Экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 16:02, курсовая работа
Краткое описание
Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого.
Содержание
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности 5 1.1. Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий 5 1.2 Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте 10 Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий 17 2.1 Результаты констатирующего эксперимента 17 2.2 Формы и методы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности 22 Список литературы 29
Глава 1. Теоретические основы
развития коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников
в учебной деятельности 5
1.1. Характеристика коммуникативных
универсальных учебных действий
5
1.2 Особенности развития
коммуникативных универсальных
учебных действий в младшем
школьном возрасте 10
Глава 2. Экспериментальная
работа по развитию коммуникативных универсальных
учебных действий 17
2.1 Результаты констатирующего
эксперимента 17
2.2 Формы и методы развития
коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников
в учебной деятельности 22
Список литературы 29
Введение
Ребенок начинает общаться
и говорить с самого раннего возраста.
К моменту поступления в школу он обычно
уже обладает целым рядом коммуникативных
и речевых компетенций. В психологии и
педагогике развитию речи и общения в
дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой
стороне готовности детей к школе традиционно
уделяется большое внимание. Известно,
что, хотя уровень развития реальной коммуникативной
компетентности школьников весьма различен,
в целом он далек от желаемого. Это и побуждает
разработчиков нового проекта Государственных
стандартов общего образования считать
эту сторону развития одной из приоритетных,
а не факультативных задач школьного образования.
В настоящее время многие дети,
приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные
индивидуалистические, "антикооперативные"
тенденции, склонность работать, не обращая
внимания на партнера. Это делает крайне
актуальной задачу подготовки детей к
началу обучения в школе с точки зрения
предпосылок учебного сотрудничества,
а также задачу соответствующей доподготовки
уже в рамках школы.
В контексте предлагаемой концепции
универсальных учебных действий коммуникация
рассматривается как смысловой аспект
общения и социального взаимодействия,
начиная с установления контактов и вплоть
до сложных видов кооперации (организации
и осуществления совместной деятельности),
налаживания межличностных отношений
и др.
Развитие универсальных учебных
действий в системе общего образования
отвечает новым социальным запросам. Целью
образования становится общекультурное,
личностно познавательное развитие учащихся,
обеспечивающее такую ключевую компетенцию,
как умение учиться.
Актуальность развития универсальных
учебных действий для начального общего
образования обусловлена следующими факторами:
- необходимостью ускоренного
совершенствования образовательного
пространства с целью оптимизации
общекультурного, личностного и
познавательного развития детей,
создания условий для достижения
успешности всеми учащимися;
- необходимостью сохранения
единства образовательного пространства,
преемственности ступеней образовательной
системы;
- возрастанием требований
к коммуникационному взаимодействию
и толерантности членов поликультурного
общества.
В настоящее время составлена
программа формирования универсальных
учебных действий в начальном общем образовании.
Цель исследования: научно-педагогическое
обоснование системы работы по формированию
у младших школьников коммуникативных
универсальных действий в учебной деятельности.
Объект исследования: деятельность
педагога по формированию у младших школьников
коммуникативных универсальных действий
в учебной деятельности.
Предмет исследования: разработка
форм и методов развития коммуникативных
универсальных учебных действий у младших
школьников в учебной деятельности.
Задачи:
1. Выявить сущность понятия
коммуникативные универсальные
учебные действия.
2. Рассмотреть особенности
развития коммуникативных универсальных
учебных действий в младшем
школьном возрасте.
3. Провести диагностику
по развитию коммуникативных
универсальных учебных действий.
4. Выявить эффективные
формы и методы развития коммуникативных
универсальных учебных действий
в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: развитие
коммуникативных универсальных учебных
действий младших школьников будет осуществлено
в том случае, если в учебной деятельности
будет применяться школа коммуникативной
дидактики.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ
психологической, педагогической литературы
по коммуникации младших школьников.
2. Педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий и контрольные
опыты).
Базой исследования является
МОУ СОШ №3 города Волгограда, учащиеся
первого "А" класса, количество учащихся
составляет 25 человек.
Работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованной
литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические
основы развития коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников
в учебной деятельности
1.1. Характеристика
коммуникативных универсальных
учебных действий
В широком значении термин "универсальные
учебные действия" означает умение
учиться, то есть способность субъекта
к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. В более узком
(психологическом) значении этот термин
можно определить как совокупность способов
действия учащегося (а также связанных
с ними навыков учебной работы), обеспечивающих
самостоятельное усвоение новых знаний,
формирование умений, включая организацию
этого процесса [1].
