Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:58, реферат
Сам термин "политический консультант" настолько расплывчат, что каждый высказывающийся на эту тему автор предлагает собственную дефиницию. При этом все определения содержат следующие ключевые понятия:
• профессионализм, противопоставляемый дилетантству и
ремесленничеству;
• технологии, владение которыми добавляет к качествам
Основы политического консультирования
Политическое консультирование:
истоки, сущность, функции.
Сам термин "политический консультант" настолько расплывчат, что каждый высказывающийся на эту тему автор предлагает собственную дефиницию. При этом все определения содержат следующие ключевые понятия:
• профессионализм,
противопоставляемый
ремесленничеству;
• технологии, владение которыми добавляет к качествам
профессионала еще и определенную техническую специализацию.
"Политический консультант, — пишет, например, Л. Сабато,— это профессионал избирательной кампании, который выполняет, прежде всего, функции советника и поставщика услуг (таких, как опросы, медиа-креатив, почтовый фондрайзинг) кандидатам, их командам и другим политическим структурам".
В широком смысле слова термин "политический консультант" может относиться ко всем платным работникам штаба или команды кандидата, вплоть до самых младших. Но чаще он употребляется применительно к небольшой элитной группе профессионалов общенационального или международного уровня, работающих (за, некоторым исключением) на кандидатов разных политических ориентаций и проводящих за годы своей карьеры сотни успешных избирательных кампаний.
Истоки политического консалтинга большинство исследователей усматривают в трансформации традиционных партийных систем, ослаблении роли партий в избирательном процессе. Это, естественно, повышает шансы менее формализованных и более гибких посредников в отношениях между обществом и государством. Среди последних, — профессионалы политического консультирования и электорального менеджмента, приходящие на смену партийным функционерам. Поэтому, обобщая мнения зарубежных исследователей, можно сказать, что политическое консультирование представляет собой род профессиональной деятельности по интеллектуальному и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий, способных служить "заменителями партий" в условиях недостаточной развитости или ослабления последних.
Политический консалтинг, как свидетельствует история, зародился в Калифорнии. Корни его уходят в начало 1930-х гг., когда хроникер Клем Уайтекер и рекламный агент Леона Бакстер создали в Калифорнии первую в истории специализированную службу по проведению кампаний. Калифорния не случайно стала родиной новой политической профессии. Именно здесь и без того известные своей организационной и идеологической слабостью партии США стали прямо на глазах утрачивать влияние.
Это происходило, во-первых, по причине реализации властями штата социальных программ, делавших менее притягательными партийные призывы к обездоленным, а во-вторых, из-за интенсивной миграции населения в Калифорнию в годы Великой депрессии. Приток в центральные районы городов переселенцев из восточных и южных штатов и отток в пригороды уже отмобилизованного электората сводили на нет такие факторы электорального поведения, как партийная и групповая идентификация и, напротив, повышали шансы новых коммуникационных технологий. «Этот замученный поисками работы, непартийный, индифферентный, не укорененный и мобильный электорат дал жизнь первым фирмам, занявшимся профессиональным менеджментом политических кампаний», —подчеркивал Д. Ниммо.
Непосредственным поводом к созданию первой непартийной консалтинговой структуры для проведения массовых кампаний явилась разгоревшаяся в 1933 г. в Калифорнии борьба вокруг референдума по отмене принятого законодательным органом штата билля, который предусматривал развитие ирригации в северной области штата, — Проекта Центральной долины.
Успех первых
профессиональных консультантов привлек
и другие фирмы, тем более что
на другие регионы страны тоже постепенно
распространялись условия, способствовавшие
раз-витию консалтинга в
При всей
инновационности своего подхода
индустрия политического
Однако более сильной оказалась все же тенденция к дистанцированию консалтинга от политических партий, его относительная департализация и превращение в разновидность предпринимательской деятельности.
К началу 1950-х гг. роль консультантов в электоральной борьбе вырисовалась достаточно ясно: кампании стали постепенно превращаться в соревнование не только самих кандидатов, но и работающих на них профессионалов маркетологов.
Таким образом, начиная с середины 1950-х гг. вступающие в предвыборную борьбу кандидаты предпочитают все больше сотрудничать не с собственными партийными структурами, а с профессиональными консультантами.
