Жизнь и концепции Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть концепцию психоанализа З.Фрейда, какие условия способствовали появлению психоанализа и как психоанализ открывал З.Фрейд.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………..3
1. Жизненный путь З.Фрейда. -------------------------------------------------------5
1.1.Эпоха Зигмунда Фрейда ------------------------------------------------------5
1.2. Биография Зигмунд Фрейда. ------------------------------------------------6
1.3. Зигмунд Фрейд и Жан Шарко ----------------------------------------------8
1.4. Дневник Зигмунда Фрейда…………………………………….…..9
1.5. Объект исследования……………………………………………...14
1.6. Три периода творческой деятельности З.Фрейда………….........15
1.7. Вклад в науку……………………………………………………....16
2. Концепция психоанализа..…………………………………………......18
2.1. История психоанализа………………………………………..........18
2.2 Условия, благоприятствующие появлению психоанализа……….18
2.3. Значение и задачи психоанализа…………………………………...19
2.4. Сознание и бессознательное………………………………….........20
2.5.Толкование сновидений З.Фрейда…………………………………..21
2.6. Три структуры психического развития…………………………….25
2.7. Бессознательные механизмы психики……………………………..26
2.8. Система психоанализа (три точки зрения)………………………...28
2.9. Психоанализ, как метод объяснения социокультурных поцессов.29
Заключение …………………………………………………………………. 31
Литература……………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по Фрейду.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

 

                                                       План:

 

Ведение……………………………………………………………………..3

     1. Жизненный путь З.Фрейда. -------------------------------------------------------5

          1.1.Эпоха Зигмунда Фрейда ------------------------------------------------------5

          1.2. Биография Зигмунд Фрейда. ------------------------------------------------6

          1.3. Зигмунд Фрейд и Жан Шарко ----------------------------------------------8

          1.4. Дневник Зигмунда Фрейда…………………………………….…..9

          1.5. Объект исследования……………………………………………...14

          1.6. Три периода творческой деятельности З.Фрейда………….........15

          1.7. Вклад в науку……………………………………………………....16

     2. Концепция психоанализа..…………………………………………......18

         2.1. История психоанализа………………………………………..........18

         2.2 Условия, благоприятствующие появлению психоанализа……….18

         2.3. Значение и задачи психоанализа…………………………………...19

    2.4. Сознание и бессознательное………………………………….........20

         2.5.Толкование сновидений З.Фрейда…………………………………..21

         2.6. Три структуры психического развития…………………………….25

         2.7. Бессознательные механизмы психики……………………………..26

         2.8. Система психоанализа (три точки зрения)………………………...28

         2.9. Психоанализ, как метод объяснения социокультурных поцессов.29 

   Заключение …………………………………………………………………. 31

   Литература……………………………………………………………………33  

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение.

 

     На протяжении всех веков человек пытался понять  и  объяснить  окружающий мир и, естественно, самого  себя.  Познание  человека  достигалось  разными методами и направлениями. В древности, первобытный человек  экстраполировал природу, окружавшую его, на самого себя — это была эпоха мифов.  В  средние века, влияние церкви было доминирующее, попытках познать тайны  человеческого бытия.

    В наше время психология и психотерапия успешно сочетают все эти  подходы. Однако доминирующим является психологический, основы которого были заложены Зигмундом Фрейдом. Его заслугой является то, что он далеко вперед продвинул данный подход, а главное он определил метод познания человеческой личности, который Фрейд назвал психоанализом.

     Объект моего исследования - психоанализ. Эта тема не может не заинтересовать. Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения, которое с каждым днем завоевывает себе все новых и новых сторонников. Психоанализ как определенное направление науки имеет все основания получить должное распространение.

     Для того чтобы правильно судить о самом учении, необходимо хотя бы вкратце, познакомиться с работами З.Фрейда, с тем путем, идя по которому он пришел к своим заключениям.

    Предмет исследования - бессознательное, разрабатываемое и изучаемое психоанализом, это область, из которой сознание совершенно исключено, другими словами, явления, диктуемые нам бессознательным, ощущаются как совершенно чужие нам, не связанные, не обусловленные нашим «Я», как бы извне навязанные, в чем неповинно наше «Я».

   К таким явлениям относится все разнообразие навязчивых слов, мотивов стремлений, которые, привязавшись к нам, никак не могут быть отогнаны, неподвластны нам, и мы ждем с томительным чувством, когда они сами уйдут. Из того же бессознательного влияют на нас силы, заставляющие нас делать целый ряд ошибок, обмолвок, описок, вызывающие в нас специфическую рассеянность, забывчивость, пристрастие, раздражение.

