Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:20, курсовая работа
Анализ подходов к проблеме исследования жизненной перспективы и определение основных направлений изучения представлений о жизненной перспективе в период взрослости в зарубежной и отечественной психологии.
Разработка программы эмпирического исследования особенностей представлений о жизненной перспективе в период взрослости, определение критериев анализа результатов. Реализация программы эмпирического исследования и описание особенностей представлений взрослых людей о собственной жизненной перспективе. Различия количества мотивационных объектов по содержанию и во времени у мужчин и женщин.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения временной перспективы в период взрослости 6
1.1. Понятие временной перспективы в психологических исследованиях
1.2. Характеристика периода зрелости в различных психологических концепциях
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей временной перспективы в период взрослости
2.1. Описание организации процедуры исследования 27
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования временной перспективы
Заключение 40
Список литературы 39
Приложения 41
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский
государственный
педагогический университет»
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра
психологии образования
и развития
СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
Курсовая работа
по
возрастной психологии
Исполнитель:
Синельникова Ирина Юрьевна ПС – ПП – 22 ___________________________ | |
Научный
руководитель:
Шубина Анна
Сергеевна, кандидат психологических
наук, доцент
кафедры психологии образования и развития ___________________________ |
Волгоград 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Глава 1. Теоретические основы изучения временной перспективы в период взрослости | 6 |
1.1. Понятие временной перспективы
в психологических |
6 |
1.2. Характеристика периода |
18 |
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей временной перспективы в период взрослости | 27 |
2.1. Описание организации |
27 |
2.2. Анализ результатов |
33 |
Заключение | 40 |
Список литературы | 39 |
Приложения | 41 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Эпоха социальных перемен и кризисов, сложные условия экономической и общественной жизни требуют от человека осознанного выбора жизненного пути, который будет способствовать сохранению целостности внутреннего мира и достижению самореализации в будущем. Но в тоже время, учитывая нестабильность социальной ситуации, не всем удается следовать раз и навсегда определенным перспективам жизни. В период взрослости могут произойти такие незапланированные события как увольнение, необходимость обучения для подготовки к новой деятельности или долгий перерыв в работе, необходимый для усовершенствования своих профессиональных навыков с целью продолжения текущей карьеры. Так как в этом возрасте профессия, наряду с семьей, является основной сферой самореализации, люди, потерявшие работу, испытывают эмоциональные переживания, усугубляемые финансовыми затруднениями. У многих страдает «Я»-концепция, наносится ущерб уважению к себе, самооценке.
Жизненные цели взрослого человека, в отличие от периода юности, зачастую связаны с благополучием близких – взрослеющих детей и стареющих родителей. Исходя из этого, в период взрослости личные перспективы и цели часто оказываются отодвинуты на второй план.
Большой
вклад в изучение феномена жизненной
перспективы личности внесли Е.И. Головаха,
А.А. Кроник, К. Левин, Ж. Нюттен, В.Ф. Серенкова,
Г.С. Шляхтин, Л. Франкл и другие исследователи,
в работах которых раскрываются
закономерности восприятия будущего,
предвидения предстоящих
Современная психология не располагает достаточными данными о взрослом человеке как о личности. Психологи рассматривают взрослого чаще всего как родителя, в контексте его взаимоотношений с семьей. Исследования, касающиеся жизненных перспектив людей в период взрослости, представлены недостаточно.
В тоже время специалисты-практики часто сталкиваются с запросами клиентов зрелого возраста, связанными с потерей смыслов и сложностей постановки жизненных целей.
Это обуславливает актуальность проблемы исследования и выбор темы «Содержание жизненной перспективы в период взрослости».
Цель исследования: выявление особенностей представлений о собственной жизненной перспективе в период взрослости.
Объект исследования: жизненная перспектива личности.
Предмет исследования: представления о жизненной перспективе в период взрослости.
Гипотезы:
-
в содержании жизненных
- жизненные перспективы взрослых людей отличаются ориентацией на неопределенное будущее, на всю жизнь.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ походов к проблеме исследования жизненной перспективы и определить основные направления изучения представлений о жизненной перспективе в период взрослости в зарубежной и отечественной психологии;
2. разработать программу эмпирического исследования особенностей представлений о жизненной перспективе в период взрослости, определить критерии анализа результатов;
3. реализовать программу эмпирического исследования и описать особенности представлений взрослых людей о собственной жизненной перспективе;
4.
