Стноавление профессиональной идентичности у работающих студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. С процессом изучения профессиональной идентичности ученые связывают возможность решения проблем, возникающих в ходе осуществления той или иной профессиональной деятельности. Осознанная идентичность позволяет человеку не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий и динамичного мира профессий. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление индивида о своем месте в профессиональной группе или общности.

Содержание

ВВЕДЕНИ……………………………………………………………..................2
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ………………………………………………4
1.1 История изучения феномена идентичности в психологии …….………...4
1.2 Сущность, значимость и классификация идентичности личности …….....9
1.3 Профессиональная идентичность как предмет психологического
исследования …………………………………………………………………..16
2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТИ ……………………..……………………………………………..25
2.1 Особенности формирования профессиональной идентичности ………..25
2.1 Психологические условия кризиса идентичности и его преодоления как динамики профессиональной идентичности личности …………………..…31
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ
СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У
РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ……………………………..……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………..…………………………….51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..……………….......

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 121.34 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИ……………………………………………………………..................2

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 
ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ В 
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ………………………………………………4

  1. История изучения феномена идентичности в психологии …….………...4
  2. Сущность, значимость и классификация идентичности личности …….....9
  3. Профессиональная идентичность как предмет психологического 
    исследования …………………………………………………………………..16

2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 
ЛИЧНОСТИ ……………………..……………………………………………..25

2.1 Особенности  формирования профессиональной  идентичности ………..25

2.1 Психологические  условия кризиса идентичности  и его преодоления как динамики  профессиональной идентичности  личности …………………..…31

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ 
СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У 
РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ……………………………..……………….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………..…………………………….51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..……………….......53

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………...…………………………………….57

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………...………………………60

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы. С процессом изучения профессиональной идентичности ученые связывают возможность решения проблем, возникающих в ходе осуществления той или иной профессиональной деятельности. Осознанная идентичность позволяет человеку не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий и динамичного мира профессий. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление индивида о своем месте в профессиональной группе или общности.

Получение профессионального  образования рассматривается студентами как способ повышения своего социального  статуса, поскольку оно все же значительно расширяет возможности будущего трудоустройства. Однако профессиональное образование представляет собой только подготовку к будущей профессии. После завершения профессионального образования специалисты сталкиваются с психологической проблемой, являющейся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Проблема заключается в том, чтоб существующую реальность гармонично вписать в систему профессиональной подготовки, используя самое положительное в создавшейся ситуации. Использовать трудовую деятельность по приобретаемой специальности как сопутствующую возможность в становлении профессиональной идентичности студентов.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная теоретическая  разработанность этой проблемы обусловили избрание объекта, предмета, цели и задач исследования, представленного в данной дипломной работе.

Цель исследования - выявить механизмы и факторы становления профессиональной идентичности работающих студентов.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические подходы к сущности процесса становления профессиональной идентичности.
  2. Определить этапы становления профессиональной идентичности личности и психологические условия ее динамики.
  3. Провести экспериментальное исследование проявления особенностей профессиональной идентичности работающих студентов.

Объект исследования —  профессиональное становление работающих студентов системы высшего образования.

Предмет исследования - становление профессиональной идентичности.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили основные положения зарубежной и отечественной психологии о принципах изучения профессиональной идентичности человека. Концепция исследования основывалась на идеях таких авторов, как К.А. Абульханова, И.В. Антонова, Е.П. Ермолаевой, М.В. Заковоротная, Л.Б. Шнейдер, Э. Эрикосон, В.А. Ядов и других.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования в части касающихся условий обеспечения профессионализации и становления профессиональной идентичности студентов могут использоваться как психологами, психологическими службами, так и сотрудниками структур по работе с обучающимся персоналом предприятий, организаций, департамента образования, учебных заведениях профессионального образования, служб занятости населения для качественной организации своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 
    ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ В 
    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

 

  1. История изучения феномена идентичности в психологии

 

