Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:51, курсовая работа
В условиях перехода к рынку и становления гражданского общества возникает необходимость формирования государственно-общественного управления школой и усиления роли местного самоуправления. Основная цель реформирования управления образованием - это создание эффективной системы управления на уровне школы, обеспечивающей взаимодействие государства и общественности в интересах повышения качества образовательных услуг.
Необходимость вовлечения общественности в школьные дела все отчетливее осознается в условиях реформирования образования. С одной стороны, увеличиваются требования со стороны общественности к качеству образования, с другой – государство не в состоянии полноценно обеспечить систему образования необходимыми финансовыми средствами.
Введение………………………………………………………………………3….. ………….
ГЛАВА І. Теоретические основы исследования государственно-общественного управления школьным образованием.. ……………………………………………………………5
Государственно общественное управление школьным образованием: сущность, предпосылки, цели.
1.2. Социальное партнёрство как основа развития государственно-общественного управления………………………………………………………………...5
1.3. Международный опыт государственно-общественного
управления в образовании …………………………………………………………………...........................................8
ГЛАВА ІІ. Становление и развитие государственно-общественного управления школьным образованием в Кыргызской Республике
2.1. Правовые аспекты государственно-общественного управления школьным образованием ……………………..25
2.2 Анализ состояния государственно-общественного управления школьным образованием
(на примере средней школы им. Н.Г.Лященко).
Сюда добавь материал 3.1 – это порядок формирования ПС
2.3. Этапы формирования Общественного объединения попечителей школы………..…44 нет этого материала. Если есть, то добавь в 2.2
Глава ІІІ. Перспективы развития гос-общ управления школьным образованием
3.1 Механизм взаимодействия государства и общества в управлении школьным образованием
3.2 Усиление роли органов местного самоуправления в управлении школьным образованием
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Академия государственного управления
при Президенте Кыргызской Республики
Институт подготовки
государственных и муниципальных служащих
Департамент магистратуры
Магистерская диссертация
на тему:
«Становление и развитие государственно-общественного управленияв школьным образованием в Кыргызской Республике»
Выполнил: Калпаков А.А.
Студент 2-го курса заочного обучения
«Менеджмент в образовании»
Научный руководитель:
Д.э.н. профессор
_______________Турсунова С.А.
БИШКЕК – 2014.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА І. Теоретические основы исследования государственно-общественного управления школьным образованием.. ……………………………………………………………5
1.2. Социальное партнёрство
как основа развития
1.3. Международный опыт государственно-общественного
управления в образовании ………………………………………………………………….....
ГЛАВА ІІ. Становление и развитие государственно-общественного управления школьным образованием в Кыргызской Республике
2.1. Правовые аспекты
2.2 Анализ состояния
(на примере средней школы им. Н.Г.Лященко).
Сюда добавь материал 3.1 – это порядок формирования ПС
2.3. Этапы формирования
Общественного объединения
Глава ІІІ. Перспективы развития гос-общ управления школьным образованием
3.1 Механизм взаимодействия государства и общества в управлении школьным образованием
3.2 Усиление роли органов местного самоуправления в управлении школьным образованием
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Введение
Образование сегодня становится одним из важнейших показателей и приоритетных направлений общественного развития в мире. Формирование человеческого капитала и реализация человеческого потенциала на пользу личности и общества подразумевают особую ответственность государства в построении системы образования, ориентированной на достижение результатов и удовлетворение запросов общества. Современная система образования должна: учить учиться, учить работать и зарабатывать, учить жить вместе. Кыргызстан обладает развитой системой образования, включающей дошкольное и школьное образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, дополнительное и послевузовское образование. В совокупности эта сфера составляет крупнейшую расходную статью государственного бюджета страны. Сфера образования сегодня столкнулась со следующими основными проблемами: морально устарела система управления образованием; хроническое недофинансирование привело к сокращению количества дошкольных учреждений; несовершенство правовой базы не дает возможности эффективно использовать дополнительные финансовые средства. Значительные трудности и такие факты как чрезмерная перегрузка школьников, растущий разрыв между городом и селом, проявляющийся в значительно худших условиях обучения в сельских школах, коррупция, ухудшение кадровых ресурсов, несоответствие количества, качества и профиля выпускаемых специалистов требованиям рынка.
В условиях перехода к рынку и становления гражданского общества возникает необходимость формирования государственно-общественного управления школой и усиления роли местного самоуправления. Основная цель реформирования управления образованием - это создание эффективной системы управления на уровне школы, обеспечивающей взаимодействие государства и общественности в интересах повышения качества образовательных услуг.
