Исследование жизненой перспективы в период взрослости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Анализ подходов к проблеме исследования жизненной перспективы и определение основных направлений изучения представлений о жизненной перспективе в период взрослости в зарубежной и отечественной психологии.
Разработка программы эмпирического исследования особенностей представлений о жизненной перспективе в период взрослости, определение критериев анализа результатов. Реализация программы эмпирического исследования и описание особенностей представлений взрослых людей о собственной жизненной перспективе. Различия количества мотивационных объектов по содержанию и во времени у мужчин и женщин.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения временной перспективы в период взрослости 6
1.1. Понятие временной перспективы в психологических исследованиях
1.2. Характеристика периода зрелости в различных психологических концепциях
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей временной перспективы в период взрослости
2.1. Описание организации процедуры исследования 27
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования временной перспективы
Заключение 40
Список литературы 39
Приложения 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.96 Кб (Скачать файл)

     МИНОБРНАУКИ РОССИИ

     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

     «Волгоградский  государственный  педагогический университет» 

     Факультет психологии и социальной работы

     Кафедра психологии образования  и развития 
 

     СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ

     Курсовая  работа

     по  возрастной психологии 
 
 
 
 
 

     
         Исполнитель:

Синельникова  Ирина Юрьевна

ПС – ПП – 22

___________________________

       Научный руководитель:

Шубина Анна Сергеевна, кандидат психологических  наук, доцент кафедры психологии образования и развития 

___________________________


 
 
 
 
 
 

     Волгоград 2011

 

     

     СОДЕРЖАНИЕ 

     
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения временной  перспективы в период взрослости  
6
     1.1. Понятие временной перспективы  в психологических исследованиях  
6
     1.2. Характеристика периода зрелости  в различных  психологических  концепциях  
18
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей временной перспективы в период взрослости  
27
     2.1. Описание организации процедуры  исследования 27
     2.2. Анализ результатов эмпирического  исследования временной перспективы  
33
Заключение 40
Список  литературы 39
Приложения 41

 

     

     ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  исследования. Эпоха социальных перемен и кризисов, сложные условия экономической и общественной жизни требуют от человека осознанного выбора жизненного пути, который будет способствовать сохранению целостности внутреннего мира и достижению самореализации в будущем. Но в тоже время, учитывая нестабильность социальной ситуации, не всем удается следовать раз и навсегда определенным перспективам жизни. В период взрослости могут произойти такие незапланированные события как увольнение, необходимость обучения для подготовки к новой деятельности или долгий перерыв в работе, необходимый для усовершенствования своих профессиональных навыков с целью продолжения текущей карьеры. Так как в этом возрасте профессия, наряду с семьей, является основной сферой самореализации, люди, потерявшие работу, испытывают эмоциональные переживания, усугубляемые финансовыми затруднениями. У многих страдает «Я»-концепция, наносится ущерб уважению к себе, самооценке.

     Жизненные цели взрослого человека, в отличие  от периода юности, зачастую связаны  с благополучием близких –  взрослеющих детей и стареющих  родителей. Исходя из этого, в период взрослости личные перспективы и  цели часто оказываются отодвинуты на второй план.

     Большой вклад в изучение феномена жизненной  перспективы личности внесли Е.И. Головаха, А.А. Кроник, К. Левин, Ж. Нюттен, В.Ф. Серенкова, Г.С. Шляхтин, Л. Франкл и другие исследователи, в работах которых раскрываются закономерности восприятия будущего, предвидения предстоящих событий, выдвижения целей и выбора пути их достижения, детерминирующее влияние  жизненных планов на организацию  деятельности и поведение человека в настоящем.

     Современная психология не располагает достаточными данными о взрослом человеке как  о личности. Психологи рассматривают  взрослого чаще всего как родителя, в контексте его взаимоотношений с семьей. Исследования, касающиеся жизненных перспектив людей в период взрослости, представлены недостаточно.

