Становление и развитие государственно-общественного управленияв школьным образованием в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода к рынку и становления гражданского общества возникает необходимость формирования государственно-общественного управления школой и усиления роли местного самоуправления. Основная цель реформирования управления образованием - это создание эффективной системы управления на уровне школы, обеспечивающей взаимодействие государства и общественности в интересах повышения качества образовательных услуг.
Необходимость вовлечения общественности в школьные дела все отчетливее осознается в условиях реформирования образования. С одной стороны, увеличиваются требования со стороны общественности к качеству образования, с другой – государство не в состоянии полноценно обеспечить систему образования необходимыми финансовыми средствами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3….. ………….

ГЛАВА І. Теоретические основы исследования государственно-общественного управления школьным образованием.. ……………………………………………………………5

Государственно общественное управление школьным образованием: сущность, предпосылки, цели.

1.2. Социальное партнёрство как основа развития государственно-общественного управления………………………………………………………………...5

1.3. Международный опыт государственно-общественного
управления в образовании …………………………………………………………………...........................................8


ГЛАВА ІІ. Становление и развитие государственно-общественного управления школьным образованием в Кыргызской Республике
2.1. Правовые аспекты государственно-общественного управления школьным образованием ……………………..25

2.2 Анализ состояния государственно-общественного управления школьным образованием
(на примере средней школы им. Н.Г.Лященко).
Сюда добавь материал 3.1 – это порядок формирования ПС

2.3. Этапы формирования Общественного объединения попечителей школы………..…44 нет этого материала. Если есть, то добавь в 2.2
Глава ІІІ. Перспективы развития гос-общ управления школьным образованием
3.1 Механизм взаимодействия государства и общества в управлении школьным образованием

3.2 Усиление роли органов местного самоуправления в управлении школьным образованием
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диссертация Алмаз НИР 2014. (5).docx

— 111.06 Кб (Скачать файл)

 

Академия государственного управления

при Президенте Кыргызской Республики

Институт подготовки

государственных и муниципальных служащих

Департамент магистратуры

 

 

 

Магистерская диссертация

на тему:

 «Становление и развитие государственно-общественного управленияв школьным образованием в Кыргызской Республике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Калпаков А.А.

Студент 2-го курса заочного обучения

«Менеджмент в образовании»

 

Научный руководитель:

Д.э.н. профессор

_______________Турсунова С.А.

 

 

 

 

 

БИШКЕК – 2014.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………3….. ………….

 

ГЛАВА І. Теоретические основы исследования государственно-общественного управления школьным образованием.. ……………………………………………………………5

 

  • Государственно общественное управление школьным образованием: сущность, предпосылки, цели.

 

1.2. Социальное партнёрство  как основа развития государственно-общественного  управления………………………………………………………………...5

 

1.3. Международный  опыт  государственно-общественного

управления в образовании …………………………………………………………………...........................................8

 

 

ГЛАВА ІІ. Становление и развитие государственно-общественного управления школьным образованием в Кыргызской Республике

2.1. Правовые аспекты государственно-общественного  управления школьным образованием ……………………..25

 

2.2 Анализ состояния государственно-общественного управления школьным образованием

(на примере средней школы им. Н.Г.Лященко).

Сюда добавь материал 3.1 – это порядок формирования ПС

 

2.3. Этапы формирования  Общественного объединения попечителей  школы………..…44 нет этого материала. Если есть, то добавь в 2.2

Глава ІІІ. Перспективы развития гос-общ управления школьным образованием

3.1 Механизм взаимодействия государства и общества в управлении школьным образованием

 

3.2 Усиление роли органов местного самоуправления в управлении школьным образованием

