Урок-важнейшая форма обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование системы школьного образования ставит перед методикой начального обучения целый ряд сложнейших проблем, направленных на организацию учебной деятельности младших школьников, обеспечивающую не только усвоение системы знаний, навыков, умений, но и реализацию развивающих и воспитывающих функций обучения. В этих условиях особое значение приобретает проблема совершенствования профессиональной подготовки учителей начальных классов, расширение и некоторый пересмотр тематики методических мероприятий межкурсового периода

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ……………….5
1.1. Проблема повышения эффективности обучения в
современной психолого-педагогической науке……………………...5
1.2. Урок как педагогическая категория, требования к современному
уроку …………………………………………………………………..13
1.3. Условия эффективности урока в младшей школе……………….…19
ВЫВОД…………………………………………………………………….30 2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В
МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ……………………………………………….31
2.1.Диагностика эффективности урока в младшей школе……………..31
2.2.Повышение эффективности урока путем интеграции……………..41 ВЫВОД…………………………………………………………………....46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...47 Список литературы ……………………………………………………....48
Приложение……………………………………………………………….51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)


8

 

                                ВЫВОД.

Значительным вкладом в теорию урока и методику обучения явилось развитие педагогами-новаторами ведущих идей педагогики сотрудничества. Получили обоснование и широкое распространение требования демократизации школы и личности, гуманного отношения к детям. Ученик рассматривался как добровольный и заинтересованный единомышленник учителей. Основой успеха в обучении и воспитании провозглашались духовная общность учителя и учеников, обучение без принуждения. Урок рассматривался как важнейшая ступень духовно-нравственного восхождения школьника. В духе идей педагогики сотрудничества был разработан ряд новых технологий, повышающих эффективность урока и процесс обучения в целом.

Положительные стороны совершенствования теории и практики урока, могут находить применение в современной общеобразовательной школе и способствовать дальнейшей разработке проблемы повышения эффективности процесса обучения, а именно:

- формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности, потребности в знаниях, готовности и умения самообразования;

- диагностирование обучаемости с целью своевременного объективного выявления продуктивности процесса обучения и установления личного рейтинга каждого обучаемого;

- предоставление самим учащимся возможности оценивать результаты своей учебно-познавательной деятельности;

- использование электронно-вычислительной, компьютерной техники, тестов в оценивании успеваемости учащихся;

- создание в процессе обучения личностно ориентированной учебной, познавательной ситуации;

- подготовка учащихся к самостоятельному открытию знаний, норм и ценностей в процессе жизненного и профессионального самоопределения, к самостоятельной выработке качеств личности, необходимых для жизни;

- применение «нестандартных» уроков (в форме соревнования, игр, публичного общения; традиционных форм внеклассной работы и др.);

- создание на уроке здорового нравственно-психологического климата, атмосферы эмоциональной приподнятости, доброжелательности, сотрудничества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В представленной нами курсовой работе, мы изучили пути повышения эффективности уроков.

Существуют разные способы повышения эффективности урока, основное задание которых - активизация познавательной деятельности учеников: уроки погружения, "деловые игры",  урок - соревнование,   урок творчества учеников,  компьютерные уроки, уроки-викторина,  урок-экскурсия, интегрированный урок, урок-сказка, урок-спектакль, урок-игра. 

В представленной нами работе показано, ЧТО Интеграция-это один из наиболее результативных условий повышения эффективности уроков.

. РАССМАТРИВАЯ УРОКИ ИЗБОРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЫ ПРИШЛИ К ВЫВОДУ, ЧТО  ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ  РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА, как через взаимопроникновение разных видов искусств достигается высокий уровень таких уроков. А сами уроки усиливают мировоззренческую направленность познавательных интересов учащихся, что  пробуждают в ученике творческое начало, эмоциональную отзывчивость,  и помогают в решении главной проблемы школы – всестороннему развитию личности.

Интеграция-это один из наиболее результативных условий повышения эффективности уроков. А КРОМЕ ИНТЕГРАЦИИ В 1 ЧАСТИ ЖИРНЫМ ВЫДЕЛЕНЫ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

ГИПОТЕЗУ ОТРАЗИТЕ В ВЫВОДАХ,

Гипотеза данной работы: урок будет эффективен, если:

- руководство познавательной деятельностью производится на основе закономерностей и принципов обучения;

- на уроке организована напряженная, организованная и результативная познавательная деятельность учащихся;

- обеспечена связь содержания, форм и методов обучения;

- обеспечена взаимосвязь  традиционных и инновационных методов обучения;

- обеспечен дифференцированный подход к учащимся;

- обучение построено на демократических началах.

 

    Опыт проведения таких уроков показал, что ученикам предоставляется возможность быть в позиции творческого субъекта, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения. Отсутствие временных рамок урока и их чередование снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, ведет к отсутствию у школьников нелюбимого предмета, повышает успешность обучения.  Каждый учащийся  включен в учебный процесс.  У учащихся развиваются общеучебные  умения. У учащихся наблюдается повышение обученности и воспитанности. Ребята занимаются исследовательской работой для повышения уровня знаний по предмету. Создаются условия для сохранности физического и психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности.  Создаются благоприятные условия для сотрудничества с родителями. Они становятся активными участниками учебно-воспитательного процесса.

     Для успешной реализации интегрированного обучения учебных занятий мы овладели данной методикой.

