Глава I. Теоритические
подходы к вопросу формирования познавательного
интереса у детей старшего дошкольного
возраста.
1.1. Формирование
познавательного интереса как психолого
– педагогическая проблема.
Проблему познавательного
интереса широко исследовали в психологии
Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А.
Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в
педагогической литературе Г.И.Щукина,
Н.Р.Морозова.
Интерес, как сложное и
очень значимое для человека образование,
имеет множество трактовок в
своих психологических определениях,
он рассматривается как:
- избирательная направленность
человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо) [7];
- проявление умственной
и эмоциональной активности (С.Л.Рушинштейн);
- активатор разнообразных
чувств (Д. Фрейер);
- специфическое отношение
личности к объекту, вызванное
сознанием его жизненного значения
и эмоциональной привлекательности
(А.К. Ковалев) [12];
- активное познавательное
отношение человека к миру (В.Н.Мясищев);
Г.И.Щукина считает, что в действительности
интерес выступает перед нами:
- и как избирательная
направленность психических
процессов человека на объекты
и явления окружающего мира;
- и как тенденция,
стремление, потребность личности
заниматься именно данной областью
явлений, данной деятельностью,
которая приносит удовлетворение;
- и как мощный побудитель
активности личности;
- и, наконец, как особое
избирательное отношение к
окружающему миру, к его объектам,
явлениям, процессам [20].
Н.Р. Морозова характеризует
интерес, по крайней мере, тремя обязательными
моментами:
1) положительной эмоцией
по отношению к деятельности;
2) наличием познавательной
стороны этой эмоции, т.е. тем,
что мы называем радостью познавания
и познания;
3) наличием непосредственного
мотива, идущего от самой деятельности,
т.е. деятельность сама по себе
привлекает и побуждает его
заниматься, независимо от других мотивов
[11].
Интерес – это «сплав»
многих психических процессов, образующих
особый тонус деятельности, особые
состояния личности (радость от процесса
учения, стремление углубляться в
познание интересующего предмета,
в познавательную деятельность, переживание
неудач и волевые устремления
к их преодолению).
Важнейшая
область общего феномена интереса
– познавательный интерес.
Его предметом является самое
значительное свойство человека:
познавать окружающий мир
не только с целью биологической
и социальной ориентировки в
действительности, но в самом
существенном отношении человека
к миру – в стремлении проникать
в его многообразие, отражать
в сознании сущностные стороны,
причинно-следственные связи, закономерности,
противоречивость.
Познавательный
интерес – важнейшее образование
личности, которое складывается в
процессе жизнедеятельности человека,
формируется в социальных условиях
его существования и никоим образом
не является имманентно присущим человеку
от рождения. (Морозова Н.Г).
Познавательный
интерес, будучи, включенным в
познавательную деятельность, теснейшим
образом сопряжен с формированием
многообразных личностных отношений:
избирательного отношения к той
или иной области науки, познавательной
деятельности, участию в них, общению
с соучастниками познания. Именно
на этой основе – познания
предметного мира и отношения
к нему, научным истинам – формируется
миропонимание, мировоззрение, мироощущение,
активному, пристрастному характеру,
которому способствует познавательный
интерес.
Наиболее общими
и важными задачами познавательного
развития ребенка являются не
просто обогащение его представлений
об окружающем, а развитие познавательной
инициативы (любознательности) и освоение
культурных форм упорядочения
опыта (на материале представлений
о мире), как предпосылки формирования
готовности личности к непрерывному
образованию. Таким образом, в
процессе развития детей дошкольного
возраста познавательный интерес
выступает в многозначной роли:
и как средство живого, увлекающего
ребенка обучения, и как сильный
мотив, к интеллектуальному
и длительному протеканию познавательной
деятельности, и как предпосылки
формирования готовности личности
к непрерывному образованию.
Г. И. Щукина определяет познавательный
интерес в трех категориях:
- Познавательный интерес как средство обучения.
Познавательный
интерес – явление многозначительное,
поэтому на процессы обучения и воспитания
он может влиять различными своими
сторонами. В педагогической практике
познавательный интерес рассматривают
часто лишь как внешний стимул этих процессов,
как средство активизации познавательной
деятельности ученика, как эффективный
инструмент учителя, позволяющий ему сделать
процесс обучения привлекательным, выделить
в обучении именно те аспекты, которые
смогут привлечь к себе непроизвольное
внимание учеников, заставит активизировать
мышление. Если из окружающего мира человек
отбирает далеко не все, а только то, что
является для него более значимым, то следует
задуматься над тем, чтобы особо важное
и значительное в обучении представить
в интересной для ученика форме. Познавательный
интерес, характеризуясь объективными
условиями появления и формирования, представляет
собою внутренний своеобразный процесс
самой личности, затрагивающий наиболее
значительные её стороны. Школьника
могут привлекать такие стороны обучения,
которые связаны с особенно яркими фактами,
эффектными опытами, с обаянием личности
учителя. Ограничивать трактовку познавательного
интереса внешней стороной его влияния
на школьника, понимать его лишь как средство
обучения – неосмотрительно. Познавательный
интерес как средство обучения становится
надёжным только тогда, когда используется
в арсенале средств развивающего обучения,
прокладывающего дорогу росткам нового
в развитии учеников, открывающего его
перспективы. Бесспорно то, что наука
сама по себе увлекательна, но только для
того, кто углубился в неё, кто овладел
её методом, а не для того, кто «лишь стоит
в её преддверии». По отношении к нему
нужно искать дополнительные средства
в виде занимательности, которая побуждает
мысль работать. Занимательность
связана с интересными сторонами вещей,
явлений, процессов, взаимодействующих
на человека, на школьника. В этой природе
занимательности заключены чрезвычайно
значимые для познавательного интереса
элементы, которые могут вызвать чувство
удивления, являющегося началом всякого
познания. Чувство удивления
вызывают следующие элементы занимательности:
новизна, необычность, неожиданность,
странность, несоответствие прежним представлениям.
