Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:54, шпаргалка
Работа содержит отве ты на вопросы по дисциплине "Педагогика"
Билет 1.Педагогика как наука
– это форма общественного
сознания о сущности формирования личности
ребенка в системе общественных
отношений в процессе воспитания.Педагогика
в качестве своего объекта имеет систему
педагогических явлений, связанных с развитием
индивида .Предмет педагогики – процесс
направленного развития и формирования
личности в условиях обучения, образования
и воспитания.ставит перед собой следующие
задачи:1. Воспитание человека, т.е. выработку в нём устойчивых привычек
поведения, таких как честность, порядочность,
трудолюбие и т.д. Не знание о том, что такое
честность, а именно привычку быть честным.
Эта задача является первоочередной и
ей целесообразно отдавать предпочтение
.2. Выявление
состава и величины природных (т.е.
не поддающихся изменению педагогическими
средствами) способностей и тесно связанных с ними потребностей человека, в значительной
степени определяющих возможности к его
обучению в том или ином направлении.3. Выявления
состава и величины общественных потребностей к
обучению и воспитанию в данном месте
и в данное время. 4. Создание условий и существление гармоничного удов Функции педагогики:описательная; диагностическая; Основные категории педагогики: воспитание;( социальное, целенаправленное
создание условий для усвоения новым
поколением общественно-исторического
опыта. Целью воспитания является подготовка
нового поколения к общественной
жизни и производительному обучение;( процесс передачи
знаний от педагога ученику.)образование;(
система внешних условий, специально
организуемая обществом для развития
человека.)педагогическая дея-ть;педагогический
процесс;самообразование; личность;деятельность; развитие;( это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека.)социализация; |
Билет 2. 1.Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития в кач-ве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. знание начинает занимать ключевые позиции в эконом. развитии, умений, навыков становятся фундаментальными характеристиками работников.Новый тип экономического развития, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Образ-ая дея-сть становится важнейшим компонентом экономического развития общ-ва.2.Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах, грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран. Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых стран, но и главным образом - преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование новых технологий, в самых различных сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. Становление информационного общества выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. 3.Трансформация, расширение понятия образования. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков. Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров.4.Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. 5.Концепция непрерывного образования. Образование взрослых. Последние десятилетия характерны ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Школьного и даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает.6.Превращение знания в товар. Развитие рыночных отношений в сфере образования. Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом и конкретные предприятия. 7.Интеграция образования. интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов. |
Билет 3. Система образования - один из самых динамичных компонентов современного общества. Речь идет об объективной необходимо сги непрерывного реформирования системы образования, приведения ее в соответствие с постоянно возникающими новыми требованиями времени. Структурно национальная система образования Республики Беларусь включает сеть образовательно-воспитательных учреждений, обеспечивающих основное образование и дополнитечьное образование, осуществляемое государственными и частными учреждениями образования. Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни: дошкольное образование, общее базовое образование, общее среднее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:приоритет общечеловеческих ценностей; национально-культурная основа; научность; ориентация на мировой уровень образования; гуманизм; связь с общественной практикой; экологическая направленность; преемственность и непрерывность; единство обучения, духовного
и физического светский характер; поощрение таланта и образованности; обязательность базового (девятилетнего) образования. |
Билет 4. Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста (до 6 лет) в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Правительством РБ принята Программа развития системы дошкольного образования в РБ на 2009–2014 гг., предусматривающая: оптимизацию сети учреждений дошкольного образования, формир. здоровьесберегающей системы в учреждениях дошкольного образования, повышение качества услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста, повышение социального статуса работников системы дошкольного образования. Общее среднее образование – ур-нь осн.образования, направленный на духовно-нравственное и физич. развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, гос-ми языками РБ, навыками умственного и физ. труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения,. Образовательный процесс организован в режиме шестидневной школьной недели, вкл пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися культ. воспитательных мероприятий.обязательными. для изучения являются два государственных языка – бел и рус, а также один из ин-х языков Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся,
которые являются лицами с особенностями
психофизического развития, посредством
реализации образ-х программ специального
образования на уровнях дошкольного, общего
