Наследственные формы нарушений психического развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 11:39, контрольная работа
Краткое описание
Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального развития, включая последовательность переключения и депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.
Содержание
Введение. 1.Объект исследование, предмет исследование, Цель исследование, задачи……………………………………………………………5 2. Общее представление о наследственности……………………………….6 3. Симптомы и причины нарушений психического развития………………………………………………………………..7-9 4. Основные формы патологии психического развития……………………………………………………………….10-15 5. Методы исследование нарушений психического развития у детей дошкольного возраста……………………………………16-18 6. Методы экспериментально- психологического исследования………………………………………………….19-20 7. Эксперементальное изучение психического развитие детей дошкольного возраста……………………………………….21-24 8. Рекомендации……………………………………………………………………………25-28 9.Вывод………………………………………………………………………………………….29 10.Список литературы………………………………………………………………….30 11.Приложение……………………………………………………………………………..31-33
развитие детей дошкольного
возраста……………………………………….21-24
8. Рекомендации……………………………………………………………………………25-28
9.Вывод………………………………………………………………………………………….29
10.Список литературы………………………………………………………………….30
11.Приложение……………………………………………………………………………..31-33
Введение
Новорожденный несет
в себе комплекс генов не только своих
родителей, но и их отдаленных предков,
то есть имеет свой, только ему присущий
богатейший наследственный фонд или наследственно
предопределенную биологическую программу,
благодаря которой возникают и развиваются
его индивидуальные качества. Эта программа
закономерно и гармонично претворяется
в жизнь, если, с одной стороны, в основе
биологических процессов лежат достаточно
качественные наследственные факторы,
а с другой, внешняя среда обеспечивает
растущий организм всем необходимым для
реализации наследственного начала.
Приобретенные в течение
жизни навыки и свойства не передаются
по наследству, наукой не выявлено также
особых генов одаренности, однако каждый
родившийся ребенок обладает громадным
арсеналом задатков, раннее развитие и
формирование которых зависит от социальной
структуры общества, от условий воспитания
и обучения, забот и усилий родителей и
желания самого маленького человека.
Молодым людям, вступающим
в брак, следует помнить, что по наследству
передаются не только внешние признаки
и многие биохимические особенности организма
(обмен веществ, группы крови и др.), но
и некоторые болезни или предрасположенность
к болезненным состояниям. Поэтому каждому
человеку необходимо иметь общие представления
о наследственности, знать свою родословную
(состояние здоровья родственников, их
внешние особенности и таланты, продолжительность
жизни и др.), иметь представления о влиянии
вредных факторов (в частности алкоголя
и курения) на развитие внутриутробного
плода. Все эти сведения могут быть использованы
для ранней диагностики и лечения наследственных
заболеваний, профилактики врожденных
пороков развития.
По современным данным
науки, хромосомы ядерного вещества представляют
гигантские полимерные молекулы, состоящие
из нитей нуклеиновых кислот и небольшого
количества белка. Каждая пара хромосом
имеет определенный набор генов, контролирующих
проявление того или иного признака.
Рост ребенка - программированный
процесс увеличения длины и массы тела,
который проходит параллельно с его развитием,
становлением функциональных систем.
В определенные периоды развития ребенка
органы и физиологические системы подвергаются
структурно-функциональной перестройке,
происходит замена молодых на более зрелые
тканевые элементы, белки, ферменты (эмбрионального,
детского, взрослого типа).
Генетическая программа
обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального
развития, включая последовательность
переключения и депрессии генов, контролирующих
смену периодов развития в соответствующих
условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся
взаимовлиянию генной и нейроэндокринной
регуляции каждый период развития ребенка
характеризуется особыми темпами физического
роста, возрастными физиологическими
и поведенческими реакциями.
Объект исследование:
Ребенок 6 лет.
Предмет исследование:
Уровень интеллектуального развитие у
детей дошкольного возраста.
Цель исследование:
Выявить наследственные формы нарушений
в психическом развитии.
Задачи:
Рассмотреть общее
представление о наследственности.
Проанализировать
основные симптомы и причины психического
развития.
Выявить представление
о человеке и о самом себе спомощью тестирования.
Написать рекомендации
для родителей и педагогов при нарушении
психического развитие детей дошкольного
возраста.
Общее представление о наследственности.
Наследственность (биол.)