Универсальные учебные действия
– это действия, обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими
основу умения учиться [2]. Универсальные
учебные действия – это обобщенные действия,
открывающие возможность широкой ориентации
учащихся, – как в различных предметных
областях, так и в строении самой учебной
деятельности, включая осознание учащимися
ее целевой направленности, ценностно-смысловых
и операциональных характеристик [3].
Способность учащегося самостоятельно
успешно усваивать новые знания, формировать
умения и компетентности, включая самостоятельную
организацию этого процесса, т. е. умение
учиться, обеспечивается тем, что универсальные
учебные действия как обобщенные действия
открывают учащимся возможность широкой
ориентации как в различных предметных
областях, так и в строении самой учебной
деятельности, включающей осознание ее
целевой направленности, ценностно-смысловых
и операциональных характеристик. Таким
образом, достижение умения учиться предполагает
полноценное освоение школьниками всех
компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную
цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия
и операции (ориентировка, преобразование
материала, контроль и оценка). Умение
учиться – существенный фактор повышения
эффективности освоения учащимися предметных
знаний, формирования умений и компетенций,
образа мира и ценностно-смысловых оснований
личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных
действий:
- обеспечение возможностей
учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные
цели, искать и использовать необходимые
средства и способы их достижения,
контролировать и оценивать процесс
и результаты деятельности;
- создание условий для
гармоничного развития личности
и ее самореализации на основе
готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения
знаний, формирования умений, навыков
и компетентностей в любой
предметной области.
Универсальный характер учебных
действий проявляется в том, что они носят
надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития
и саморазвития личности; обеспечивают
преемственность всех ступеней образовательного
процесса; лежат в основе организации
и регуляции любой деятельности учащегося
независимо от ее специально-предметного
содержания. Универсальные учебные действия
обеспечивают этапы усвоения учебного
содержания и формирования психологических
способностей учащегося.
В составе основных видов универсальных
учебных действий, соответствующих ключевым
целям общего образования, можно выделить
четыре вида: 1) личностные; 2) регулятивные
(включающие также действия саморегуляции);
3) познавательные; 4) коммуникативные.
Остановимся более подробно
на коммуникативых универсальных учебных
действиях. Однако, в первую очередь дадим
определение коммуникации.
Коммуникация – это сложный
процесс, состоящий из взаимозависимых
шагов, каждый из этих шагов необходим
для того, чтобы сделать наши мысли понятными
другому лицу. Каждый шаг – это пункт,
в котором, если мы будем небрежны, и не
будем думать о том, что делаем, – смысл
может быть утрачен. Существует определение
коммуникации в общих выражениях как процесса
передачи информации от одного человека
(трансмиттера) к другому (приемнику) с
целью сообщения определенного смысла.
А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию,
прежде всего, как одну из форм взаимодействия
людей в процессе общения, как информационный
аспект общения.
Общение – сложный многоплановый
процесс установления и развития контактов
между людьми (межличностное общение)
и группами (межгрупповое общение), порождаемый
потребностями совместной деятельности
и включающий в себя как минимум три различных
процесса: коммуникацию (обмен информацией),
интеракцию (обмен действиями) и социальную
перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Вне общения невозможна человеческая
деятельность.
Коммуникативные действия обеспечивают
социальную компетентность и учет позиции
других людей, партнеров по общению или
деятельности; умение слушать и вступать
в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
и взрослыми.
К коммуникативным действиям
относятся:
- планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками – определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов
– инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов
– выявление, идентификация проблемы,
поиск и оценка альтернативных
способов разрешения конфликта,
принятие решения и его реализация;
- управление поведением
партнера – контроль, коррекция,
оценка его действий;
- умение с достаточной
полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии
с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
Коммуникативные действия можно
разделить (с неизбежной долей условности,
поскольку они тесно связаны между собой)
на три группы в соответствии с тремя основными
аспектами коммуникативной деятельности:
коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией
как сотрудничеством и коммуникацией
как условием интериоризации. Рассмотрим
каждую группу коммуникативных универсальных
учебных действий.
Коммуникация как взаимодействие
– коммуникативные действия, направленные
на учет позиции собеседника либо партнера
по деятельности (интеллектуальный аспект
коммуникации).
Общий уровень развития общения
(предпосылки формирования):
- потребность в общении
со взрослыми и сверстниками;
- владение определенными
вербальными и невербальными
средствами общения;
- эмоционально позитивное
отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера
по общению;
- умение слушать собеседника.
Основные критерии оценивания:
- понимание возможности
различных позиций и точек
зрения на какой-либо предмет
или вопрос;