Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 00:27, курсовая работа
Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи. «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни,— писал Ушинский,— и к ней-то я должен направлять все свои способности». В этих словах весь смысл деятельности и творчества великого педагога.
Введение …………………………………………………………………………………… 3
1. Воспитание и общественность …………………………………………………… 3
2. Принцип народности воспитания ………………………………………………... 3
3. О воспитательном значении труда. Человек, как предмет воспитания ……….. 5
4. Принцип природосообразности и построение обучения ……………………….. 7
5. О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций …………………………………. 7
6. Две стадии процесса обучения ……………………………………………………. 8
7. Методологическая последовательность обучения ………………………………. 8
8. Наглядное обучение ………………………………………………………………... 9
9. Ушинский как сторонник классно-урочной системы ……………………………. 10
10. Методы преподавания и изучения по К.Д. Ушинскому …………………………. 11
11. Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» …… 12
12. Вопросы воспитания ……………………………………………………………….. 13
13. Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения.
Человек-предмет воспитания …………………………………………………….. 14
14. Народный учитель. Его деятельность и основные качества ……………………. 16
Заключение ………………………………………………………………………………… 17
Использованная литература ……………………………………………………………… 18
Содержание контрольной работы:
1). Творчество
и основные педагогические
Введение ………………………………………………………………………………
1. Воспитание и общественность …………………………………………………… 3
2. Принцип народности воспитания ………………………………………………... 3
3. О воспитательном значении труда. Человек, как предмет воспитания ……….. 5
4. Принцип природосообразности и построение обучения ……………………….. 7
5. О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций …………………………………. 7
6. Две стадии процесса обучения ……………………………………………………. 8
7. Методологическая последовательность обучения ………………………………. 8
8. Наглядное обучение ………………………………………………………………... 9
9. Ушинский как сторонник классно-урочной системы ……………………………. 10
10. Методы преподавания и изучения по К.Д. Ушинскому …………………………. 11
11. Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» …… 12
12. Вопросы воспитания ……………………………………………………………….. 13
13. Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения.
Человек-предмет воспитания …………………………………………………….. 14
14. Народный учитель. Его деятельность и основные качества ……………………. 16
Заключение ………………………………………………………………………………
Использованная литература ……………………………………………………………… 18
2). Семья в системе социализации и воспитании личности
Введение ………………………………………………………………………………
1. Семейное воспитание и его роль в социализации ребенка ……………………… 19
2. Формирование культуры семейных отношений …………………………………. 23
Заключение ………………………………………………………………………………
Использованная литература ……………………………………………………………... 25
1). Творчество
и основные педагогические
Введение
Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи. «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни,— писал Ушинский,— и к ней-то я должен направлять все свои способности». В этих словах весь смысл деятельности и творчества великого педагога.
Разрабатывая педагогическую
теорию на основе своей философской
иобщественно-политической концепции,
К.Д. Ушинский стремился, прежде всего,раскрыть
общие, фундаментальные проблемы педагогики.
Он неоднократноуказывал на «тесную
связь, которая существует между
воспитанием ифилософскими
К.Д.Ушинский отчетливо понимал,
что педагогика является социальнойнаукой,
что общественное бытие определяет
ход и направление воспитания,
егозадачи и содержание. «Воспитание,
- писал он, - может двигаться впередтолько
с движением всего общества».
Основным условием развитиявоспитания
Ушинский считал, во-первых, соответствие
его целей и
Идея соответствия общественного воспитания общественным потребностямполучила наиболее яркое воплощение в принципе народности воспитания,который стал ядром педагогической концепции Ушинского.В методологическом плане принцип народности воспитания выступал каккоренная закономерность развития образования - школа и воспитание должныстроиться прежде всего в полном соответствии с особенностями ипотребностями своей страны. «Вникнув в воспитательные идеи западных народностей, - замечал Ушинский, - мы увидим еще, что часто хотим привитьк нам то, что не есть собственно даже идея, а только оставшийся иногда бессознательно след истории того или другого западного народа». Требуя создания национальной школы и направляя усилия педагогов краскрытию национальных «воспитательных идей», Ушинский не отгораживалрусскую школу и русскую педагогическую науку от зарубежной педагогическоймысли. Наоборот, он всемерно стремился научно осмыслить реальные пути ивозможности обогащения русской педагогики и школы достоянием мировогопедагогического опыта, проводя идеи западной педагогической науки через фильтр разумности и рациональности.
Идея народности воспитания,
всесторонне обоснованная
Народность в воспитании
- это педагогическое преломление
ведущегосоциального лозунга
Принцип народности воспитания
лежал в основе учения К. Д. Ушинского
ородном языке как центральном
предмете школьного образования.Обучение
детей родному языку, по мысли
Ушинского, имеет три цели:развитие
той «врожденной душевной способности,
которую называют даромслова»; введение
детей в сознательное обладание
сокровищами родного языка
Язык народа, писал Ушинский, «создан самим пародом». Это «лучший,никогда не увядающий и вечно вновь, распускающийся цвет всей его духовнойжизни... В языке одухотворяется весь народ и вся его родина... Всокровищницу родного слова складывает одно поколение; за другим плодыглубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования,воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, - словом, весь следсвоей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове».Вводя ребенка в мирнародного языка, педагог вводит его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, народного духа», и «чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер».