Наследственность, присущее
всем организмам свойство повторять в
ряду поколений одинаковые признаки и
особенности развития; обусловлено передачей
в процессе размножения от одного поколения
к другому материальных структур клетки,
содержащих программы развития из них
новых особей. Тем самым Н. обеспечивает
преемственность морфологической, физиологической
и биохимической организации живых существ,
характера их индивидуального развития,
или онтогенеза. Как общебиологическое явление Н. —
важнейшее условие существования дифференцированных
форм жизни, невозможных без относительного
постоянства признаков организмов, хотя
оно нарушается изменчивостью — возникновением различий
между организмами. Затрагивая самые разнообразные
признаки на всех этапах онтогенеза организмов,
Н. проявляется в закономерностях наследования
признаков, т. е. передачи их от родителей
потомкам.
Иногда термин "Н." относят
к передаче от одного поколения другому
инфекционных начал (так называемая инфекционная
Н.) или навыков обучения, образования,
традиций (так называемая социальная,
или сигнальная, Н.). Подобное расширение
понятия Н. за пределы его биологической
и эволюционной сущности спорно. Лишь
в случаях, когда инфекционные агенты
способны взаимодействовать с клетками
хозяина вплоть до включения в их генетический
аппарат, отделить инфекционную Н. от нормальной
затруднительно. Условные рефлексы не наследуются, а заново вырабатываются
каждым поколением, однако роль Н. в скорости
закрепления условных рефлексов и особенностей
поведения бесспорна. Поэтому в сигнальную
Н. входит компонент биологической Н.
Симптомы и причины нарушений психического
развития
Нарушения психического развития
проявляются наиболее часто в младенческом
и детском возрасте. Эти психологические
нарушения связаны с различными факторами,
травмами и патологиями. Основными причинами
нарушений психического развития являются:
Наследственные патологии головного
мозга;
Хромосомные заболевания;
Пороки головного мозга;
Эпилептический синдром;
Поражения и патологии
центральной нервной системы;
Опухоли головного
мозга;
Гидроцефалия; тяжелые заболевания
нервной системы и нейрокожные синдромы;
Наследственные эндокринные
заболевания;
Соматические патологии;
Нарушения и заболевания органов
чувств;
Отсутствие воспитания
и педагогическая запущенност
Нарушения психического развития
у детей проявляются в виде недоразвития,
повреждений личностного развития и отсутствия
самоопределения, невозможности умственного
развития и проблем с познанием, психопатии
и искажений (аутизм). Наиболее серьезными
причинами нарушений психического развития
являются наследственные, биологические,
социальные и психогенные факторы. Нарушения
психического развития у детей выражаются
в значительном отставании в развитии
от сверстников, замедлении психического
становления, несоответствии в поведении
и восприятии с возрастными нормами. Эти
нарушения начинают проявляться с раннего
возраста, и они часто связаны с мозговой
дисфункцией. При определении причин нарушений
психического развития необходимо учитывать
темперамент ребенка, наличие соматических
и церебральных патологий, эмоциональное
состояние и депривацию. К биологическим
причинам нарушений относятся патологии
в период беременности, недоношенность,
родовые и послеродовые травмы, соматические
заболевания и мозговые травмы. Нарушения
психического развития могут быть вызваны
социальными факторами, в том числе недостатком
во внимании и отрывом от матери, социальной
изоляцией, дефицитом воспитания, обучения
и развития, неблагоприятными условиями
в семье и обществе. Типы нарушений психического
развития Нарушения психического развития
классифицируются на несколько типов.
К основным типам нарушений психического
развития можно отнести: дизонтогенез,
в том числе поврежденное, замедленное
и искаженное развитие; необратимое психическое
недоразвитие; дисгармоничное психическое
развитие; дегенеративное психическое
развитие, связанное с эпилепсией и другими
заболеваниями; патологическое психическое
развитие, вызванное психическими и соматическими
патологиями. Также выделяют типы нарушений
психического развития по шизофреническому
процессу: асинхронию, ретардацию и умственную
отсталость. В некоторых случаях проявляются
клинические формы нарушений, в том числе
акселерация, инфантилизм, аутизм и соматопатия.
Отдельно в медицине выделяют нарушения
психического развития, связанные с видом
олигофрении – неосложненная, нейродинамическая,
анализаторная и психопатическая форма.
При нарушениях психического развития
назначают определенные виды реабилитации.
К ним можно отнести:
Коррекцию психологического
характера, включающую занятия с
дефектологом и психологом, направленную
на восстановление познавательной
функции, речи и памяти, эмоционального
восприятия, коммуникации и социальной
адаптации;
Коррекцию логопедического
типа, включающую занятия с логопедом,
направленные на формирование правильной
речи и звукообразование, устранение дефектов
произношения, вырабатывание навыков
и способностей для содержательной речи;
Сенсорные упражнения
с психологом для восстановления
чувствительности, улучшения восприятия
и психологической разгрузки;
Аппаратные занятия
с биологической обратной связью,
направленные на тренировку внимания
и запоминания, регулирование ребенком
собственного восприятия;
Релаксационные упражнения;
Лечебную физкультуру и гимнастику
для стимулирования физического и психического
развития;
Физиотерапию, включающую тепловые,
водные и электропроцедуры.