Если определяющей чертой современных избирательных кампаний является то, что их организацией занимаются не активисты-любители, не партийные функционеры, а люди, сделавшие выборы своей профессией —политические консультанты, электоральные менеджеры, то закономерен вопрос: что общего между современным менеджментом и управлением избирательными кампаниями?
В хорошо подобранной команде, четко распределены функции и задачи каждого ее члена: пресс-секретаря, юриста, социолога, специалиста по фондрайзингу, прямой почтовой рассылки и т.д. Для интеграции деятельности всех узкоспециализированных подразделений команды необходимо централизованное и весьма авторитарное руководство. В то же время, управляя только с помощью авторитарных методов, избирательную кампанию с места не сдвинешь. Здесь нужны неформальные связи, кооперация, эмоциональная общность между всеми субъектами кампании —кандидатом, его семьей, окружением, командой, группами поддержки, активистами и добровольцами. Все они должны быть объединены общими целями, интересами, энтузиазмом. И самое главное — кандидата и его команду необходимо объединить с электоратом, т.е., преодолев политическую пассивность населения, приобщить необходимую его часть к избирательному процессу, проинформировать, отладить механизм прямой и обратной связи между кандидатами и избирателями, политиками и обществом.
Каковы же, говоря обобщенно,
функции политического
1. Ценностно-целевая, смысл которой в том, чтобы донести до избирателей идеи, ценности, конкретные предложения кандидата; самого же кандидата надо настроить на волну стремлений и чаяний граждан; осуществляется эта функция путем разработки предвыборной платформы кандидата, формирования его имиджа и эффективной постановки политической коммуникации.
2. Стратегическая функция — консультант является генеральным стратегом кампании: четко видит ее цели, характер и особенности, контролирует политическое пространство и время, собирает ресурсы и распоряжается ими. Идеальный консультант очень умен, проницателен, сметлив. Как бы ни была важна технико-организационная сторона избирательной кампании, она —вещь подчиненная. Реализуемые вне талантливого стратегического замысла, самые современные технологии не принесут ощутимых результатов.
3. Структурно-интегративная функция —одновременно с определением стратегического замысла кампании менеджер должен формировать команду для своего кандидата, организовывать ему в поддержку группы активистов и добровольцев. Сложность и объем задач в ходе современных избирательных кампаний заставляют прибегать к услугам специалистов более узкого профиля; менеджер составляет схему структурных подразделений кампании, обозначает функции и полномочия директоров специализированных групп, ставит перед ними конкретные задачи. Основными подразделениями кампании являются: информационно-аналитическая служба, отдел общественных связей и СМИ, рекламно-издательское подразделение, группа связи с избирательными участками, отдел массово-политической работы, юридическая служба, служба технического обеспечения и др.; в условиях столь значительной дифференциации функций первостепенное значение приобретает умение менеджера интегрировать деятельность всех служб и директоров команды. Образно говоря, консультант-менеджер является композитором-дирижером, который создает, оркеструет произведение, а также управляет его исполнением.
4. Психосоциальная функция — для успешного выполнения поставленных перед ними задач люди, задействованные в команде кандидата, должны быть очень сильно мотивированы: сплотить и вдохновить команду, превратить ее в эффективно действующий коллектив единомышленников —принципиально важная задача менеджера; если менеджера можно сравнить с композитором и дирижером, то команда —это оркестр, в котором каждый ведет только свою партию, но в общем для всех эмоциональном ключе.
В 1968 г. Дж Наполитан, начавший карьеру в 1957 г. на выборах мэра в г. Спрингфилде и прозванный затем "секретным оружием" Дж. Кеннеди, создает своего рода профсоюз -Американскую ассоциацию политических консультантов (ААРС). Ассоциация издает журнал "Campaigns & Elections", занимается проведением конференций, учебных и научных семинаров, посвященных различным аспектам проведения политических кампаний: законодательному регулированию, условиям финансирования, технологиям социологического сопровождения, медиа-планированию и т.д.
Кроме общенациональной ассоциации в США существует немало объединений иного уровня и профиля -Товарищество Джозефа Наполитана в Спрингфилде (штатМассачусетс), Объединение аналитиков общественных проблем в Нью-Йорке и др.
Превратившись в общенациональную индустрию, разновидность большого бизнеса, политическое консультирование и электоральный менеджмент оформились в профессиональное сообщество.