  Изучили исторический подход для реализации межпредметных связей в обучении из классической педагогики, опыт педагогов по теме интеграции.

  Изучили условия для реализации интегрированного обучения, учитывая предупреждение перегрузки на  уроках, отслеживали роль сюжетных уроков на повышение учебной мотивации, на работоспособность  младших школьников, на стимуляцию развития навыков межличностного общения, на развитие познавательных процессов.

Мы достигли таких результатов:

- учащиеся справляются с базовым уровнем усвоения знаний, умений и навыков.

- Учащиеся 3-В класса успешнее адаптируются к школе, т.к. интегрированные уроки основаны на сюжетно-ролевых играх, на  сказках.

- Подтверждают уровень подготовленности к обучению в основной школе при переходе из начальной школы.

- В классе преобладают позитивные мотивы учения, каждый ученик может проявить свои способности. У учащихся наблюдается повышение обучаемости и воспитанности.

- У учащихся развивается устная и письменная речь. Формируется монологическая речь.

-Учащиеся владеют умением работать с дополнительной литературой.

- У учащихся формируются  способы творческой деятельности. Каждый ученик имеет возможность проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы.

- В детском коллективе наблюдаются положительные взаимоотношения в системе «ученик-ученик», «ученик – учитель».

В заключении хочу сказать, что эффективность урока зависит в большей степени от квалификации учителя и от взаимопонимания с учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



8

 

                                   Содержание

 

Введение

1.Проблемы повышения эффективности урока взглядами ученых

1.1Основные направления решения проблемы эффективности обучения в современной психолого-педагогической науке

1.2.Характеристика урока как педагогическая категория.

1.3. Основные требования, предъявляемые к современному уроку.

Вывод

2.Пути повышения эффективности урока в младшей школе.

2.1.Диагностика эффективности урока в младшей школе

2.2.Реализация путей повышения эффективности урока путем интеграции.

2.3.Результаты повышения эффективности урока.

 

Вывод

Приложение

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

                                    Введение

Совершенствование  системы школьного образования ставит перед методикой начального обучения целый ряд сложнейших проблем, направ­ленных на органи­зацию учебной деятельности младших школьников, обеспечивающую не только усвоение системы знаний, навыков, умений, но и реализацию развивающих и вос­питывающих функций обучения. В этих условиях особое значение приобретает проблема совершенствования профессиональной подготовки учителей начальных классов, расширение и некоторый пересмотр тематики методических мероприятий межкурсового периода.

Проведение урока – это основной, ключевой момент в педагогической деятельности каждого учителя, от которого зависит качество образования в целом и степень обученности выпускников начальной школы. Урок является живой клеточкой образовательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. 45 минут  – это кусочек жизни учителя и учащихся, который может быть прожит ярко, эмоционально, активно и стать запоминающимся  событием. А может пройти скучно, неинтересно,  и быть незамеченным, не оставившим в жизни никакого следа.

С урока начинается образовательный процесс. Все остальные формы занятий в школе играют хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это ступенька в овладении школьником новым знанием, в его личностном развитии.

Следовательно, чтобы достичь качественных результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся, необходимо глубоко изучить урок и использовать эти знания для совершенствования и дальнейшего развития образовательного процесса в школе. Только на уроке руководитель школы,  методист, руководитель методического объединения могут составить себе представление об отношениях учителя с учащимися, о способах и путях мотивации учебно-познавательной деятельности, о стиле управления ею, определят уровень владения педагогом теорией своего учебного предмета, методами воспитания и развития школьников, уровень владения учащимися основным учебным материалом и многое другое. Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие.

Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению А.А. Вагина,  урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной, познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (классов ) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства, методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики  овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

И.П. Подласый считает, что урок – это законченный в смысловом, временном, организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса, основная форма обучения с триединой целью: обучить, воспитать, развить.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Цель данной курсовой работы заключается в том, что необходимо уметь находить средства методы и подходы для повышения эффективности урока.

Задачи курсовой работы:

1. Проанализировать урок как целостную систему.

2. Подобрать необходимые методы для реализации повышения эффективности урока.

3. Создание плана по внедрению и  использованию методов  направленных на повышение эффективности.

4.Оценка использования данного метода.

Гипотеза данной работы: качественно проведенный урок является показателем уровня развития учителя.

Объектом исследования является современный урок проведенный в школе

Предмет данного исследования: структура, содержание и  этапы подготовки урока

 

 

 

 

 

 

 

1.1Основные направления решения проблемы эффективности обучения в современной психолого-педагогической науке.

Многие учителя ищут пути повышения эффективности в сочетании различных психолого-педагогических методов обучения в процессе проведения занятий. Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы, они подбирают соответствующие элементам этого содержания методы обучения, стремясь сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность детей при максимально плотном использовании времени урока.

Каждый правильно выбранный метод обучения устанавливает наиболее целесообразные способы работы преподавателя и учеников в каждой части урока, он способствует глубокому усвоению изучаемого материала, стимулирует учащихся к дальнейшему накоплению знаний, воспитывает сознательное отношение к учебному процессу, развивает их самостоятельность, позволяет сочетать коллективную и индивидуальную работу, способствует повышению эффективности урока. Таким образом, выбор методов преподавания является большим и важным делом.

Информация о работе Урок-важнейшая форма обучения