом экспериментатор активно вмешивается в процесс изучаемого явления, устраняет одни факторы и усиливает другие. Семья, в силу своей закрытости, неохотно впускает экспериментатора в свои стены, в свой внутренний мир.

     В последние годы широкое распространение  получили социологические методы: социологические  опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия. Активно  используются психологические методы, которые углубляют и расширяют  представления о современной  семье и одновременно ставят испытуемых перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать  выбор в пользу наиболее предпочтительного  т.д. Усилия исследователя направлены на то, чтобы мобилизовать социальную активность испытуемых, посредством  которой вырабатываются позитивные представления о различных сферах семейного образа жизни, приемах  воспитания, технологии ведения домашнего  хозяйства и т.д. Разработана методика изучения семьи глазами ребенка  с помощью рисунков, наблюдения игр  и других видов деятельности, шкалирования привязанности ребенка к членам семьи, его самооценки и др.

     Для сбора и обработки полученного  фактического материала применяются  математические методы: шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин  и др. На основе количественных данных строят диаграммы, графики, таблицы. Количественные показатели делают результаты исследования более убедительными, поддающимися сравнению с данными, полученными  другими учеными. С развитием  компьютерной техники расширились  возможности математической обработки большего объема данных. Так, во многих странах систематически публикуются обработанные путем компьютерной техники статистические данные, характеризующие современную семью по разным параметрам. Поэтому и в эмпирических исследованиях возникла тенденция некоторого преувеличения роли количественных показателей. Вместе с тем следует учесть, что количественные показатели не могут раскрыть многие сущностные процессы, характеризующие семью и домашнее воспитание. В связи с этим целесообразно использовать количественные данные для дополнения, аргументации качественного анализа собранного фактического материала, но не подменять его.

     Исследования  теоретического уровня ведутся соответствующими методами. К ним относятся методы теоретического анализа и диалектического  познания, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ, раскрытие, обобщение и систематизация полученных данных, прогностическое  моделирование и др.

     Мир семьи прямо или косвенно представлен  в художественно-образной форме: в  литературе, живописи, музыке, произведениях  народного творчества. С помощью  указанных средств можно углубить характеристику семьи, особенно в сравнительно-сопоставительном, ретроспективном планах. Например, в художественной литературе XVIII-XIX вв. содержится интересный материал о  традициях семейного воспитания, о деятельности домашних наемных  педагогов, о взаимоотношениях поколений  и т.д.

Информация о работе Семейная педагогика и семейное воспитание