Формирование культуры поведения будущих специалистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

В условиях сложных социокультурных перемен, которые происходят и должны произойти в Казахстане, особое внимание уделяется новому качеству подготовки молодежи к профессиональной деятельности, на что указывается в государственных документах об образовании: Закон РК «Об образовании», программных документах национального проекта «Образование». В данных документах отмечается необходимость решения задачи формирования личности специалиста, профессионализм и культура поведения которого соответствует тенденциям развития современного общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Теоретические предпосылки формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста
Профессиональная культура поведения как психолого-педагогический феномен посвящен экспликации понятия «профессиональная культура поведения»…………………………..
Профессиональное гуманитарное образование в контексте формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста……………………………………………………………
Формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля в педагогической теории и практике……………………………………………………………….
Обобщение опыта современных педагогов по реализаций профессиональной культуры поведения будущего специалиста.....
Последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса
Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста………………………………24

Заключение …………………………………………………………..27

Список использованной литературы……………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 127.25 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение……………………………………………………………….

2

1

Теоретические предпосылки  формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста ……………………….

8

1.1

Профессиональная культура поведения как психолого-педагогический феномен посвящен экспликации понятия  «профессиональная культура поведения»…………………………..

 

1.2

Профессиональное гуманитарное образование в контексте формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста……………………………………………………………

9

1.3

Формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста  гуманитарного профиля в педагогической теории и практике……………………………………………………………….

10

2

Обобщение опыта современных  педагогов по реализаций  профессиональной культуры поведения будущего специалиста.....

19

2.1

Последовательное включение  будущего специалиста в моделирование  профессионально-культурного модуса поведения...............................................................................................

19

2.2

Обогащение культурными  смыслами профессионального поведения  будущего специалиста…………………………………

23

2.3

Активизация рефлексии профессиональной культуры поведения будущего специалиста……………………………………………….

24

 

Заключение …………………………………………………………..

27

 

Список использованной литературы……………………………….

31


 

Введение

 

 

В условиях сложных социокультурных  перемен, которые происходят и должны произойти в Казахстане, особое внимание уделяется новому качеству подготовки молодежи к профессиональной деятельности, на что указывается в государственных документах об образовании: Закон РК «Об образовании», программных документах национального проекта «Образование». В данных документах отмечается необходимость решения задачи формирования личности специалиста, профессионализм и культура поведения которого соответствует тенденциям развития современного общества.[1,c12]

В психологии и педагогике к настоящему времени накоплены  значительные научные знания, необходимые  для решения данной задачи. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки будущего специалиста в высшей школе рассматриваются А.А.Деркачом, И.Ф.Исаевым, Э.Ф.Зеером, Е.А.Климовым, Н.В.Кузьминой, В.И.Слободчиковым, А.М.Столяренко, А.Р.Фонаревым и другими. Особое значение при решении поставленной задачи имеют идеи гуманитарного образования (К.А. Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, М.М.Бахтин, А.С.Запесоцкий, А.Ф.Костюкович, В.В.Краевский, Н.А.Лазарев, А.А. Леонтьев, Н.Н. Нохрина, Ю.А.Репецкий, Н.И.Чернова и другие), а также идеи, связанные с разработкой и реализацией педагогических стратегий (П.Я.Гальперин, В.В.Игнатова, В.С.Нургалеев, О.А.Шушерина и другие).[3,c42]

В трудах отечественных и  зарубежных ученых представлены различные  теории, концепции поведения (С.Ф.Анисимов, А.Бандура, Л.С. Выготский, К.Левин, Ж.Пиаже, Дж.Роттер, Б.Скиннер, Э.Торндайк и другие) и культуры (А.Г.Асмолов, В.П.Большаков, В.А.Головашин, Н.Б.Крылова). Имеются  работы по изучению модуса поведения  и смежных с ним понятий (О.С.Богданова, А.М.Боковиков, Б.В.Зейгарник, М.Л.Князева, А.Р.Фонарев, В.П.Фурманова и другие).

