Изучение мотивации учебной деятельности у старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности мотивации учебной деятельности старших школьников.
Для того чтобы достигнуть цели исследования и подтвердить гипотезу, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;
2. Рассмотреть в психологии, представления о мотивации учения
3. Подобрать методики, направленные на изучение особенностей мотивации старших школьников;
4. Изучить особенности мотивации старших школьников;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………..
1.1 Понятия «мотивация», «мотивы» в психологии..............................................................
1.2 Мотивация учебной деятельности ( классификация, сущность, источники)…………..
1.3 Особенности юношеского возраста( от 15 до 18 лет )........................................................
1.4 Мотивация учебной деятельности старших школьников………………………………..
Вывод по первой главе...................................................................................................................
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования…………………………………………………………………..
2.2. Анализ результатов проведенной экспериментальной работы…………………………..
Выводы по второй главе………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсак.docx

— 122.06 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБ ОУ «Сибирский Государственный  Технологический Университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра психологии труда  инженерной психологии

 

 

 

 

Курсовая работа по общей  психологии

Изучение  мотивации учебной  деятельности у старших школьников

 

 

Научный руководитель:

КПН, доцент

____________Маковец Л.А

(подпись) 

____________(оценка, дата)

Работала:

студентка гр. 71-9

______________Малеева А.А

(подпись)

_________________(дата) 

 

 

 

 

Красноярск 2013 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………..

    1. Понятия «мотивация», «мотивы» в психологии..............................................................
    2. Мотивация учебной деятельности ( классификация, сущность, источники)…………..
    3. Особенности юношеского возраста( от 15 до 18 лет )........................................................
    4. Мотивация учебной деятельности старших школьников………………………………..

Вывод по первой главе...................................................................................................................

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ  РАБОТЫ  ПО  ИЗУЧЕНИЮ  МОТИВАЦИИ  УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СТАРШИХ  ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….

 

    1.  Организация исследования…………………………………………………………………..
    2.   Анализ результатов проведенной экспериментальной работы…………………………..

 

Выводы по второй главе………………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Учебная деятельность занимает практически все годы становления  личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних  и высших учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из стержневых в педагогике и педагогической психологии. Отсюда и обилие работ в этом направлении ( Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, В.Г. Асеева, И.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, А.А. Файзуллаева, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: X.Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д.Халла, У.Клейнбека, К.В. Мадсена, А.Г. Маслоу).  Объясняется это как логикой развития самой психологической науки, так и потребностями образовательной практики. Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. В первую очередь наш интерес определяется тем, что развитие  мотиваций и ценностных ориентаций, является неотъемлемой частью развития самой личности. В разные периоды развития, возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, и на этой основе изменяются ( подстраиваются) личностные качества индивида, характерные для данного периода.Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения , и приступил к подобному обучению ,как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в психологии и педагогике обучения. Изучение мотивов учебной деятельности старших школьников было выбрано потому, что именно эта деятельность является ведущей, воспитываются и взрослеют «умы страны», т.к это молодое поколение на котором держится страна и за которыми наше будущее.

Цель исследования:  изучить особенности мотивации учебной деятельности старших школьников.

Объект исследования:  учащиеся 11-го класса ( 17-18 лет) средней школы. Общий объём выборки 11 человек.

Предмет исследования- мотивация учения старших школьников.

Гипотеза: мы предполагаем, что  уровень мотивации  старших школьников высокий.

Для того чтобы достигнуть цели исследования и подтвердить гипотезу, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;

 

  1. Рассмотреть  в психологии, представления о мотивации учения

 

  1. Подобрать методики, направленные на изучение особенностей мотивации старших школьников;

 

  1. Изучить особенности мотивации старших школьников;

 

Методы исследования:

  • Анализ подобранной литературы, по выдвинутой  проблеме  исследования;
  • Констатирующий эксперимент;
  • Психодиагностический  метод;
  • Анализ эмпирических данных;

Экспериментальная база исследования:  ученики 11 класса Усть-Ярульской сош - выборка 11 человек.

В разном возрасте не все  мотивы имеют одинаковую побудительную  силу. Одни мотивы являются ведущими  ( главными), а другие- второстепенными, побочными, не являющимися самостоятельными. Побочные, так или иначе  подчиняются ведущим мотивам.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  ИЗУЧЕНИЯ  МОТИВАЦИИ  УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СТАРШИХ  ШКОЛЬНИКОВ.

1.1)ПОНЯТИЯ » МОТИВАЦИЯ», «МОТИВЫ» В ПСИХОЛОГИИ.