проследить значимые различия
количества мотивационных
Методы и методики исследования:
База эмпирического исследования: в исследовании приняли участие 10 человек (5 мужчин и 5 женщин в возрасте от 38 до 48 лет).
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ
ПЕРСПЕКТИВЫ В ПЕРИОД
ВЗРОСЛОСТИ
Проблема
временной перспективы
Ж. Нюттен один и тот же термин «временная перспектива» относит к трем различным аспектам психологического времени. Первый аспект – это временная перспектива в собственном значении этого слова, характеризующаяся прежде всего протяженностью, глубиной, насыщенностью, степенью структурированности и уровнем реалистичности. Второй аспект – временная установка, то есть более или менее позитивная или негативная настроенность субъекта по отношению к прошлому, настоящему или будущему. Например, некто может думать, что в будущем он получит значительно больше возможностей, чем имел в прошлом (оптимистическая установка на будущее) и негативно относиться к своему настоящему. Наконец, третий аспект – временная ориентация – характеризует поведение субъекта и, следовательно, мыслится как преимущественная, доминирующая направленность этого поведения на объекты и события прошлого, настоящего или будущего. Например, принято считать, что молодые люди в большей степени ориентированы на будущее, а люди постарше – на прошлое.
Другими словами, объекты мотивации формируют иерархию промежуточных целей и средств, и каждое из них направлено к более абстрактной и общей цели, которая предположительно когнитивно не представлена в поведении.
Динамика
поведения у человека, благодаря
ее взаимодействию с когнитивным
функционированием высшего
Способность конструировать долгосрочные личные цели и работать в направлении их осуществления – важная характеристика человека. Она ведет к реализации больших проектов, требующих осуществления длительных инструментальных действий, где с самого начала есть необходимость в регулирующем влиянии цели.
К. Левин (Левин, 2000) в публикации, посвященной «уровню реализма», пишет не только о «пространственной протяженности», но и о «временной протяженности» психологического настоящего в жизненном пространстве. Обсуждая вопрос о том, как узкий горизонт настоящего, имеющийся у ребенка, прогрессивно расширяется в пространственном (социальном) и временном (преимущественно за счет будущего) направлениях, он еще не пользуется термином «временная перспектива».
Эту увеличивающуюся протяженность К. Левин считает не простым и непосредственным результатом интеллектуального развития, а выражением личностной и творческой, продуктивной активности ребенка. После выхода в свет культурологически-философской статьи Л. Франка (Франк, 1939), посвященной «временной перспективе», К. Левин стал использовать этот термин. Он определил временную перспективу как «существующую в настоящий момент целостность видения индивидом своего психологического будущего и своего психологического прошлого» (Левин, 2000).
Начиная с этого времени (особенно после 1950 года), временная перспектива становится темой многих количественных, сравнительных исследований: она соотносится с социальным классом, возрастом, интеллектом, мотивом достижения, делинквентностью, психопатологией и т.п. Лавина исследований привела, однако, к огромной терминологической путанице. В одной из первых работ Лешан использовал термин «временная целевая ориентация» в том значении, которое сегодня соответствовало бы протяженности временной перспективы будущего. Позже Тромсдорф с соавтором рассмотрели дистанцию и протяженность как аспекты ориентации на будущее, добавив термин «временная перспектива» в скобках; в той же статье временной ориентации были приписаны некоторые аспекты временной установки. В результате под общим названием «временная перспектива» сгруппировались многочисленные исследования, посвященные различным аспектам психологического времени и выполненные с помощью разнообразного измерительного инструментария, тогда как исследования, направленные на изучение временной перспективы в собственном смысле были названы работами по временной ориентации. Поэтому возможность сравнения полученных данных в высшей степени проблематична.
Одна
из причин того, что понятие «временная
перспектива» стало столь неопределенным,
заключается в том, что был
проигнорирован его параллелизм
с понятием «пространственная перспектива»
и с таким ее свойством, как
протяженность. Некоторые авторы (например,
Wolhford, 1964) предлагали вообще отказаться
от столь зыбкого термина и
использовать еще более общий
термин «личное время». Нам кажется
разумным употреблять термин «временная
перспектива» в его прямом значении,
четко отличая его от двух связанных
с ним понятий – «временная
ориентация» и «временная установка».
Проследим теперь происхождение
понятия «перспектива» как
Многие
понятия, связанные со временем, коренятся
в наших размышлениях о пространстве.
Это относится и к временной
перспективе. Представление о
Информация о работе Исследование жизненой перспективы в период взрослости