В психологии различные авторы начали заниматься теоретической и эмпирической разработкой проблемы идентичности началась во второй половине ХХ века. В 70-е годы понятие «идентичность» стало в психологии весьма популярным. Оно стало дополнять, уточнять, а порой даже заменять собой такие понятия Я-концепции, как образ «Я», self, самость. Обратившись к категории идентичности, авторы, изучавшие ее феномен, получили возможность увидеть, как связаны внутриличностная и социокультурная обусловленность действий человека либо группы в ситуациях социального взаимодействия. Также это помогло разобраться в противоречивости групповых и личных начал в индивидууме.

Над исследованиями феномена идентичности работали представители  нескольких ориентаций: психоаналитической, интеракционистской и когнитивистской.

Приверженцы психоаналитического направления были первыми, кто обратился к психологическому анализу феномена идентичности. Его подробную разработку можно найти в работе американского психолога и психоаналитика Эрика Эриксона «Детство и общество» (1950). Рассматривая идентичность в целом как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», Эриксон уделяет особое внимание тому, что идентичность динамична и меняется на протяжении человеческой жизни, выделяя в качестве основной адаптационную функцию данной личностной структуры. Процесс становления и развития идентичности «оберегает целостность и индивидуальность опыта человека, дает ему возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом», утверждает Эриксон . Таким образом, понятие идентичности он соотносит в первую очередь с понятием постоянного, непрекращающегося процесса развития «Я» в социуме.

Операционализацию такой категории как идентичность осуществил американский ученый, развивший идеи Эриксона, Дж.Марсиа. Он предположил, что эта гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем», т.е. актуализируется в ситуации социального выбора. Например, подросток, чтобы достичь идентичности должен определиться с выбором – идти ему работать либо продолжать учебу, какую выбрать профессию и какое учебное заведение, стоит поддерживать отношения с ровесниками, против которых выступают родители, и так далее. Согласно Дж. Марсиа, поиск и принятие решения в любой, даже, казалось бы, малозначимой жизненной ситуации являются определенным этапом процесса достижения идентичности.

По мнению А. Ватермана, элементами идентичности являются цели, ценности и убеждения.  Они формируются в результате самоопределения, т.е. выбора среди различных альтернативных вариантов в период кризиса идентичности и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни. Таким образом, в работах А. Ватермана в большей степени акцентируется ценностно-волевой аспект развития идентичности.

Исследования в рамках символического интеракционизма исходят из концепции «Я» американского философа и социаолога Дж. Мида, который выделял два взаимосвязанных аспекта идентичности. Первый из них, по мнению сторонников данной теории, ориентирован на социальное окружение, второй - на уникальность человека. При этом Дж. Мид полагал, что изначально, то есть с рождения, индивидуум вообще не обладает идентичностью, а появляется она исключительно в результате накопленного социального опыта человека, его взаимодействия с другими членами общества. Оно, таким образом, влияет на идентичность каждого, поскольку задает нормы и диктует законы ее существования. Но с другой стороны человек сам определяет, каким будет его окружение в плане выбора целей, ценностей, потребностей и так далее.

Еще один представитель интеракционистского направления исследования идентичности немецкий философ, социолог Ю. Хабермас рассматривал личностную и социальную идентичность как два измерения, в которых реализуется балансирующая Я-идентичность. Вертикальное измерение, пояснял он, - личностная идентичность - обеспечивает связность истории жизни человека. Горизонтальное измерение - социальная идентичность - обеспечивает возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек. Я-идентичность возникает в балансе между личностной и социальной идентичностью. «Установление и поддержание этого баланса происходит с помощью техник взаимодействия, среди которых исключительное значение отводится языку. Во взаимодействии человек проясняет свою идентичность, стремясь соответствовать нормативным ожиданиям партнера. В то же время человек стремится к выражению своей неповторимости», - писал Хабермас.