Эти особенности являются сильнейшими
побудителями познавательного интереса.
Занимательность, выступающая в качестве
стимула познавательного интереса и как
средство обучения и как средство популяризации
научных знаний , с одной стороны, делает
научные знания доступными, с другой стороны,
способствует лучшему протеканию познавательных
процессов человека, активизации его мышления,
обострению эмоционального отношения
к предмету познания. Но, как всякое средство,
занимательность может давать различный
эффект в зависимости от многих условий
своего применения. Она может быть эмотивной,
исчезать с исчезновением соответствующей
ситуации, но она может вести и к устойчивому
познавательному интересу. В работах
Р. Г. Лемберг проанализированы возможные
результаты так называемых аттракционных
приёмов введения в тему урока, познавательная
ценность которых бывает равна нулю. Занимательность
– важное, и в то же время достаточно острое
средство обучения. Чтобы иметь надёжный
эффект её использования, необходимо правильное
понимание занимательности как фактора,
определённым образом влияющего на психические
процессы и предельно ясное осознание
учителем цели её использования в каждый
данный момент, потому что назначение
занимательности в учебном процессе может
быть очень многообразным.
- Познавательный интерес как мотив учебной деятельности.
Познавательный
интерес выступает как ценнейший
мотив учебной деятельности школьников,
и это наиболее существенное его
проявление. Познавательный интерес имеет
свой предмет, в нём ясно и отчётливо выражена
направленность на определённую предметную
область, к более глубокому познанию, к
которой школьник стремится. В мотиве
выражено влияние объективного мира на
человека, который не только отражается
в его сознании, но и рождает определённое
отношение. Стремление к познанию – внутренняя
потребность человека. У него есть стремление
приравнять окружающий мир к своим понятиям,
тенденциям. Отсюда появляется любознательность
и стремление к знанию. Как мотив учения
познавательный интерес имеет ряд преимуществ
перед другими мотивами, которые могут
существовать вместе и наряду с ним. Познавательный
интерес фигурирует среди других мотивов
учения школьника как мотов, которому
отдаётся предпочтение. Особенностью
познавательного интереса как мотива
учения школьника является то, что в нём
как бы совмещается план «знаемых» и «реальных»
мотивов. Познавательный интерес выступает
в педагогических явлениях и как цель и как
средство. Познавательный интерес,
будучи постоянно поддерживаемым и подкрепляемым
системой воспитания и обучения, содействует
положительной направленности школьника,
позиция которого в школе, в коллективе
товарищей, в семье, в иных коллективах
бывает всегда очень выигрышной. Не может
быть речи о самостоятельности действий
без достаточной внутренней мотивации,
основой которой являются потребности
и интересы, поскольку тогда вообще не
может быть речи об активности. Что касается
устойчивого познавательного интереса,
то он в большей мере обусловлен внутренней
мотивацией и вовсе не зависит от каждоразового
подкрепления. Особенностью познавательного
интереса как мотива учения, по нашему
предположению, является также и то, что
он раньше и более ясно, чем другие мотивы,
осознаётся школьником. Для характеристики
познавательного интереса как мотива
чрезвычайно выразителен термин «бескорыстный».
Побуждаемый стремлением к знанию или
даже привлекательными аксессуарами обучения,
школьник более бескорыстен, чем тогда,
когда он повторяет за учителями красивые
формулы, «поёт с чужого голоса» или когда
он побуждается мотивом с отрицательным
знаком. Будучи сильным мотивом учения,
познавательный интерес, создавая «внутреннюю
среду» развития, существенно меняет саму
деятельность, влияет на её характер протекание
и результаты. Главным стимулом учебной
деятельности школьника является внешний
стимул – учитель и стимулы внутреннего
плана, в которых внешнее воздействие
трансформировано во внутреннюю позицию
ученика, благодаря чему, он является не
только объектом, но и субъектом воспитания. Как всякий мотив,
познавательный интерес не обособлен,
он развивается в кругу других мотивов
и взаимодействует с ними. Существует
тесная связь мотивов социальных и познавательного
интереса. Познавательный интерес взаимодействует
и с моральными мотивами.