среднего образования. вкл в себя создание
спец. условий для получения спец-го образования
на уровнях дошкольного, общего среднего
образования лицами с учетом особенностей
их психофизического развития и коррекцию
имеющихся у них физических и (или) психических
нарушений.Профессионально- |
Билет 6. Методами педагогического исследования называют способы, с помощью
которых изучаются педагогические явления
и решаются задачи совершенствования
и прогресса в области воспитания и обучения.. Наблюдение - организованное
целенаправленное и фиксируемое а) определение цели и задач наблюдения («Для чего наблюдать?»);б) выбор объекта,предмета наблюдения («Что наблюдать?»);в) выбор способа наблюдения («Как наблюдать?»);г) выбор способов регистрации наблюдаемого («Как вести записи?»);д) обработка и интерпретация полученной информации («Каков результат?»).Анкетирование - письменный опрос большого количества людей с помощью опросных листов (анкет).Анкеты могут быть открытыми (предполагают ответ на вопрос), закрытыми (выбрать ответ из ряда предложенных) и смешанными. При составлении анкет важно соблюдать следующие правила: вопросы должны быть тщательно составлены, предельно конкретны, корректны, доступны.Метод анкетирования позволяет в сравнительно короткий срок получить большое количество информации, которую можно подвергнуть количественному анализу .Интервьюирование – разновидность беседы. Это метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиции опрашиваемого. Интервью проводится по заранее подготовленным вопросам, ответы на которые записываются.Метод обобщения независимых характеристик – метод получения характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источников обрабатывается.анализ творческих работ - группа людей пишет сочинение на заданную тему, интересующую исследователя. Затем сочинения анализируются и обобщаются.Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, а также коллективную выработку путей и средств преодоления обнаруженных недостатков.Методы оценивания Рейтинг - метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Эти оценки дают эксперты (компетентные судьи): ученые-педагоги, психологи, опытные учителя, директора школ и другие. Они оценивают те или иные качества в соответствии с предложенной оценочной шкалой. Данные анализируются: количественный анализ проводится по определенной формуле и дается качественная оценка. Анализ педагогической (школьной) документации. Так, изучение школьной документации даст объективные данные об организации педагогического процесса в школе, а изучение (анализ, оценка) письменных, графических, контрольных, творческих и других видов работ учащихся позволит получить сведения об уровне обученности и воспитанности учащихся. Педагогическое тестирование – это метод исследования, который позволяет с помощью специально разработанных заданий (задач, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность, осуществляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. В рамках педагогического эксперимента используется комплекс теоретических и эмпирических методов.Виды эксперимента:По условивиям организации различают эксперимент естественный и лабораторный . | |||
Билет 5. В сравнительно небольшой срок система образования Республики Беларусь существенно преобразилась. Особенно значительные изменения произошли в школьном образовании: появились новые типы учебных заведений (гимназия, лицей, учебно-педагогический комплекс, специализированная школа и др.). Наряду с государственным получил развитие частный сектор школьного образования. В учебных заведениях разворачивается инновационная деятельность, расширяется спектр применяемых технологий. Эти изменения подготовили почву для кардинальной реорганизации школьного образования, его структурной и содержательной перестройки и обусловили вступление белорусской школы в полосу длительного крупномасштабного реформирования.повыш.квал. смысл образовательных инноваций заключается в их прикладном характере: они призваны формировать инновационную способность мышления выпускника вуза. Стремительно меняющиеся условия жизни побуждают общество и образование как его часть по-новому взглянуть на то, что называют <человеческим капиталом>. Гимназия реализует | |||
Билет7.Наследственность – совокупность природных свойств организма, переходящих от поколения к поколению, воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.Роль наследственности в социальном формировании человека проявляется в следующих аспектах:1) По наследству в соответствии со своей биологической природой. человек обладает способностью к социальному развитию – прямо хождению, к овладению речью, развитию мышления, самосознания, творчеству, труду и т.д. 2) Носителями наследственности являются гены, от родителей к детям как результат реализации их генетической программы, отражающей то или иное сочетание генов родителей, передаются: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз, тип кожи и т.д. 3) К наследственным относятся особенности нервной системы человека, обуславливающие характер, протекания психических процессов. 4) Педагогический аспект наследственной природы человека на процесс его личностного развития выражается также и в том, что детям по наследству передаются предрасположенности к той или иной деятельности. В общем и целом следует отметить, что наследственность человека выступает как потенциальная предпосылка последующего (успешного или неуспешного) его социального развития.Окружающая среда – это природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека.Частью окружающе среды являются: социальная среда (общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, др.); социальную среду относят к отдаленному окружению;ближняя среда (семья, родственники, друзья)Целостное влияние среды выражается в том, что: 1) среда является источником и главным условием социализации растущей личности (приобщение ребенка к нормам и требованиям социальной жизни).2) среда кардинальным образом не влияет на развитие личности, поскольку является достаточно пассивным фактором (например, 2 разных ребенка в одной семье), поскольку влияние среды определяется отношением человека, зависит от его потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей. 3) среда является стихийным,