 Выводы и предложения

Список использованной литературы

Введение

Образование сегодня становится одним из важнейших показателей и приоритетных направлений общественного развития в мире. Формирование человеческого капитала и реализация человеческого потенциала на пользу личности и общества подразумевают особую ответственность государства в построении системы образования, ориентированной на достижение результатов и удовлетворение запросов общества. Современная система образования должна: учить учиться, учить работать и зарабатывать, учить жить вместе.  Кыргызстан обладает развитой системой образования, включающей дошкольное и школьное образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, дополнительное и послевузовское образование. В совокупности эта сфера составляет крупнейшую расходную статью государственного бюджета страны. Сфера образования сегодня столкнулась со следующими основными проблемами: морально устарела система управления образованием; хроническое недофинансирование привело к сокращению количества дошкольных учреждений; несовершенство правовой базы не дает возможности эффективно использовать дополнительные финансовые средства. Значительные трудности  и такие факты как чрезмерная перегрузка школьников, растущий разрыв между городом и селом, проявляющийся в значительно худших условиях обучения в сельских школах, коррупция, ухудшение кадровых ресурсов, несоответствие количества, качества и профиля выпускаемых специалистов требованиям рынка.

В условиях перехода к рынку и становления гражданского общества возникает необходимость формирования государственно-общественного управления школой и усиления роли местного самоуправления. Основная цель реформирования управления образованием - это создание эффективной системы управления на уровне школы, обеспечивающей взаимодействие государства и общественности в интересах повышения качества образовательных услуг.

         Необходимость вовлечения общественности  в школьные дела все отчетливее  осознается в условиях реформирования  образования. С одной стороны, увеличиваются  требования со стороны общественности  к качеству образования, с другой  – государство не в состоянии  полноценно обеспечить систему  образования необходимыми финансовыми  средствами.

          Школы испытывают дефицит средств  на приобретение методических  и 

учебно – технических средств обучения, от наличия и состояния которых также зависит качество образования. Становится очевидным, что без привлечения разнообразных общественных, негосударственных ресурсов вовлечения общественности в управление, изменения взаимоотношений в сфере образования государства и общества школам не решить вопрос улучшения качества образования.

       Отличительными  признаками общественной составляющей  государственного управлении школой  является то, что в него входят  представители от общественности, которые совместно принимают решения, касающиеся деятельности школы, т.е. они уже могут обладать управленческими полномочиями. В современной школе Кыргызстана основная проблема заключается в том, что общественность не обладает такими полномочиями, поэтому наблюдается все большее отчуждение общества от школы.  

       Развитие государственно – общественного управления в школе наиболее актуально в условиях предоставления школам автономности при переводе их на нормативно – подушевое финансирование. Роль общественности в управлении школой велика: это изыскание дополнительных средств на нужды  образования; организация общественного обсуждения программ развития образования и вопросов финансирования системы образования через организацию и проведение бюджетных слушаний в школе.

Актуальность поднимаемой проблемы вполне очевидна и по тем изысканиям, которые проводятся в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике.

Анализ состояния проблемы убедительно указывает и на причины ее происхождения в новых социокультурных условиях нашего сообщества. Это кризис прежних систем ценностей и приоритетов, формирование новой философии общества, построенной на общечеловеческих и национальных ценностях; развитие приоритетов регионолизации и муниципализации образовательных систем ?; усиление процессов стратификации и в этой связи рынка образовательных услуг; неравномерное развитие социально-экономических условий и в этой связи расслоение общества на богатых и бедных; активизация деятельности региональных конфессий и возрождение духовной жизни общества?; развитие теории и практики управления на основе достижения менеджмента и маркетинга, появление и применение в практике работы образовательных учреждений международных стандартов качества; переход развитых образовательных систем на прогрессивные модели и технологии обучения и др.

 

Цель данной работы: обосновать предложения по дальнейшему развитию государственно – общественного управления школьным образованием.

 

Объект исследования: средняя школа имени Н.Г.Лященко (село Ананьево, Иссык-Кульского района).

 

Предмет исследования: государственно – общественное управление школьным образованием.

 

 В соответствии с целью определены следующие задачи:

    1. Исследовать теоретические аспекты государственно-общественного управления школьным образованием;
    2. Выявить основные предпосылки развития государственно-общественного управления школьным образованием;
    3. Обобщить зарубежный опыт государственно-общественного управления школьным образованием;
    4. Выполнить анализ состояния государственно-общественного управления школьным образованием на материалах СШ им. Н.Г.Лященко;
    5. Изучить нормативно – правовую базу государственно- государственно-общественного управления школьным образованием;
    6. Обосновать предложения по дальнейшему развитию государственно-общественного управления школьным образованием;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

Теоретические основы исследования государственно-общественного управления школьным образованием.

