Теоритические подходы к вопросу формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
- избирательная направленность человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо) [7];
- проявление умственной и эмоциональной активности (С.Л.Рушинштейн);
- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А.К. Ковалев) [12];
- активное познавательное отношение человека к миру (В.Н.Мясищев);

Вложенные файлы: 1 файл

I.docx

— 89.74 Кб (Скачать файл)

Глава I. Теоритические подходы к вопросу формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Формирование познавательного интереса как психолого – педагогическая проблема.

Проблему  познавательного  интереса широко исследовали  в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина, Н.Р.Морозова.

Интерес, как сложное и  очень значимое для человека образование, имеет  множество трактовок в  своих  психологических определениях, он рассматривается  как:

- избирательная направленность  человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо) [7];

- проявление умственной  и эмоциональной активности (С.Л.Рушинштейн);

- активатор разнообразных  чувств (Д. Фрейер);

- специфическое отношение  личности к объекту, вызванное  сознанием его жизненного значения  и эмоциональной привлекательности  (А.К. Ковалев) [12];

- активное познавательное  отношение человека к миру (В.Н.Мясищев);

Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:

- и как  избирательная  направленность психических   процессов человека на объекты   и явления окружающего мира;

- и как  тенденция,  стремление, потребность  личности  заниматься именно данной  областью  явлений, данной деятельностью,  которая приносит удовлетворение;

- и как  мощный побудитель  активности  личности;

- и,  наконец, как особое  избирательное  отношение к  окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам [20].

Н.Р. Морозова характеризует  интерес, по крайней мере, тремя обязательными  моментами:

1) положительной эмоцией  по отношению к деятельности;

2) наличием  познавательной  стороны этой  эмоции, т.е. тем,  что мы называем  радостью познавания  и познания;

3) наличием  непосредственного  мотива, идущего  от самой деятельности, т.е. деятельность  сама по себе  привлекает и  побуждает его  заниматься, независимо  от других мотивов [11].

Интерес – это «сплав»  многих психических  процессов, образующих особый тонус  деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в  познание интересующего  предмета, в познавательную деятельность, переживание  неудач и волевые  устремления  к их преодолению).

     Важнейшая  область общего феномена интереса  –  познавательный интерес.  Его предметом  является самое  значительное свойство человека: познавать окружающий мир   не только с целью биологической   и социальной ориентировки в  действительности, но в самом  существенном отношении  человека  к миру – в стремлении проникать  в его многообразие, отражать  в сознании сущностные стороны,  причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Познавательный  интерес – важнейшее образование  личности, которое складывается в  процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом  не является имманентно присущим человеку от рождения. (Морозова Н.Г).

     Познавательный  интерес, будучи, включенным в  познавательную деятельность, теснейшим  образом  сопряжен с формированием  многообразных  личностных отношений:  избирательного отношения к той  или иной области науки, познавательной  деятельности, участию в них, общению  с соучастниками познания. Именно  на этой основе – познания  предметного мира и отношения  к нему, научным истинам – формируется  миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру,  которому способствует познавательный  интерес.

     Наиболее  общими  и важными задачами познавательного  развития ребенка являются не  просто обогащение его представлений  об окружающем, а развитие познавательной  инициативы (любознательности) и освоение  культурных форм упорядочения  опыта (на материале представлений  о мире),  как предпосылки формирования  готовности личности к непрерывному  образованию. Таким образом, в  процессе развития детей дошкольного  возраста познавательный  интерес  выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего  ребенка обучения, и как сильный  мотив, к  интеллектуальному  и длительному протеканию познавательной  деятельности, и как предпосылки  формирования готовности личности  к непрерывному образованию.

Г. И. Щукина определяет познавательный интерес в трех категориях:

  1. Познавательный интерес как средство обучения.