непреднамеренным фактором Воспитание принято считать определяющим фактором формирования личности, т.к. оно корректирует и направляет влияние всех других факторов и является главным средством, обеспечивающим полноценное личностное развитие и формирование человека.Воспитание:1) использует положительные средовые влияния и соответственно организует жизнедеятельность ребенка 2) нейтрализует и преобразует негативные средовые влияния.3) выявляет склонности и задатки растущей личности и обеспечивает их развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека..4) влияет на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным условиям жизнедеятельности. | |||
Билет 12.Соприсутствие ребенка в социальном пространстве осуществляется через соприсутствие ребенка в группе, как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Не затрагивая классификации всего разнообразия групп (ассоциация, кооперация, корпорация и другие, основательно рассматриваемые социологическими науками), отметим общее развивающее влияние группы вообще на ребенка.Во-первых, благодаря взаимному обмену информации группа создает необходимые условия для каждого члена группы, содействуя общему развитию интеллекта ребенка. Во-вторых, группа — это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность. В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни. В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники — с другим "Я", и познает самого |
Билет 14.Структурно процесс самосовершенствования состоит из четырёх основных логически взаимосвязанных этапов:1). Самосознание и принятие решения на самосовершенствование. Это сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трём направлениям:- самопознание себя в системе социально-педагогических отношений, в условиях учебно-профессиональной деятельности и тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность;- самоизучение уровня компетентности и качеств собственной личности, которое осуществляется путём самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, результатов деятельности, критического анализа высказываний в свой адрес;- адекватная самооценка, на основе которой обеспечивается самокритичное отношение специалиста к своим достижениям и недостаткам.На основе самопознания и самооценки вырабатывается решение заниматься самосовершенствованием. Процесс принятия такого решения, как правило, происходит при глубоком внутреннем переживании положительных и отрицательных сторон личности.2). Планирование и выработка программы самосовершенствования. Планирование самосовершенствования – процесс многозначный, помогающий организовать и упорядочить работу над собой. Оно связано с определением цели и основных задач самосовершенствования, с разработкой программы личного развития.3). Непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой.4). Самоконтроль и самокоррекция этой деятельности. Сущность этого этапа состоит в том, что личность постоянно держит в поле своего сознания деятельность по самосовершенствованию, и на этой основе своевременно устанавливает или предотвращает возможные отклонения реализованной программы самосовершенствования от заданной. С этой целью рекомендуется вести дневники, составлять планы, расписания, в которых методом самоотчета отражать содержание, характер работы над собой. |
Билет 8.Личность формируется и проявляет себя в деятельности.Деятельность — это совокупность действий и поступков человека, направленных на достижение определенных целей. Жить — значит действовать. Деятельность связывает личность с окружающими людьми и природой. Через деятельность человек удовлетворяет свои материальные и духовные потребности. Основной деятельностью людей является труд.Деятельность людей изучают многие науки. Психологию интересует лишь психологическая ее сторона.Деятельность человека имеет сознательный, значит, и социальный характер, что отличает ее от инстинктивной и простейшей рассудочной деятельности животных.Субъектом деятельности всегда является человек, личность, даже при высокой автоматизации труда. Машине человек передает лишь некоторую долю содержания своей деятельности, программирует же, планирует, всю деятельность он сам.В своей деятельности люди обязательно пользуются определенными орудиями, отвечающими содержанию деятельности — инструментами, машинами, приборами, которые они хранят и совершенствуют. Пользование орудиями требует часто специального обучения — знаний и навыков. Деятельность человека, несмотря на разнообразие ее видов, имеет определенную структуру, а именно:1,Всякая деятельность направлена на достижение определенных целей — ближайших и отдаленных. Цель — это ожидаемый человеком результат деятельности. Не только в труде, учении, но и в игре человек преследует какую-либо цель. 2,Деятельность человека всегда мотивированна. Мотив — это то, что побуждает личность добиваться именно этой, а не иной цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности и интересы человека, его эмоции и чувства.3,В структуру деятельности входят также и способы ее выполнения, т. е. определенные системы трудовых операций, следующих одна за другой при работе на станке, выполнении хирургической операции, при овладении навыком письма,' при решении арифметических задач. 4,В структуру любого вида деятельности человека обязательно включается эмоциональное отношение его к процессу и результатам деятельности, своеобразное переживание успеха и неудач, а также внимание, волевое напряжение, мыслительные процессы и пр.5,Деятельность состоит из отдельных действий, связанных между собой. Так, деятельность студента состоит из слушания лекций, выполнения практических и лабораторных работ.Существуют разные виды деятельности. Прежде всего деятельность принято делить на практическую и умственную (теоретическую) в зависимости от характера получаемых результатов.Деление труда на физический и умственный имеет исторические корни. У первобытных людей этого разделения не существовало. С возникновением общественного разделения труда умственный труд обособился в самостоятельный вид деятельности и стал принадлежностью определенных социальных групп. |