     В тоже время специалисты-практики часто  сталкиваются с запросами клиентов зрелого возраста, связанными с потерей  смыслов и сложностей постановки жизненных целей.

     Это обуславливает актуальность проблемы исследования и выбор темы «Содержание жизненной перспективы в период взрослости».

     Цель  исследования: выявление особенностей представлений о собственной жизненной перспективе в период взрослости.

     Объект  исследования: жизненная перспектива личности.

     Предмет исследования: представления о жизненной перспективе в период взрослости.

     Гипотезы:

     - в содержании жизненных перспектив  взрослых людей преобладают высказывания  о других людях – детях,  родителях, других близких;

     - жизненные перспективы взрослых людей отличаются ориентацией на неопределенное будущее, на всю жизнь.

     Задачи  исследования:

     1. провести теоретический анализ походов к проблеме исследования жизненной перспективы и определить основные направления изучения представлений о жизненной перспективе в период взрослости в зарубежной и отечественной психологии;

     2. разработать программу эмпирического исследования особенностей представлений о жизненной перспективе в период взрослости, определить критерии анализа результатов;

     3. реализовать программу эмпирического исследования и описать особенности представлений взрослых людей о собственной жизненной перспективе;

     4.       проследить значимые различия  количества мотивационных объектов  по содержанию и во времени  у мужчин и женщин.

     Методы  и методики исследования:

  1. метод теоретического анализа исследований по проблеме жизненной перспективы в период взрослости;
  2. эмпирические методы: метод мотивационной индукции                    (Ж. Нюттен);
  3. методы количественной обработки и интерпретации данных;
  4. методы математико-статистической обработки данных:                    U-критерий Манна-Уитни для двух независимых выборок.

     База  эмпирического исследования: в исследовании приняли участие 10 человек (5 мужчин и 5 женщин в возрасте от 38 до 48 лет).

 

     

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ 

    1. Понятие временной перспективы  в психологических  исследованиях
 

     Проблема  временной перспективы интересовала многих зарубежных и отечественных  ученых-психологов. Среди них наибольший вклад в изучение этой проблемы внес Жозеф Нюттен.

     Ж. Нюттен один и тот же термин «временная перспектива» относит к трем различным аспектам психологического времени. Первый аспект – это временная перспектива в собственном значении этого слова, характеризующаяся прежде всего протяженностью, глубиной, насыщенностью, степенью структурированности и уровнем реалистичности. Второй аспект – временная установка, то есть более или менее позитивная или негативная настроенность субъекта по отношению к прошлому, настоящему или будущему. Например, некто может думать, что в будущем он получит значительно больше возможностей, чем имел в прошлом (оптимистическая установка на будущее) и негативно относиться к своему настоящему. Наконец, третий аспект – временная ориентация – характеризует поведение субъекта и, следовательно, мыслится как преимущественная, доминирующая направленность этого поведения на объекты и события прошлого, настоящего или будущего. Например, принято считать, что молодые люди в большей степени ориентированы на будущее, а люди постарше – на прошлое.

     Другими словами, объекты мотивации формируют  иерархию промежуточных целей и  средств, и каждое из них направлено к более абстрактной и общей  цели, которая предположительно когнитивно не представлена в поведении.

     Динамика  поведения у человека, благодаря  ее взаимодействию с когнитивным  функционированием высшего порядка, перерабатывается в цели и структуры  «средство-цель», то есть в поведенческие  проекты и планы. Объекты этих планов или целей располагаются  в более или менее отдаленном будущем, тем самым внося измерение  будущего – временную перспективу  – в поведенческий мир субъекта.

     Способность конструировать долгосрочные личные цели и работать в направлении их осуществления  – важная характеристика человека. Она ведет к реализации больших  проектов, требующих осуществления  длительных инструментальных действий, где с самого начала есть необходимость  в регулирующем влиянии цели.