К. Д. Ушинский решительно
выступал в защиту языка
Столь же неразрывно слито с принципом народности воспитания учение Ушинского о труде как главном факторе воспитания. Это учение стало крупным достижением русской педагогической мысли и получило впоследствии всестороннее развитие в советской педагогической науке. «Воспитание,- писал Ушинский, - должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире а с другой - внушить ему неутомимую жажду труда»
К. Д. Ушинский подчеркивал, что человек развивается и формируется в трудовой деятельности. Труд в его учении выступал как основа, средство и цель человеческого существования, как источник нравственного, умственного и физического совершенствования человека. Основными средствами воспитания трудолюбия онсчитал активность детей в учебной работе, участие их в производительном труде, а также выполнение ими посильной работы, связанной с домашним бытом. Ушинский считал, что «праздность есть мать всех пороков». В процессе учебно-трудовой деятельности у учащихся должны быть воспитаны дисциплинированность, чувство ответственности за выполнение своего дела, твердая воля и характер.
Человек имеет врожденнуюспособность — потребность в труде. Но уже в детстве, в силу разных обстоятельств, эта потребность может либо развиваться, либо погаснуть. Забота школы и состоит в том, что она призвана открыть своему воспитаннику возможность найти полезный труд в будущей жизни. Чтобы человек искренне полюбил серьезный труд, нужно внушить ему серьезный взгляд на него. Для человека в детском и юношеском возрасте главный интерес в жизни должно составлять учение. Как обстоит дело в этом отношении в школе? Нередко учитель приучает своих воспитанников убивать время в классе, толкуя им без воодушевления о том, что они затем найдут в книге; ведь учитель не знает других методов, способных возбудить и поддержать внимание учеников. На другой день учитель спрашивает урок одного, двух, трех учеников, а остальные считают себя свободными от каких-либо дел. Так ученик приучается к ничегонеделанью, к бездумному времяпровождению. Не стоит учителю надеяться на то, что ученик сам увлечется предметом, что только занимательное его изложение вызовет интерес к нему. Наставнику необходимо помнить, что его обязанность состоит в приучении воспитанников умственному труду, развитие у них привычки к труду.
Серьезный, дельный труд всегда тяжел, утверждает Ушинский в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860) и предлагает средства, способные развить привычку к труду. 1. Не учить ученика, а только помогать ему учиться. На долю ученика необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть, а наставнику следует помочь с освоением учебного предмета, дать возможность испытать наслаждение от своего труда. 2. Не надрывать сил ребенка в умственной работе. Но и не давать им засыпать. Умственный труд тяжел, мечтать — легко и приятно, думать же трудно. Ученик готов лучше часами сидеть без мысли над одной и той же страницей или вызубрить ее, чем подумать серьезно хотя бы несколько минут. Значит, надо приучать его к умственному труду. 3. Приучать к труду постепенно. Для того чтобы ученик был способен легко и без вреда для здоровья выносить умственный труд, нужно действовать осторожно, понемногу увеличивать нагрузку, приучая его к умственным усилиям. Вместе с привычкой к труду появится и любовь к нему, и жажда труда. 4. Менять виды трудовой деятельности. Отдых от умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело. Физический труд является приятным после труда умственного; поэтому уборка классных комнат, занятия в саду и огороде, токарным мастерством, переплетом книг и та.принесет как материальную пользу, так и послужит отдыхом. В детском возрасте такой переменой деятельности является игра.
«Человек как предмет
воспитания» - так озаглавил К.
Д. Ушинскийкапитальный
Педагогическая наука, замечал К. Д. Ушинский, не может существовать и развиваться изолированно от других наук, «из которых она почерпает знание средств, необходимых ей для достижения ее целей». К. Д. Ушинский требовал, чтобы учение с самого же начала было отмежевано от игры и направлено на выполнение учащимися конкретной серьезной задачи. «Я советую, - писал он, - начинать ученье лучше несколько позднее и назначать для него сначала как можно меньше времени; но с первого же раза отделить от игры и сделать серьезною обязанностью для ребенка. Конечно, можно выучить ребенка читать и писать играючи, но я считаю это вредным потому, что чем долее вы будете оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее для него будет потом переход к ним. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения».К. Д. Ушинский считал, что обучение может выполнить свои образовательные и воспитательные задачи лишь при соблюдении трех условий: если, во-первых, оно будет связано с жизнью; во-вторых, будет построено всоответствии с природой ребенка и, наконец, в-третьих, если преподаваниеведется на родном языке учащихся.
Все дидактическое учение
Ушинского пронизано
К. Д. Ушинский стремился построить процесс обучения в соответствии с природой и развитием детей. Первое условие этого соответствия он видел в своевременном начале обучения. Не менее важным условием природосообразного обучения К. Д. Ушинский считал содействие свободному развитию способностей детей с учетом специфических особенностей этого развития на разных возрастных ступенях, а также «отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости» в обучении. И наконец, как еще одно условие он выдвигал требование постоянного усложнения учебной работы в процессе общего роста и развития учащихся, но с тем, чтобы не надрывать сил ребенка, не задерживать его развития и в то же время не давать этим силам ослабиться, «де давать им засыпать». Для осуществления принципа природосообразности Ушинский считал необходимым строить обучение в соответствии с данными психологии, физиологии и анатомии человека.
Информация о работе Творчество и основные педагогические идеи К.Д. Ушинского