Познавательный  интерес – явление многозначительное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставит активизировать мышление. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не все, а только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное и значительное в обучении представить в интересной для ученика форме. Познавательный интерес, характеризуясь объективными условиями появления и формирования, представляет собою внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающий наиболее значительные её стороны. Школьника могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с особенно яркими фактами, эффектными опытами, с обаянием личности учителя. Ограничивать трактовку познавательного интереса внешней стороной его влияния на школьника, понимать его лишь как средство обучения – неосмотрительно. Познавательный интерес как средство обучения становится надёжным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, открывающего его перспективы. Бесспорно то, что наука сама по себе увлекательна, но только для того, кто углубился в неё, кто овладел её методом, а не для того, кто «лишь стоит в её преддверии». По отношении к нему нужно искать дополнительные средства в виде занимательности, которая побуждает мысль работать. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, взаимодействующих на человека, на школьника. В этой природе занимательности заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющегося началом всякого познания. Чувство удивления вызывают следующие элементы занимательности: новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Эти особенности являются сильнейшими побудителями познавательного интереса. Занимательность, выступающая в качестве стимула познавательного интереса и как средство обучения и как средство популяризации научных знаний , с одной стороны, делает научные знания доступными, с другой стороны, способствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания. Но, как всякое средство, занимательность может давать различный эффект в зависимости от многих условий своего применения. Она может быть эмотивной, исчезать с исчезновением соответствующей ситуации, но она может вести и к устойчивому познавательному интересу. В работах Р. Г. Лемберг проанализированы возможные результаты так называемых аттракционных приёмов введения в тему урока, познавательная ценность которых бывает равна нулю. Занимательность – важное, и в то же время достаточно острое средство обучения. Чтобы иметь надёжный эффект её использования, необходимо правильное понимание занимательности как фактора, определённым образом влияющего на психические процессы и предельно ясное осознание учителем цели её использования в каждый данный момент, потому что назначение занимательности в учебном процессе может быть очень многообразным.

  1. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности.

Познавательный  интерес выступает как ценнейший  мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его  проявление. Познавательный интерес имеет свой предмет, в нём ясно и отчётливо выражена направленность на определённую предметную область, к более глубокому познанию, к которой школьник стремится. В мотиве выражено влияние объективного мира на человека, который не только отражается в его сознании, но и рождает определённое отношение. Стремление к познанию – внутренняя потребность человека. У него есть стремление приравнять окружающий мир к своим понятиям, тенденциям. Отсюда появляется любознательность и стремление к знанию. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним. Познавательный интерес фигурирует среди других мотивов учения школьника как мотов, которому отдаётся предпочтение. Особенностью познавательного интереса как мотива учения школьника является то, что в нём как бы совмещается план «знаемых» и «реальных» мотивов. Познавательный интерес выступает в педагогических явлениях и как цель и как средство. Познавательный интерес, будучи постоянно поддерживаемым и подкрепляемым системой воспитания и обучения,  содействует положительной направленности школьника, позиция которого в школе, в коллективе товарищей, в семье, в иных коллективах бывает всегда очень выигрышной. Не может быть речи о самостоятельности действий без достаточной внутренней мотивации, основой которой являются потребности и интересы, поскольку тогда вообще не может быть речи об активности. Что касается устойчивого познавательного интереса, то он в большей мере обусловлен внутренней мотивацией и вовсе не зависит от каждоразового подкрепления. Особенностью познавательного интереса как мотива учения, по нашему предположению, является также и то, что он раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознаётся школьником. Для характеристики познавательного интереса как мотива чрезвычайно выразителен термин «бескорыстный». Побуждаемый стремлением к знанию или даже привлекательными аксессуарами обучения, школьник более бескорыстен, чем тогда, когда он повторяет за учителями красивые формулы, «поёт с чужого голоса» или когда он побуждается мотивом с отрицательным знаком. Будучи сильным мотивом учения, познавательный интерес, создавая «внутреннюю среду» развития, существенно меняет саму деятельность, влияет на её характер протекание и результаты. Главным стимулом учебной деятельности школьника является внешний стимул – учитель и стимулы внутреннего плана, в которых внешнее воздействие трансформировано во внутреннюю позицию ученика, благодаря чему, он является не только объектом, но и субъектом воспитания. Как всякий мотив, познавательный интерес не обособлен, он развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними. Существует тесная связь мотивов социальных и познавательного интереса. Познавательный интерес взаимодействует и с моральными мотивами.