     К. Левин (Левин, 2000) в публикации, посвященной «уровню реализма», пишет не только о «пространственной протяженности», но и о «временной протяженности» психологического настоящего в жизненном пространстве. Обсуждая вопрос о том, как узкий горизонт настоящего, имеющийся у ребенка, прогрессивно расширяется в пространственном (социальном) и временном (преимущественно за счет будущего) направлениях, он еще не пользуется термином «временная перспектива».

     Эту увеличивающуюся протяженность  К. Левин считает не простым и  непосредственным результатом интеллектуального  развития, а выражением личностной и творческой, продуктивной активности ребенка. После выхода в свет культурологически-философской статьи Л. Франка (Франк, 1939), посвященной «временной перспективе», К. Левин стал использовать этот термин. Он определил временную перспективу как «существующую в настоящий момент целостность видения индивидом своего психологического будущего и своего психологического прошлого» (Левин, 2000).

     Начиная с этого времени (особенно после 1950 года), временная перспектива  становится темой многих количественных, сравнительных исследований: она  соотносится с социальным классом, возрастом, интеллектом, мотивом достижения, делинквентностью, психопатологией  и т.п. Лавина исследований привела, однако, к огромной терминологической путанице. В одной из первых работ Лешан  использовал термин «временная целевая ориентация» в том значении, которое сегодня соответствовало бы протяженности временной перспективы будущего. Позже Тромсдорф с соавтором рассмотрели дистанцию и протяженность как аспекты ориентации на будущее, добавив термин «временная перспектива» в скобках; в той же статье временной ориентации были приписаны некоторые аспекты временной установки. В результате под общим названием «временная перспектива» сгруппировались многочисленные исследования, посвященные различным аспектам психологического времени и выполненные с помощью разнообразного измерительного инструментария, тогда как исследования, направленные на изучение временной перспективы в собственном смысле были названы работами по временной ориентации. Поэтому возможность сравнения полученных данных в высшей степени проблематична.

     Одна  из причин того, что понятие «временная перспектива» стало столь неопределенным, заключается в том, что был  проигнорирован его параллелизм  с понятием «пространственная перспектива» и с таким ее свойством, как  протяженность. Некоторые авторы (например, Wolhford, 1964) предлагали вообще отказаться от столь зыбкого термина и  использовать еще более общий  термин «личное время». Нам кажется  разумным употреблять термин «временная перспектива» в его прямом значении, четко отличая его от двух связанных  с ним понятий – «временная ориентация» и «временная установка». Проследим теперь происхождение  понятия «перспектива» как такового и опишем психологическое строение временной перспективы.

     Многие  понятия, связанные со временем, коренятся  в наших размышлениях о пространстве. Это относится и к временной  перспективе. Представление о пространственной перспективе связывается, прежде всего, с ее глубиной, порождаемой определенной организацией графических элементов  на поверхности. Нечеткость в понимании  временной перспективы возникает вследствие того, что упускается из виду такой фундаментальный аспект перспективы, как впечатление глубины. В зрительном восприятии реального мира видимая глубина соответствует объективному расстоянию, которое субъект может непосредственно прочувствовать, перемещаясь от одного объекта к другому. В темпоральной области этим «расстояниям» соответствуют интервалы времени, которые могут быть непосредственно прочувствованы через «проживание последовательности» событий. По аналогии с пространственной перспективой временная перспектива состоит из существующих в настоящий момент времени (психологическое настоящее, соотносимое с временной точкой «здесь») «ментальных перцепций» событий, которые в действительности происходят в некоторой временной последовательности с большими или меньшими промежутками времени между ними. Фундаментальная разница, таким образом, очевидна: в отличие от пространственной, временная перспектива берет свое начало не в реальных процессах перцепции, а в существующих в настоящий момент когнитивных репрезентациях временной последовательности событий.

Информация о работе Исследование жизненой перспективы в период взрослости