     Исходя из наблюдений над так называемыми гипоидным состоянием, во время которого пациенты, свободно представленные себе, произносили слова и делали жесты, совершенно не связывавшиеся с их бодрственным сознанием, Фрейд предложил метод «свободных» ассоциаций, - метод, сводящийся вкратце к тому, что ему, помимо его воли, приходит в голову.

К таким мыслям, образам, обрывкам мыслей у нас, как правило, существует определенное отношение, не позволяющее нам при обыкновенных условиях на них сосредоточиться. Только разве тогда, если в голову приходит «счастливая» мысль, мы приемлем ее как желанную и с удовольствием констатируем, что она наша, нам пришла в голову.

Всякий из нас из личного опыта знает о тех состояниях рассеянности, во время которых нам в сознание врываются самые пустяковые, иногда дикие мысли, которые мы нередко отказываемся признавать своими. Тем не менее, конечно, не может быть сомнений, что они также принадлежат нам, как и те, которые мы признаем своими.

Это - действующее в нас, иной раз совершенно помимо, а нередко и против нашей воли, тенденции, ярко проявляющиеся в тех свойственных всем здоровым людям процессах, которые носят название действий, совершенных по ошибке.

Всякое психологическое явление имеет свой смысл и значение, и только узнав смысл его, можно надеяться овладеть и явлением. Смысл и значение таких явлений, однако, совсем иные, проходят другие пути, чем мы к этому привыкли, опираясь на привычки нашего сознательного мышления и поведения. То, что кажется убедительным и полным значения в нашем бессознательном, то может, и чаще всего и оказывается, совершенно неприемлемым для сознания, для нашего сознания, как нарушающее моральное, социальное, другие высшие наши стремления.

Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Учение Фрейда прославилось, прежде всего, тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики.

В своей курсовой работе, я рассмотрела следующие темы: Жизненный путь З.Фрейда, в которой я описала биографию З.Фрейда, его знакомство с великим французским психиатром, последние 10 лет жизни З.Фрейда описанные в его дневнике, а также три творческих периода в деятельности великого психолога, основателя психоанализа и его вклад в науку. В следующей главе «Концепция психоанализа» я описала условия возникновения психоанализа, значение и задачи психоанализа, толкование сновидений З.Фрейда, три структуры психического развития, три точки зрения системы психоанализа, кроме этого рассмотрела, как психоанализ объясняет социокультурные процессы.

Цель моей работы над курсовой –  рассмотреть концепцию психоанализа З.Фрейда, какие условия  способствовали появлению психоанализа и как психоанализ открывал З.Фрейд. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Жизненный путь З.Фрейда.

 

 1.1.Эпоха Зигмунда Фрейда

  На фоне ситуации, сложившейся  в науке конца XIX в., особняком  стояла одна из наиболее важных и влиятельных фигур в истории психиатрии, а  пожалуй,  и вообще  в  истории  западной  цивилизации  —  Зигмунд   Фрейд.   Невозможно переоценить вклад Фрейда в науку о природе человека.  Еще  в  начале  своей карьеры  он  сделал  вывод,  что  для  лечения   психического   заболевания необходимо понять его природу, а для того, чтобы  разобраться  в  отдельном феномене,  необходимо  наблюдать  и  исследовать  его  систематически.  Это привело к открытию жизненно важного принципа психоанализа как  действенного метода  исследования.  В  результате  Фрейду  удалось   впервые   объяснить человеческое  поведение  в  психологических   понятиях   и   категориях   и продемонстрировать, что  поведение  это  при  определенных  обстоятельствах можно изменить. Он как бы  сблизил  понятия  лечения  и  исследования.  Его выводы и принципы вызвали к жизни  первую  всеобъемлющую  теорию  личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях.

  Борьба Фрейда за свою  теорию и  его  практика  психоанализа  окончательно утвердили как факт то предположение, что психология — изучение  личности  — может иметь те же кумулятивные и оперативные характеристики, что  и  другие естественные науки. Время, когда Фрейд  начал  свою  научную  деятельность, было эпохой естественных наук. Пожалуй, нигде столь сильно, как в медицине, не царствовал  примат  материалистических  обоснований.  Психология  делала отчаянные попытки спастись от того неуважительно-презрительного  отношения, с которым относились к философии в целом. И сам  Фрейд  как  человек  своей эпохи не смог полностью освободиться от подобного подхода, и  заявлял,  что когда-нибудь психологию  заменит  химия.  Однако  он  решил  не  дожидаться торжества этой  утопии  и,  напротив,  стал  изучать  центральные  проблемы личности и ее расстройств и отклонений при помощи  адекватной  методики,  а именно   психологической.   Осознание   и   реконструкция   подсознательных мотиваций,  на  чем   основывается   его   методика   лечения   психических заболеваний, впервые  дав  возможность  влиять  на  структуру  человеческой личности.