  1. Познавательный интерес как устойчивая черта личности.

Познавательный интерес  выступает перед нами не только как  мотив и средство обучения но  и как устойчивое качество личности. Учить легче и приятнее ученика активного, отзывчивого.  Инертный ученик с малоподвижными мыслительными процессами, эмоционально глухой к моральным и эстетическим стимулам, труден для учителя. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности – всё это разные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес. Будучи устойчивой чертой личности школьника, познавательный интерес определяет его активность в учении, инициативу в постановке познавательных целей. Опыт познавательной деятельности содействует постепенному формированию познавательного интереса: от стадии простой ориентировки, связанной с состоянием любопытства, через активный поиск недостающей информации, выражающейся в состоянии любознательности, к познавательному интересу, в основе которого лежит стремление к познаванию внутренней сущности явлений окружающего мира. Процесс становления познавательного интереса как устойчивой черты личности эффективнее происходит в коллективе. Будучи устойчивой чертой личности познавательный интерес определяет характер не только познавательной, но и общественной направленности. Познавательный интерес способствует формированию «внутренней позиции личности». Как и любое другое свойство личности, познавательный интерес формируется в деятельности, причём не изолированно, а в тесном взаимодействии с потребностями и с другими мотивами [20].

Познавательный  интерес  выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают  последовательные стадии его развития:  любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

     Любопытство  – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.

     На  стадии  любопытства ребенок довольствуется  лишь ориентировкой, связанной  с  занимательностью того или  иного  предмета, той или иной  ситуации. Эта стадия еще не  обнаруживает подлинного стремления  к познанию. И, тем не менее,  занимательность как фактор выявления  познавательного интереса может  служить его начальным  толчком.

     Любознательность  – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен  от простого исполнительства и пассивного запоминания.

Впервые любопытство от любознательности отграничил В.Ф. Одоевский. Он считал, что  свойственное детям любопытство  при надлежащем руководстве может  перерасти в любознательность, в  страсть к познанию, развивающую  умственную самостоятельность.

     В работе  Кудинова С.И. любознательность  представлена как целостная структура   мотивационно – смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих постоянство  стремлений и готовность индивида к  освоению новой информации.

     Морозова  Г.Н.  считает, что любознательность  близка к интересу, но она «диффузна,  не сосредоточена на определенном предмете или деятельности».

     Щукина  Г.И.  рассматривает любознательность  как ступень развития интереса, отражающую состояние избирательного  отношения  ребенка к предмету  познания и  степень влияния  его на личность.

     Рамонова  К.М. подчеркивает то, что любознательность является своеобразной формой активности, отличающейся рядом особенностей:

  • любознательность  – первоначальный этап формирования  устойчивой познавательной направленности, связана с ориентировочным рефлексом  и ориентировочной деятельностью;
  • выступает  как первоначальная форма познавательного  интереса и представляет собой  непосредственное и познавательное  недифференцированное отношение;
  • является  условием успешной умственной  деятельности, которая проходит  с наименьшим  утомлением и  затратной энергии;
  • развитие  любознательности происходит при  условии демонстрации ребенку противоречивых фактов, побуждающих выявить причины явлений. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях,  направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Обстоятельно, в контексте  своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В  своей теории он психологически обосновал  интерес в обучении. Особое место  занимает начальное обучение, требующее  побуждения ребёнка к активной мыслительной работе. Занимательность, связанная  с реальными предметами, наглядный  материал, близкий опыту ребёнка, — драгоценнейшие достоинства первоначального обучения. Открывать перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и внимание — в этом К.Д. Ушинский видел важную задачу обучения. Важно не подменять занимательность развлекательством, чтобы сам интерес учения зависел от серьёзной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас, — таковы наставления К.Д. Ушинского.

Информация о работе Теоритические подходы к вопросу формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста