Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:45, курсовая работа
ЦЕЛЬ: теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках рсского языка.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».
3. Изучить состояние здоровья учащихся начальных классов.
4. Теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка
Введение
Глава І Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
1.1 Понятие и сущность здорового образа жизни
1.2 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка
Глава II. Эксперементальное исследование состояния здоровья у учащихся начальных классов
2.1.Изучение исходного уровня здоровья учащихся начальных классов, анализ медицинских карт
2.2.Методические рекомендации для педагогов по формированию здорового образа жизни на уроках русского языка младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение
Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава І Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
1.1 Понятие и сущность здорового образа жизни
1.2 Условия формирования
здорового образа жизни
Глава II. Эксперементальное исследование состояния здоровья у учащихся начальных классов
2.1.Изучение исходного уровня здоровья учащихся начальных классов, анализ медицинских карт
2.2.Методические рекомендации для педагогов по формированию здорового образа жизни на уроках русского языка младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема здоровья приобретает глобальный характер и особенно проблема охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения, как одного из условий успешного социального и экономического развития нашей страны. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В Конвенции по правам ребёнка прописано его право на здоровый рост и развитие.
Идея здоровьесбережения
учащихся в образовании
Здоровье современных
школьников – серьезная национальная
проблема. Учебный день школьника
насыщен значительными
Каждый учитель должен решать конкретные задачи по созданию в своем классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника. По выражению академика Д.В.Колесова, «… только при таком подходе может быть реализован принцип «здоровье через образование».
Урок - это основная единица образовательного процесса. Популяризация идеи здорового образа жизни должна проводиться не только на уроках физической культуры, ОБЖ, биологии, но и на уроках русского языка и литературы. В наше время накоплено большое количество информации по сохранению и укреплению здоровья человека, поэтому, исходя из требований современности, учитель-словесник должен использовать такую информацию на своих уроках как можно чаще. Помимо того, что на уроках русского языка проводятся различные виды диктантов по темам: «Грипп, его виды, профилактика», «Туберкулез» и т.д., необходимо, по возможности, при изучении какого-либо материала использовать тексты, несущие в себе идеи здорового образа жизни.
Русский
язык – один из основных
предметов начальной школы.
Несомненно,
валеологические исследования
Между тем психологическое и физическое состояние ребенка на уроке зависит не только от того, как он сидит, включает ли учитель в урок специальные двигательные упражнения, но и от того, чему учат ребенка, как организован учебный материал, насколько используется личный жизненный опыт ребенка, насколько само содержание обучения позволяет ученику чувствовать себя значимым, однако, в практической деятельности мы сталкиваемся с противоречием. С одной стороны процесс должен укреплять здоровье детей, а с другой с проблемой ухудшения состояния здоровья школьников в процессе обучени.
В связи с этим, одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования стало формирование у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Актуальность этой проблемы определила тему курсовой работы «Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка».
ОБЪЕКТ: формирование здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка.
ПРЕДМЕТ: условия, формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках русского языка.
ЦЕЛЬ: теоретически обосновать условия формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках рсского языка.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1.Изучить психолого-
2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».
3. Изучить состояние здоровья учащихся начальных классов.
4. Теоретически обосновать
условия формирования
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ психолого- педагогической и методической литературы, беседа с педагогами учащихся, анализ медицинских карт учащихся , анализ исследования, педагогический эксперемент (констатирующий этап), количественная и качественная обработка эмпирических данных.
Базой эксперементального исследования явилась МОУ СОШ №7 г. Нефтеюганска. Исследованием на костатирующем этапе было охвачено 49 учащихся начальных классов (1 «А» и 1 «Б»), 2 учителя начальных классов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для учителей начальных классов по формированию здорового образа жизни у учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Структура и объем курсовой работы состоит из введения, двух глав (теоритической и эксперементальной), заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА І Теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников.
1.1Понятие и сущность здорового образа жизни (ЗОЖ)
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий "здоровье" и "здоровый образ жизни", которые широко используются в системе понятий современного образования. Ряд философов (Дж.Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс и другие), психологов (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман, Б.Н.Чумаков и другие), педагогов (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов, В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.
Интересно высказывание выдающегося
английского философа Джона Локка
заключенное в трактате «Мысли о
воспитании»: «Здоровый дух в
здоровом теле – вот краткое, но
полное описание счастливого состояния
в этом мире. Кто обладает и тем
и другим, тому остается желать немногого,
а кто лишен хотя бы одного, тому
в малой степени может
По словам Адама Смита, шотландского мыслителя «…Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием» «Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем» «Одним словом, благоразумие, направленное для сохранения здоровья считается качеством почтенным» (21, с.241)
Французский философ Клод
Гельвеций в своих трудах писал
о положительном влиянии
Таким образом, великие философы – мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.
Великий русский ученый М.В.Ломоносов,
в 18 веке написал обращение “О сохранении
и размножении российского
Большое значение Ломоносов
придавал анализу факторов развития
и формирования личности молодого человека.
Он показал роль наследственности в
появлении многочисленного