В рамках когнитивистской ориентации активная разработка проблематики идентичности представлена в таких социально-психологических концепциях, как теория социальной идентичности Г. Тэджфела и теория самокатегоризации Дж. Тернера. В этих концепциях анализируется, как соотносятся личностная и социальная идентичности в структуре Я-концепции личности. Г. Тэджфел и Дж. Тернер рассматривали личностную и социальную идентичности как категории, которые взаимоисключают друг друга. Так, например, Тэджфел утверждал, что личностная либо социальная идентичность могут актуализироваться в зависимости от ситуации, в которой оказался человек. При этом механизм, запускающий процесс актуализации личностной или социальной идентичности, представляет мотивационная структура, ориентированная на то, чтобы личность достигла позитивной самооценки. Если кратчайшим путем к ее достижению являются способ использования межгрупповых форм поведения, человек актуализирует социальную идентичность. В случае если достичь позитивной самооценки можно на уровне межличностного общения, то есть, актуализируя личностную идентичность, у индивидуума не будет необходимости прибегать к противоположным формам поведения, и он не станет этого делать.

Между тем, Дж.Тернер в своих исследовательских трудах от мотивационно-когнитивных оснований теории социальной идентичности перешел к непосредственно когнитивным основам в теории самокатегоризации. Под этим термином понимается когнитивное самогруппирование индивидуума с некоторым классом идентичных объектов. Один из базовых постулатов теории Дж. Тернера - выделение трех уровней самокатегоризации:

1) самокатегоризация себя человеческого существа, то есть человеческая идентичность;

2) групповая самокатегоризация, то есть социальная идентичность;

3) личностная самокатегоризация, то есть персональная (личная) идентичность.

Согласно теории Дж. Тернера  между выраженностью одного уровня самокатегоризации и другими ее уровнями существует функциональный антагонизм. Так, с позиций личностной идентичности человек не видит сходства между группами, а с позиций групповой идентичности не различает индивидуальных характеристик отдельных членов группы. Категоризовав себя со своей группой в поисках положительных отличий от других групп, субъекты будут вести себя групповым образом. Восприятие себя как члена ингруппы, то есть отличного от члена аутгруппы, снижает самовосприятие человека как уникального индивида, отличного от членов ингруппы. Таким образом, у человека происходит деперсонализация восприятия, приводящая к тому, что люди начинают воспринимать себя и других членов группы как взаимозаменяемые, идентичные элементы одной категории.

Что касается отечественных  авторов, исследованием идентичности занимались И.С. Кон, В.А. Ядов, М.В. Заковоротная, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Е.Н. Загоруйко, Н.В. Антонова. В работах последней идентичность рассматривается как динамическая гипотетическая структура, связанная с биологическим и социальным контекстом жизни человека. «Элементами данной структуры являются самоопределения, т.е. принятые человеком суждения относительно себя и своей жизни. Каждый элемент идентичности существует в пространстве трех измерений:

1) содержательное измерение  - описываемая сфера жизни; 

2) оценочное измерение  - оценка человеком данного содержания;

3) временное измерение  - существование элемента идентичности  в субъективном времени личности».

Выделяя два аспекта идентичности: личностный (определение себя в терминах личностных качеств) и социальный (определение  себя в терминах группового членства), автор отмечает, что они объединяются в содержательном измерении. Н.В.Антонова считает также, что оба эти аспекта могут рассматриваться как фазы развития идентичности: социальный аспект онтогенетически первичен по отношению к личностному.

Подведем краткий итог. 

Проанализировав историю изучения феномена идентичности в психологии, мы выяснили следующие факты.

1. Идентичность - существенное, постоянное Я человека, внутреннее, субъективное понятие о себе. Вопросы становления и развития идентичности актуальны на протяжении всего жизненного пути индивида. Являясь динамичной структурой, идентичность развивается в процессе всей жизни человека. При этом данное развитие может идти как по прогрессивному, так и по регрессивному пути.

Информация о работе Стноавление профессиональной идентичности у работающих студентов