«Едва ли найдется другая  такая  же необозримая область    психологических исследований, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации»( Х. Хекхаузен). Понятие мотивации трактуется психологами в достаточно широком спектре смыслов и значений: от активности организма до различных видов целенаправленной деятельности субъекта. Обращаясь к понятию мотивации, объясняют также многие психические отклонения непроизвольного характера. Существуют и прямо противоположные точки зрения на мотивацию. С одной стороны, она признается реальной особенностью психической жизни человека, с другой - отрицается сама необходимость в представлениях, связанных с мотивацией.  Так что же такое мотивация?

Мотивация-это широкий  круг явлений, побуждающих человека к деятельности. Само слово «мотив» - от лат. Moveo - «двигаю». Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной  причины».

В настоящее время существует множество трактовок мотивации, и  это затрудняет однозначное ее понимание.

Мотивация (если смотреть шире) - это все, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, эмоции, влечения, установки, идеалы. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение , и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявления учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл...?». Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности.  Также они являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы ( влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации).

Ряд отечественных психологов (К.К. Платонов, В.С. Мерлин, М.Ш. Магомед-Эминов) тоже считают, что в качестве мотивов, наряду с психическими состояниями, могут выступать и свойства личности. Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, В связи с этим, как отмечает П.М. Якобсон, имеет смысл поставить вопрос, в какой мере личность выявляется в ее мотивационной сфере. А.Н. Леонтьев, например, писал, что основная структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. П.М. Якобсон, однако, справедливо замечает, что далеко не все то, что характеризует личность, сказывается на ее мотивационной сфере (можно сказать и обратное: не всякие особенности процесса мотивации превращаются в свойства личности). И Г. Олпорт (Олпорт Г., 1938) говорит об этом же - что будет неточным, если сказать, что все мотивы являются чертами; некоторые из черт имеют мотивационное (направляющее) значение, а другие больше инструментальное.  Безусловно, к чертам, имеющим мотивационное знание, можно отнести такие особенности личности, как уровень притязаний, стремление к достижению успеха или избегание неудачи, мотивы аффилиации или мотивы отвергания (склонность к общению с другими людьми, к сотрудничеству с ними или, наоборот, боязнь быть непринятым, отвергнутым), агрессивность (склонность решать конфликты путем использования агрессивных действий), а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.

В отечественной психологии так же предпринимались попытки  решать проблемы мотивации человека. Однако вплоть до середины 1960-х гг. психологические  исследования были сосредоточены на изучении познавательных процессов. Основной научной разработкой отечественных  психологов в области проблем  мотивации является теория деятельного  происхождения мотивационной сферы  человека, созданная А. Н. Леонтьевым. Согласно его концепции мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В частности между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей.

Таким образом, данная концепция  объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она  показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется  ее иерархированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. В соответствии с закономерностью развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.

Исследования мотивации  проводятся в психологии  исходя из различных теоретико-методологических оснований. А.Г. Асмолов выделяет три  подхода к изучению мотивации: первый реализует принцип стремления к  равновесию, второй- стремление к напряжению, третий- принцип саморазвития  личности. Принцип стремления к равновесию разделяется представителями психоанализа, необихевиоризма, когнитивной психологии. Для индивидуальной психологии А. Адлера характерно признание в качестве движущей силы развития личности ее стремление к компенсации дефекта; необихевиористические концепции используют идею редукции напряжения потребностей; в теории К. Левина источником мотивации считается система внутриличностного  напряжения и.

Любая форма поведения  может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и  конечного пунктов объяснения выступает  психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние  условия и обстоятельства его  деятельности. В первом случае говорят  о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и , а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.

 

1.2) МОТИВАЦИЯ  УЧЕБНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (классификация, сущность).

Сущность  учебных мотивов.

Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично  включающая в себя:

  • познавательные потребности;
  • цели;
  • интересы;
  • стремления;
  • идеалы;
  • мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Названная система мотивов  образует учебную мотивацию, которая  характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью. Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур. Социальные мотивы обусловливают постоянную динамику вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. А.К. Маркова отмечает, что становление мотивации "есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними".

По ее мнению, качества мотивов  могут быть:

  • содержательными, связанными с характером учебной деятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов и др.);
  • динамическими, связанными с психофизиологическими особенностями ребенка (устойчивость мотива, его сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов) и т.д.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в  данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Учебная мотивация позволяет развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Она выступает в качестве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждый временной интервал.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для  той деятельности, в которую она  включается, факторов:

  • характером образовательной систем;
  • организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;
  • особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т.д.);
  • личностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности;
  • спецификой учебного предмета.

Информация о работе Изучение мотивации учебной деятельности у старших школьников