Основные формы патологии психического
развития.
Основными формами патологического развития
являются:
Олигофрения
Психопатия.
Термином олигофрения объединяют
разные формы наследственного, определенного
пренатальными условиями и в раннем детстве
возникшего нарушенного психического
развития, в котором на первое место выступает
задержка умственного развития.
При этих видах нарушений больше
всего страдают наиболее сложные стороны
интеллектуальной деятельности; умственное
и вообще нервно-психическое развитие
замедлено. Поэтому больной ребенок позже
начинает ходить, говорить, позже приучается
к опрятности. Такими процессами, как чтение,
письмо и счет ребенок овладевает с особенно
большим трудом. Но и здесь бросается в
глаза разница между автоматическими
операциями и творчески комбинационными
процессами. Ребенок-олигофрен иногда
по счетным способностям не уступает нормальным,
но не может решать самых элементарных
арифметических задач. Это расхождение
счетной и математической способности
отмечается иногда и у нормальных людей.
Так называемая «механическая» память
при олигофрении может быть даже очень
хорошей, но логическое запоминание отсутствует
или значительно отстает. Восприятие элементарно
и поверхностно. Смысловая сторона восприятия
страдает. Мышление примитивно. Дети не
способны усвоить сложные комбинации,
не способны к содержательной абстракции
и к пониманию переносного смысла. Воображение
бедно и бледно. Интересы элементарны
и ограничены. (Вопросы о психических и
психопатических особенностях детей-олигофренов
у нас хорошо разработаны (Г. Я. Трошин,
Г. Е. Сухарева, С. С. Мнухин, М. С. Певзнер
и др.)).
При всех формах недоразвития
интеллекта обнаруживается недоразвитость
и других сторон психической деятельности.
Так, бывают недоразвиты произвольное
внимание, более сложные и тонкие эмоции.
Волевые акты и основанные на них действия
имеют ситуационный характер, лишены большой
внутренней переработки и перспективы.
В целом задержка психического
развития заключается в перевесе элементарно-автоматического
над творческим, в бедности и ограниченности
психики. При этом обнаруживаются различия
в развитии и тонусе различных систем
психической и невросо-матической деятельности.
На практике установлены три
степени психического недоразвития. Самая
тяжелая – идиотия, средняя – имбецильность и
более легкая – дебильность.
Страдающие идиотией не овладевают
речью, тем более – счетом и письмом, иногда
не ходят или плохо ходят, бывают неопрятны
мочой и калом. Идиотами признают подростков
или взрослых с умственным развитием,
соответствующим развитию здоровых детей
до 3 лет. Имбецилы говорят, хотя речевой
запас их беден, в их речи имеются лишь
конкретные обозначения отдельных предметов.
Они овладевают конкретным счетом в пределах
двух десятков; двигательная сфера у них
может быть близкой к норме, они могут
быть приучены к опрятности и к элементарнейшим
формам труда. Взрослые люди, если уровень
их умственного развития соответствует
развитию детей от 3 до 8 лет, практически
относятся к имбецилам.
Дебилы могут научиться читать,
писать и считать даже в пределах сотен
и тысяч, но усвоить программы средней
школы не могут. Для их обучения создаются
вспомогательные школы. Они могут хорошо
овладевать несложными ремеслами. Взрослые
дебилы, по умственному развитию соответствуют
нормальным детям восьми лет с небольшим.
Принятое деление по степеням развития
интеллекта, во-первых, в известной мере
представляется односторонне количественным,
во-вторых, не предусматривает переходов,
существующих между формами. Кроме того,
сопоставление взрослого олигофрена со
здоровым ребенком может быть принято
лишь весьма условно. Не останавливаясь
на клинической характеристике групп
умственно недоразвитых, отметим лишь
важное с точки зрения не только проблемы
психического развития, но и в смысле соотношения
мозга и психики, организма и психики положение
о том, что задержка процесса психического
развития может быть связана с различными
причинами, нарушающими строение и функции
мозга. Так, известна, например, нервно-кожно-диспластическая
(«туберозный склероз»), нейроангиоматозная,
нервно-костная умственная недостаточность.
О нейроинкреторной уже упоминалось. Травма,
инфекция и интоксикация, поражая в разной
степени и в разных формах структуру и
функции мозга, могут также являться причиной
нарушений психического развития.