Необходимость вовлечения
Школы испытывают дефицит
учебно – технических средств обучения, от наличия и состояния которых также зависит качество образования. Становится очевидным, что без привлечения разнообразных общественных, негосударственных ресурсов вовлечения общественности в управление, изменения взаимоотношений в сфере образования государства и общества школам не решить вопрос улучшения качества образования.
Отличительными
признаками общественной
Развитие государственно – общественного управления в школе наиболее актуально в условиях предоставления школам автономности при переводе их на нормативно – подушевое финансирование. Роль общественности в управлении школой велика: это изыскание дополнительных средств на нужды образования; организация общественного обсуждения программ развития образования и вопросов финансирования системы образования через организацию и проведение бюджетных слушаний в школе.
Актуальность поднимаемой проблемы вполне очевидна и по тем изысканиям, которые проводятся в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике.
Анализ состояния проблемы убедительно указывает и на причины ее происхождения в новых социокультурных условиях нашего сообщества. Это кризис прежних систем ценностей и приоритетов, формирование новой философии общества, построенной на общечеловеческих и национальных ценностях; развитие приоритетов регионолизации и муниципализации образовательных систем ?; усиление процессов стратификации и в этой связи рынка образовательных услуг; неравномерное развитие социально-экономических условий и в этой связи расслоение общества на богатых и бедных; активизация деятельности региональных конфессий и возрождение духовной жизни общества?; развитие теории и практики управления на основе достижения менеджмента и маркетинга, появление и применение в практике работы образовательных учреждений международных стандартов качества; переход развитых образовательных систем на прогрессивные модели и технологии обучения и др.
Цель данной работы: обосновать предложения по дальнейшему развитию государственно – общественного управления школьным образованием.
Объект исследования: средняя школа имени Н.Г.Лященко (село Ананьево, Иссык-Кульского района).
Предмет исследования: государственно – общественное управление школьным образованием.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
Глава I.
Теоретические основы исследования государственно-общественного управления школьным образованием.
Государственно-общественным управлением образованием называют систему отношений между группами людей, государственными и общественными организациями по вопросам реализации и удовлетворения образовательных потребностей. Организационно государственно-общественное управление образованием представляет собой систему, основанную на добровольном принятии государством и гражданами определенных обязательств по обеспечению становления, стабилизации, оптимального функционирования и развития образовательного учреждения. Это особый тип управления, характерной чертой которого является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием субъектов и их органов, с одной стороны, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования, с другой стороны, выражающих и реализующих интересы общества, населения.
Задачами государственно-
Существуют две основные группы объектов, на развитие которых направлено функционирование государственно-общественного управления в общеобразовательном учреждении. К ним относятся:
Организационная структура
государственно-общественного
Основным звеном системы
государственно-общественного
Вопросы организации
и функционирования
Государственно- общественное
управление образованием – один из видов
взаимодействия государства и общества.
Его функция заключается в обеспечении
реализации и удовлетворении образовательных
потребностей общества и его подсистем.
При этом следует понимать, что государственно–общественное
управление не составляет арифметическую
сумму государственных и общественных
структур управления образованием, а представляет
собой систему взаимодействия, основанную
на добровольном принятии государством
и гражданами определенных обязательств
в управлении образованием.
Государственно-общественное управление
образованием развивается на основе таких
принципов как; открытость и демократичность,
согласованность и взаимодействие, участие
и соуправление, и изменяется по нескольким
направлениям; снижение степени централизации
управления самообразованием, переход
к договорным отношениям, повышение роли
инноваций, развитие общественных инициатив
в сфере образования, создание «горизонтальных
управленческих структур».
Еще одно существенное изменение, характеризующее
переход к государственно-общественному
управлению образованием, - создание негосударственных
структур, расширяющих возможности государственных
образовательных учреждений в форме попечительских
и управляющих советов.
В то же время опыт деятельности ряда образовательных
учреждений показывает, что сам факт наличия
попечительских советов, управляющих
советов или каких-либо других аналогичных
структур нельзя рассматривать как признак
государственно-общественного управления,
так как в подобных структурах не принимаются
решения сами по себе, а лишь ограничиваются
согласием с решением, предлагаемым образовательным
учреждением.
Потребность общественности в управлении
образовательными системами зависит от
уровня организованности самой общественности,
от наличия структур, представляющих ее
интересы, в том числе от экспертных структур.
Условием повышения уровня общественной
активности в сфере образования являются
разнообразные меры, позволяющие изучать
общественное мнение, привлекать общественность
к аттестации образовательных учреждений,
к экспертизе образовательных результатов,
организовывать общественное обсуждение
проблем образования.