Культура поведения будущего специалиста как профессионально-важное качество рассматривается в исследованиях  Е.В.Бондаревской, В.В.Волкова, А.А. Деркача, Л.И. Духовой, Г.С. Корытовой, Е.А. Мухамедалеевой, А.X. Чупанова и другие. Однако нами не обнаружено работ, посвященных формированию профессиональной культуры поведения специалистов в области гуманитарных наук. Решение обозначенной задачи имеет особое значение для подготовки специалистов в данной области, поскольку специфика их трудовой деятельности требует воплощения лучших социально-значимых культурных образцов поведения. Н. Назарбаев подчеркнул, что «социальные и гуманитарные науки должны быть в Казахстане не менее востребованы и приоритетны, ведь в их основе - развитие творческих навыков, формирование нравственных идеалов, серьезное побуждение к работе души и совести».[1,c24]

 

Цель курсовой: выявить педагогические условия, способствующие формированию профессиональной культуры поведения будущего специалиста.

Задачи курсовой: рассмотреть педагогические условия, способствующие формированию профессиональной культуры поведения будущего специалиста.

Объект исследования: формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля.

Методы педагогического  исследования: общетеоретические —  анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования; эмпирические — беседа; анализ продуктов учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов гуманитарного профиля, самооценка, экспертные сравнения наблюдения; статистические многофункциональные критерий Фишера.[3,c23]

Одно из требований общества к системе  образования – это подготовка высококвалифицированных кадров, этому  свидетельство принятая Национальная программа по подготовке кадров, а  также «Закон об образовании». Сегодня  нам всем понятно, что выпускники профессиональных колледжей различных  отраслей производства являются главными звеньями развития экономики страны в будущем, и именно поэтому одно из требований к обучающемуся профессионального  колледжа является формирование профессиональной культуры.[5,c13]

Образование отдельного человека складывается и растёт в ходе взаимодействия личности и культурой общества, чем разнообразнее  и шире контакты личности с мировой  культурой, тем богаче перспективы  индивидуального образования. Главная  роль в организации этих контактов  на протяжении веков принадлежала образовательным  учреждениям (школам, университетам, академиям  и т.п.) способным вывести учащихся за рамки культуры своей ниши. Само слово культура («cultura») латинского происхождения, оно просходит от существительного «культ» («cultus») и восходит к глаголу «сolo», имеющему несколько групп значений, каждая из которых каким-либо образом отразилась в современном звучании слова «культура»: почитать, чтить уважать, оказывать внимание, обращаться, понимать, обходиться, украшать, усердно заниматься, деятельно осуществлять, насаждать, взращивать, обрабатывать, возделывать. К примеру российский учёный Симоненко В.Д. отмечает, что в «в процессе развития культуры человек создаёт определённую культуру», которая характеризует исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.[13,c23]

Л.Н.Коган утверждает, что культура, - это «концентрированный опыт предшествующих поколений дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении».[6,c45]

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой множественны, тесно переплетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может  быть структурирована по различным  основаниям. По носителю культура делится  на культуру общечеловеческую (или  мировую); национальную; культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную,молодёжную, культуру малой группы (формальной и неформальной) и культуру отдельного человека. Выделяя материальную и  духовную культуру можно говорить о  том, что они включают в себя политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды и формы культуры.

Все перечисленные нами виды и формы  культуры неразрывно связаны между  собой и во всех классификациях присутствует профессиональная культура. Профессиональная культура создаётся людьми, профессионально занятыми какой либо сферой деятельности и, как правило прошедшими специальную подготовку к ней. Вопросы формирования профессиональной культуры специалистов на различных уровнях образования стали сегодня одними из актуальных изучаемых. И аналогично тому, что по отношению к общему понятию культуру можно рассматривать различные оценочные критерии, так и в отношении профессиональной культуры специалиста выделяют целый ряд направлений исследований. В узком понимании профессиональная культура - это совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом деятельности. Одним из показателей владения профессиональной культурой является квалификация.[4,c56]

Необходимо различать:

  • формальную квалификацию, которая удостоверяется диплом об окончании определённого учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний;
  • формирование у будущего специалиста личностно-профессиональных качеств как стратегия профессиональной культуры, знания, навык, квалификация и мастерство.
  • реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т.е. профессиональный опыт.