 

  • Государственно общественное управление школьным образованием: сущность, предпосылки, цели.

 

Государственно-общественным управлением образованием называют систему отношений между группами людей, государственными и общественными организациями по вопросам реализации и удовлетворения образовательных потребностей. Организационно государственно-общественное управление образованием представляет собой систему, основанную на добровольном принятии государством и гражданами определенных обязательств по обеспечению становления, стабилизации, оптимального функционирования и развития образовательного учреждения. Это особый тип управления, характерной чертой которого является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием субъектов и их органов, с одной стороны, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования, с другой стороны, выражающих и реализующих интересы общества, населения.

 

 

  Задачами государственно-общественного  управления образованием являются:

  • реализация прав субъектов образовательного процесса (учителей, обучающихся, их родителей) в управлении образовательным учреждением;
  • удовлетворение потребностей и интересов субъектов образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством.

 

 Существуют две основные группы объектов, на развитие которых направлено функционирование государственно-общественного управления в общеобразовательном учреждении. К ним относятся:

  1. Образовательный процесс.
  2. Ресурсы образовательного учреждения:
    • кадровые;
    • финансовые;
    • материально-технические;
    • нормативно-правовые;
    • информационные.

 

  Организационная структура  государственно-общественного управления  общеобразовательной школой имеет  четкую конструкцию, которая включает  в себя три уровня:

  1. администрацию школы;
  2. педагогический коллектив;
  3. родителей и учащихся.

 

  Основным звеном системы  государственно-общественного управления  в школе являются общественные  структуры, которые функционируют  в соответствии с уставом образовательного  учреждения. К общешкольным органам  управления относятся совет школы, попечительский совет, управляющий  совет и др. 

 Вопросы организации  и функционирования государственно-общественного  управления в школах широко  представлены в нормативно-правовых  актах Кыргызской Республики. Так, общие аспекты деятельности, права  и обязанности участников органов  самоуправления школ обозначены  в примерных положениях о Совете  образовательного учреждения, о  педагогическом совете, о родительском  комитете, о попечительском совете. Это надо во 2 главу!

 

Государственно- общественное управление образованием – один из видов взаимодействия государства и общества. Его функция заключается в обеспечении реализации и удовлетворении образовательных потребностей общества и его подсистем. При этом следует понимать, что государственно–общественное управление не составляет арифметическую сумму государственных и общественных структур управления образованием, а представляет собой систему взаимодействия, основанную на добровольном принятии государством и гражданами определенных обязательств в управлении образованием. 
 
Государственно-общественное управление образованием развивается на основе таких принципов как; открытость и демократичность, согласованность и взаимодействие, участие и соуправление, и изменяется по нескольким направлениям; снижение степени централизации управления самообразованием, переход к договорным отношениям, повышение роли инноваций, развитие общественных инициатив в сфере образования, создание «горизонтальных управленческих структур». 
 
Еще одно существенное изменение, характеризующее переход к государственно-общественному управлению образованием, - создание негосударственных структур, расширяющих возможности государственных образовательных учреждений в форме попечительских и управляющих советов. 
 
В то же время опыт деятельности ряда образовательных учреждений показывает, что сам факт наличия попечительских советов, управляющих советов или каких-либо других аналогичных структур нельзя рассматривать как признак государственно-общественного управления, так как в подобных структурах не принимаются решения сами по себе, а лишь ограничиваются согласием с решением, предлагаемым образовательным учреждением. 
 
Потребность общественности в управлении образовательными системами зависит от уровня организованности самой общественности, от наличия структур, представляющих ее интересы, в том числе от экспертных структур. Условием повышения уровня общественной активности в сфере образования являются разнообразные меры, позволяющие изучать общественное мнение, привлекать общественность к аттестации образовательных учреждений, к экспертизе образовательных результатов, организовывать общественное обсуждение проблем образования. 
 
Однако сложнее обстоит дело с формированием у органов управления образованием мотивации привлекать общественность к принятию управленческих решений. Обычно руководители образовательных учреждений и руководители более высокого ранга стремятся ограничить участие общественности в управлении, боясь некомпетентного вмешательства в сферу образования, не желая также утратить хотя бы часть своих властных полномочий. 
 