- Познавательный интерес как устойчивая черта личности.
Познавательный интерес
выступает перед нами не только как
мотив и средство обучения но
и как устойчивое качество личности. Учить
легче и приятнее ученика активного, отзывчивого.
Инертный ученик с малоподвижными мыслительными
процессами, эмоционально глухой к моральным
и эстетическим стимулам, труден для учителя. Пытливость, любознательность,
готовность к познавательной деятельности
– всё это разные выражения познавательной
направленности личности, в основе которой
лежит познавательный интерес. Будучи
устойчивой чертой личности школьника,
познавательный интерес определяет его
активность в учении, инициативу в постановке
познавательных целей. Опыт познавательной
деятельности содействует постепенному
формированию познавательного интереса:
от стадии простой ориентировки, связанной
с состоянием любопытства, через активный
поиск недостающей информации, выражающейся
в состоянии любознательности, к познавательному
интересу, в основе которого лежит стремление
к познаванию внутренней сущности явлений
окружающего мира. Процесс становления
познавательного интереса как устойчивой
черты личности эффективнее происходит
в коллективе. Будучи устойчивой
чертой личности познавательный интерес
определяет характер не только познавательной,
но и общественной направленности.
Познавательный интерес способствует
формированию «внутренней позиции личности». Как и любое другое
свойство личности, познавательный интерес
формируется в деятельности, причём не
изолированно, а в тесном взаимодействии
с потребностями и с другими мотивами
[20].
Познавательный интерес
выражен в своем развитии различными
состояниями. Условно различают
последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность,
познавательный интерес, теоретический
интерес. И хотя эти стадии выделяются
чисто условно, наиболее характерные их
признаки являются общепризнанными.
Любопытство
– элементарная стадия избирательного
отношения, которая обусловлена чисто
внешними, часто неожиданными обстоятельствами,
привлекающими внимание человека. Для
человека эта элементарная ориентировка,
связанная с новизной ситуации, может
и не иметь особой значимости.
На стадии
любопытства ребенок довольствуется
лишь ориентировкой, связанной
с занимательностью того или
иного предмета, той или иной
ситуации. Эта стадия еще не
обнаруживает подлинного стремления
к познанию. И, тем не менее,
занимательность как фактор выявления
познавательного интереса может
служить его начальным толчком.
Любознательность
– ценное состояние личности. Она характеризуется
стремлением человека проникнуть за пределы
увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются
достаточно сильные выражения эмоций
удивления, радости познания, удовлетворенностью
деятельностью. В возникновении загадок
и их расшифровке и заключается сущность
любознательности, как активного видения
мира, которое развивается не только на
занятиях, но и в труде, когда человек отрешен
от простого исполнительства и пассивного
запоминания.
Впервые любопытство от любознательности
отграничил В.Ф. Одоевский. Он считал, что
свойственное детям любопытство
при надлежащем руководстве может
перерасти в любознательность, в
страсть к познанию, развивающую
умственную самостоятельность.
В работе
Кудинова С.И. любознательность
представлена как целостная структура
мотивационно – смысловых и инструментально-стилевых
характеристик, обеспечивающих постоянство
стремлений и готовность индивида к
освоению новой информации.
Морозова Г.Н.
считает, что любознательность
близка к интересу, но она «диффузна,
не сосредоточена на определенном
предмете или деятельности».
Щукина Г.И.
рассматривает любознательность
как ступень развития интереса,
отражающую состояние избирательного
отношения ребенка к предмету
познания и степень влияния
его на личность.
Рамонова К.М.
подчеркивает то, что любознательность
является своеобразной формой активности,
отличающейся рядом особенностей:
- любознательность – первоначальный этап формирования устойчивой познавательной направленности, связана с ориентировочным рефлексом и ориентировочной деятельностью;
- выступает как первоначальная форма познавательного интереса и представляет собой непосредственное и познавательное недифференцированное отношение;
- является условием успешной умственной деятельности, которая проходит с наименьшим утомлением и затратной энергии;
- развитие любознательности происходит при условии демонстрации ребенку противоречивых фактов, побуждающих выявить причины явлений. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Обстоятельно, в контексте
своей педагогической теории проблему
интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В
своей теории он психологически обосновал
интерес в обучении. Особое место
занимает начальное обучение, требующее
побуждения ребёнка к активной мыслительной
работе. Занимательность, связанная
с реальными предметами, наглядный
материал, близкий опыту ребёнка,
— драгоценнейшие достоинства первоначального
обучения. Открывать перед детьми новые
и новые стороны предмета, пробуждать
интерес и внимание — в этом К.Д. Ушинский
видел важную задачу обучения. Важно не
подменять занимательность развлекательством,
чтобы сам интерес учения зависел от серьёзной
мысли, а не от каких-нибудь не идущих к
делу прикрас, — таковы наставления К.Д.
Ушинского.