Однако сложнее обстоит дело с формированием
у органов управления образованием мотивации
привлекать общественность к принятию
управленческих решений. Обычно руководители
образовательных учреждений и руководители
более высокого ранга стремятся ограничить
участие общественности в управлении,
боясь некомпетентного вмешательства
в сферу образования, не желая также утратить
хотя бы часть своих властных полномочий.
Опыт отдельных образовательных учреждений
показывает, что эффективное взаимодействие
системы образования и общественных структур
можно обеспечить, если представители
сферы образования включены в общественные
структуры, например представительство
руководителей образования в совете предпринимателей.
Это создает возможность для формирования
компетентного социального заказа образовательному
учреждению и экономической поддержки
этого заказа. [42]
Целью государственно-общественного управления
образованием является оптимальное сочетание
государственных и общественных начал
в интересах человека, социума и властей,
т.е. они должны формироваться в диалоге
между заказчиками и конкретными потребителями
результатов образования.
Содержание Государственно-общественного
управления составляет деятельность субъектов
по двум направлениям:
1) обеспечение функционирования образовательной
сферы: участие в подготовке, принятии
и реализации нормативно-правовой базы;
взаимодействие государственных и общественных
объединений и организаций, способствующих
гармонизации, гуманизации взаимоотношений
участников образовательного процесса;
привлечение сил и средств юридических
и физических лиц; представление и защита
интересов образования;
2) развитие системы образования: разработка
и реализация соответствующих программ,
в том числе направленных на его модернизацию;
совершенствование содержания, форм и
методов образовательной деятельности;
подготовка, принятие и введение в действие
документов по мерам стимулирования деятельности
учреждений образования и органов управления
им; разработка, принятие и реализация
мер стимулирования труда педагогов, учебной,
научно-исследовательской и общественно
полезной деятельности обучающихся, возможной
деятельности родителей обучающихся в
интересах сферы образования; выявление
резервов улучшения качества образования
и приведение их в действие и др. [43]
В итоге государственно-общественное
управление образованием можно представить
как интеграцию трех направлений работы:
1) демократизация деятельности органов
государственной власти и управления
образованием;
2) развитие самоуправляющих ассоциаций
участников образовательной деятельности
(профессиональные ассоциации профессорско-
3) организация общественных органов управления
образованием, в которых представлены
все слои населения, участвующие в образовательной
деятельности.
Таким образом, в понимании сущности государственно-общественного
управления образованием целесообразно
различать явления новых, более демократических
и партисипативных отношений, взаимодействий
между институтами государства, гражданского
общества и образования, участия этих
сторон в решении различных вопросов образования
с одной стороны, и собственно управленческие
аспекты этих взаимодействий, связанные
с возможностью ответственно и результативно
влиять на образовательную политику, принятие
управленческих решений, а также участие
в выполнении именно управленческих функций
с другой стороны.
1.2. Социальное партнерство
как основа развития
Социальное партнёрство – это сотрудничество между государственными структурами и неправительственной организацией (НПО), частным сектором для долгосрочного и устойчивого решения проблем сообщества.
Необходимым условием партнёрских отношений является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия.
Родители могут сделать осознанный выбор, если будут к нему подготовлены (информирование, просвещение) и реально оценят свои возможности ( педагогическую компетентность, ресурсы разного рода).
Принудительное создание попечительских советов и других формальных объединений противоречит идее социального партнёрства в принципе. Пока участники сами не дозрели до необходимости формализовать свою деятельность, создавать эти структуры совершенно бесполезно.
Второй признак партнерских отношений долгосрочность, долговременность, то есть нацеленность субъектов на продолжительный и не однократный характер взаимодействия. Если взаимодействие между семьёй и школой носит хаотичный, хотя и интенсивный характер, то такое взаимодействие нельзя назвать партнёрством. Совместные проекты стратегического значения позволяет осуществлять ориентацию на долговременную работу со школой детьми и родителями.
Третий признак партнёрских отношений взаимная ответственность. Образовательному учреждению необходимо чётко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку им дифференцированно, поэтому велика роль мониторинга (обратной связи) на всех этапах построения взаимодействия.
Словосочетание «государственно – общественное управление» (ГОУ) впервые было применено по отношению к отечественной системе образования в 1988 г, когда Всесоюзный съезд работников образования становится создание государственно – общественной системы управления учебными заведениями. ???
Цель государственного – общественного управления – оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества государства. В Законе «Об образовании» государственное управление направлено на реализацию прав работников образовательных учреждений, обучающихся, на повышение эффективности государственной политики в области образования; на удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса.
В условиях формирования образования особенно важным условием становится усиление общественной составляющей управления образования, поскольку имеется значительный опыт государственного управления системой образования и гораздо меньший – участия общественности в жизни школы, да и всего образования.