Опыт отдельных образовательных учреждений показывает, что эффективное взаимодействие системы образования и общественных структур можно обеспечить, если представители сферы образования включены в общественные структуры, например представительство руководителей образования в совете предпринимателей. Это создает возможность для формирования компетентного социального заказа образовательному учреждению и экономической поддержки этого заказа. [42]  
 
Целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и властей, т.е. они должны формироваться в диалоге между заказчиками и конкретными потребителями результатов образования. 
 
Содержание Государственно-общественного управления составляет деятельность субъектов по двум направлениям: 
 
1) обеспечение функционирования образовательной сферы: участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы; взаимодействие государственных и общественных объединений и организаций, способствующих гармонизации, гуманизации взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов образования; 
2) развитие системы образования: разработка и реализация соответствующих программ, в том числе направленных на его модернизацию; совершенствование содержания, форм и методов образовательной деятельности; подготовка, принятие и введение в действие документов по мерам стимулирования деятельности учреждений образования и органов управления им; разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, научно-исследовательской и общественно полезной деятельности обучающихся, возможной деятельности родителей обучающихся в интересах сферы образования; выявление резервов улучшения качества образования и приведение их в действие и др. [43] 
 
В итоге государственно-общественное управление образованием можно представить как интеграцию трех направлений работы: 
 
1) демократизация деятельности органов государственной власти и управления образованием; 
2) развитие самоуправляющих ассоциаций участников образовательной деятельности (профессиональные ассоциации профессорско-преподавательского состава и органов самоуправления обучающихся) 
3) организация общественных органов управления образованием, в которых представлены все слои населения, участвующие в образовательной деятельности. 
 
Таким образом, в понимании сущности государственно-общественного управления образованием целесообразно различать явления новых, более демократических и партисипативных отношений, взаимодействий между институтами государства, гражданского общества и образования, участия этих сторон в решении различных вопросов образования с одной стороны, и собственно управленческие аспекты этих взаимодействий, связанные с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, а также участие в выполнении именно управленческих функций с другой стороны. 

 

1.2. Социальное партнерство  как основа развития государственно  – общественного управления.

        Социальное партнёрство – это сотрудничество между государственными структурами и неправительственной организацией (НПО), частным сектором для долгосрочного и устойчивого решения проблем сообщества.

Необходимым условием партнёрских отношений является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия. 

    Родители могут сделать осознанный выбор, если будут к нему подготовлены (информирование, просвещение) и реально оценят свои возможности ( педагогическую компетентность, ресурсы разного рода).

     Принудительное создание попечительских советов и других формальных объединений противоречит идее социального партнёрства в принципе. Пока участники сами не дозрели до необходимости формализовать свою деятельность, создавать эти структуры совершенно бесполезно.

      Второй признак партнерских отношений долгосрочность, долговременность, то есть нацеленность субъектов на продолжительный и не однократный характер взаимодействия. Если взаимодействие между семьёй и школой носит хаотичный, хотя и интенсивный характер, то такое взаимодействие нельзя назвать партнёрством. Совместные проекты стратегического значения позволяет осуществлять ориентацию на долговременную работу со школой детьми и родителями.

      Третий признак партнёрских отношений взаимная ответственность. Образовательному учреждению необходимо чётко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку им дифференцированно, поэтому велика роль мониторинга (обратной связи) на  всех этапах построения взаимодействия.

       Словосочетание «государственно – общественное управление» (ГОУ) впервые было применено по отношению к отечественной системе образования в 1988 г, когда Всесоюзный съезд работников образования становится создание государственно – общественной системы управления учебными заведениями. ???

        Цель государственного – общественного управления – оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества государства. В Законе «Об образовании» государственное управление направлено на реализацию прав работников  образовательных учреждений, обучающихся, на повышение эффективности государственной политики в области образования; на удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса.

         В условиях формирования образования особенно важным условием становится усиление общественной составляющей управления образования, поскольку имеется значительный опыт государственного управления системой образования и гораздо меньший – участия общественности в жизни школы, да и всего образования.

Информация о работе Становление и развитие государственно-общественного управленияв школьным образованием в Кыргызской Республике