На формирование профессиональной культуры будущего специалиста влияют как особенности самой профессии, так и иные факторы. Среди них  можно выделить объективные и  субъективные, более и менее значимые, личностные и социальные. Объективное воздействие оказывают общемировые тенденции в образовании, социально-философские проблемы культуры, состояние системы образования и качество образовательных услуг, культура образовательного учреждения, престижность профессии в обществе.[34,c34]

Решающую роль в формировании профессиональной культуры поведения остаётся за учреждениями профессионального образования. Формирование профессиональной культуры поведения  способствует достижению профессионального  успеха и требует особого внимания при подготовке будущего специалиста. Профессиональное образование создаёт  условия для профессионального  становления, развития и самореализации личности. Таким образом, среди факторов становления профессиональной культуры выпускника профессионального колледжа следует назвать культуру образовательного учреждения, где студент получает теоретические знания в избранной  сфере профессиональной деятельности, у культуру организаций где проходит производственная практика.[23,c25]

По мнению Н. Акбарова в формировании профессиональной культуры основой  является функции деятельности личности в профессиональной готовности. Профессиональнная готовность – это система профессионального образования обращённая на скорость восприятия проделанной определённой работы.[34,c45]

К.Ишонова профессиональная культура объясняет как комплекс профессиональных и педагогических знаний, педагогической мораль, культуры речи, техники жестов, а также возможность демонстрации на практики.

По итогам анализа научной литературы по мнению узбекского учённого Д.Химматиллаева  в понятии профессиональная культура наблюдается активная взаимосвязь  между профессиональной деятельностью, профессиональных знаний и разработкой  активных методов.

К примеру, российский учёный Н.Б.Крылова  считает, что профессиональная культура складывается из профессиональных и  деловых качеств. Крылова различает  две культуры: общую профессиональную культуру и специальную. Она считает, что общая профессиональная культура складывается в единстве убеждённости в социальной значимости своей профессии; развитого чувства профессиональной гордости; трудолюбия и работоспособности; предприимчивости, энергичности и инициативности; свободного владения нормами научной организации труда; знаний теории управления и основ социальной психологии; организаторских способностей; готовности и заинтересованности в овладении нормами смежных специальностей, в расширении профессионального опыта. Специальная профессиональная культура у специалистов различного профиля включает совокупность качеств, отражённых узкоспециальными разделами профессиограмм.[34,c13]

Д.В.Чернилевский, анализируя профессиональную культуру, характеризует её как меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах профессиональной деятельности,направленных на освоение, передачу и создание ценностей и технологий. Профессиональная культура специалиста неразделима с индивидуальной культурой конкретного человека. Под индивидуальной культурой понимаются характер, нравы, обычаи, привычки; сознание и самосознание; умения, навыки; интеллект и чувства человека - короче говоря, целостную систему понятий и представлений о мире и о себе в этом мире. В процессе современного социально-экономического развития нашего общества, «человек должен стать подлинным хозяином своей судьбы, ответственным за личную и профессиональную судьбу не только перед обществом, но и прежде всего перед самим собой.

 

 

Выше показанная модель будущего младшего специалиста кроме знаний, умений и навыков также должен обладать профессионально важными качествами личности, уметь организовывать и поддерживать производственные отношения. И если знания и умения можно сформировать в процессе учебно-воспитательной работы проводимой в образовательном учреждении, то остальное из перечисленного приобретается только с опытом работы на конкретном производстве. И здесь мы опять делаем акцент на то, что среднее профессиональное образование является практико-ориентированным. Учебные и производственные практики позволяют моделировать с достоверной точностью различные производственные процессы.[45,c25]

Информация о работе Формирование культуры поведения будущих специалистов