Билет 9.Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с религиозным культом, искусством, спортом, военным делом. Изучением игры занимается этнография, педагогика, психология, теория управления и целый ряд других наук, каждая из которых дает ей свое определение. В целом все существующие трактовки игры рассматриваются в русле двух основных подходов: биологизаторского и социального. Сторонники первого направления утверждают, что игры свойственны всем живым организмам и являются выражением глубинных инстинктов и влечений (борьбы, власти, попечения, продления рода и др.). Представители второго - рассматривают характер связи между играми человека и его социальной сущностью.В процессе игры как особом исторически сложившемся виде общественной практики условно воспроизводятся нормы человеческой жизни, зафиксированные в предметах науки и культуры, в способах осуществления деятельности.Наиболее развернута игра в мире детства, когда широко представлены её различные вариации: игры-манипуляции с предметами, сюжетные, Роль в психологии - это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах, его социальные функции.Во взрослом мире игры как бы перерастают в спорт, искусство, деловую практику. Искусство особыми, художественными средствами интегрирует различные стороны человеческой жизни и деятельности, заставляя принимать или не принимать, а также переживать предлагаемое им понимание смысла жизни. Недаром говорят, что театр - модель жизни, в которой игра дает возможность строить конкретные ситуации,Игры часто имеют характер развлечения, то есть преследуют цель получения отдыха, разрядки напряженности, создаваемой потребностями человека. Существует значительное многообразие типов игр, которые свойственны взрослым людям: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые, деловые и многие другие.В игре могут воссоздаваться различные типы человеческой практики в том числе трудовой деятельности, что используется для проведения так называемых деловых игр: учебных, аттестационных, управленческих,Такие игры, несущие контекст проблем и ситуаций определенной профессиональной деятельности, позволяют создать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. |
Билет 10.В процессе воспитания
необходимо побудить ребенка к осуществлению
самовоспитания.Сам ребенок активен уже
с рождения, он рождается со способностью
к развитию. Он не сосуд, куда "сливается"
опыт человечества, он сам способен этот
опыт приобретать и творить что-то новое.
Поэтому основными душевными факторами
развития человека являются самовоспитание,
самообразование, самообучение, самосовершенствование. |
Билет 11.Перевоспитание - это воспитание, нацеленное на перестройку неправильно сложившихся взглядов, на изменение способов поведения, осложняющих процесс формирования личности.Процесс перевоспитания предполагает:- Установление ключевых причин отклонений в развитии личности.- Определение путей и средств, способных изменить сложившиеся стереотипы поведения.- Разработку системы требований и контроля, механизмов поощрения и стимулирования. Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения; ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.Чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо: - расширять доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;- соблюдать социальное равенство перед законом;- совершенствовать законодательство, приводя его в соответствие с новыми социальными реалиями;- стремиться к адекватности преступления и наказания. |
Билет 13.Современная семья - это еще и сосуществование не только общечеловеческих, а профессиональных ценностей. В ней начали распадаться традиции относительно выбора младшим поколением родительской профессии, в конце концов, между представителями разных вековых групп сформировался разрыв в отношении к профессиональной деятельности.Из-за отсутствия профессиональной самореализации супруги страдают одинаково, только формы проявления неудовлетворенности разные: 1) мужчины большей частью не стремятся к семейному интимно-личностному общению, поскольку жена для них неинтересная, что, в конце концов, может привести к разводу; 2) женщины на работе являются нервными, импульсивными, их отрицательные эмоции - это способ защиты от внешних влияний, которые, по их мнению, обижают достоинство.Выделяют два главных типа семьи, встречающейся в человеческом обществе, - традиционную (или классическую), она же называется расширенной (многопоколенной), и современную нуклеарную (двухпоколенную), или семью происхождения, и прореакционную, или новообразованную, (созданную взрослыми детьми). По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетные семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), матернальную (глава семьи женщина) и эгалитарную (оба супруга в равной степени считаются членами семьи) |
Билет 15.Творческий потенциал личности - это совокупность её свойств, состоянии и способностей, набор средств и приемов, применяемых в решении творческих задач. Базовой составляющей творческого потенциала являются: 1) специальные знания, 2)широта кругозора, 3) внутренняя и внешняя готовность к творчеству. Без начальных специальных знаний трудно рассчитывать на эффективный творческий процесс. творческий процесс |