  Прежде психопатическое поведение  не могло быть с  легкостью  объяснено  с помощью  психологии  здравого  смысла,  ибо  поведение   неврастеника   или душевнобольного  отличается  от  психологического  рисунка,   который   наш сознательный  опыт  воспринимает  как  норму.  Почему,  например,   человек реагирует на повышение по службе состоянием  депрессии  или  самоубийством, объяснять невозможно, исходя из  законов  психологической  каузальности,  о которой нам известно лишь из субъективного  опыта.  Вот  почему  со  времен Гиппократа  человечество  пыталось  объяснить  столь   странное   поведение физическими или химическими причинами.  Те  же  ограниченные  представления остаются в силе и при объяснении  поведения  психопатических  преступников, мотивация действий которых кажется иррациональной.

  Противоречия в таких ошибочных  рассуждениях можно  заметить  лишь  в  том случае, если признать  наличие «подсознательных» психических  процессов.

 

 

    1. Биография Зигмунд Фрейда.

   Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в городке Фрейберге, находящемся недалеко от границы Пруссии и Польши. Пять улиц, два цирюльника, с десяток бакалейных лавок и одно похоронное бюро. Городок находился в 240 км от Вены и никакие ароматы бурной столичной жизни туда не доходили. Отец Фрейда Якоб был бедным торговцем шерстью, в третий раз женился - на девушке, годящейся ему в дочери, которая год за годом рожала ему детей. Первенцем и был Зигмунд.

В октябре 1859 года вконец обнищавшие Фрейды пустились на поиски счастья в другие города. Обосновались сначала в Лейпциге, затем в Вене. Но и Вена материального достатка не дала. "Бедность и нищета, нищета и крайнее убожество",- так вспоминал Фрейд своё детство. В семье постоянно звучали  немецкий, чешский, идиш. Возникшее у Фрейда в детстве чувство языка способствовало формированию у него тонкой душевной интуиции и способности к человеческим контактам. Уже в 7-и летнем возрасте Зигмунд прочел Библию, а в восемь начал читать Шекспира. В Лицее он был первым учеником,успехи в языках, литературе, особенно античной, философии, похвалы учителей и ненависть сверстников, доводящих черноволосого отличника с тяжелыми кудрями до слез. Из школьных лет он, очевидно, вынес неудобный для последующей жизни комплекс: нелюбовь смотреть собеседнику в глаза.

   Получив Степень бакалавра, Фрейд колеблется в выборе профессии. Его самое большое желание – понять человека, но дух времени заставляет предпочесть опытную науку. Фрейд поступает на медицинский факультет Венского университета. Уже в студенческие годы Фрейд проявил свой исследовательский талант. После окончания медицинского факультета Фрейд занимался в институте физиологии в лаборатории под руководством Г.Брюкке – ученика Гельмгольца, где и проработал с 1876-го по 1882 годы. Он получал различные стипендии и с упоением изучал половые органы угря и других подобных простейших. "Это были не половые органы угря, а зачатки психоанализа",- хором говорили годы спустя его последователи-психоаналитики.

  В 1884 году Фрейду надоедают угри, рыбки и ракообразные, и он уходит в лабораторию профессора клинической психиатрии Мейнерта, чтобы заняться изучением мозга человеческих зародышей, детей, котят и щенков.

   Уже к 29 годам Фрейд становится  доктором медицины, а затем приват-доцентом Венского Университета в начале 90-х годов. Имея за плечами 20-тилетний стаж исследовательской работы, он внезапно делает крутой поворот, оставляя научные знания и вступает, в новую для него область медицинской психиатрии, полную таинственных явлений. Он намеревается заняться лечением истерических неврозов – довольно распространенной, «модной»  в то время болезни венской интеллигенции.

   5 марта 1902 года, когда император Франсуа-Жозеф I подписал официальный указ о присвоении Зигмунду Фрейду звания профессора-ассистента. Фрейд работал по 12- 14 часов в день и был вынужден призвать на помощь двух молодых сподвижников Макса Кахане и Рудольфа Райтлера. К ним вскоре присоединились и другие. Через некоторое время Фрейд уже регулярно по средам устраивал у себя дома занятия, получившие название Психологического общества среды, а с 1908 года - Венского психоаналитического общества. Здесь собирался декадентский бомонд, заседания вели не только врачи, но и писатели, музыканты, поэты, издатели. Все разговоры о книгах Фрейда, несмотря на то что расходились они плохо (тысяча экземпляров "Трех очерков по теории сексуальности" с трудом разошлись за 4 года), только увеличивали его славу. Чем больше критики говорили о непристойности, порнографии, покушении на мораль, тем дружнее декадентствующее поколение шло к нему на прием.

Информация о работе Жизнь и концепции Фрейда