Национально-психологические особенности этикета в различных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.
Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....…3
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме национально-психологических особенностей этикета в различных странах…………….5
1.1Определение понятия «этикет», его основные составляющие........5
1.2. Характеристика основных видов этикета…………………………8
Глава 2. Сравнительный анализ особенностей этикета в разных странах………………………………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Степашкина О.И..doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Саратовский Государственный  Технический Университет имени Гагарина Ю.А

Институт социального  и производственного менеджмента

Факультет экологии и сервиса

 

Кафедра «Менеджмент  туристического бизнеса»

 

Курсовая работа по дисциплине

«Психологический  практикум»:

 

 

 

 

 

 

Национально-психологические особенности этикета

 в различных странах

 

 

                                                                                        Выполнил:

студент группы СКС 31

                                                                                                       Степашкина О.И.

                                                                                                                  Проверила:

Грачева О.Г.

 

 

                                            Саратов 2011

 

                                 Содержание:

Введение…………………………………………………………………....…3

Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме национально-психологических особенностей этикета в различных странах…………….5

1.1Определение понятия «этикет», его основные составляющие........5

1.2. Характеристика основных видов этикета…………………………8

Глава 2. Сравнительный анализ особенностей этикета в разных странах………………………………………………………………………..16

Заключение…………………………………………………………27

Список используемой литературы………………………………...29

 

                                             Введение

Этикет в современном  обществе играет большую роль, как  в деловой сфере, так и в повседневной жизни. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительным становлением

Этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета  является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся  здесь культурным ценностям.

Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно  вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к конфликтам в группе. Этикет, являясь величайшим достоянием человеческой культуры, не только регулирует социальные отношения, но и обогащает  жизнь людей.

Дж. Рокфеллер утверждал: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». В сфере деловых отношений этикет считают экономической категорией. Он вносит гармонию в деловые отношения, способствует эффективности бизнеса. Дефицит хороших манер отрицательно сказывается на морально-психологическом климате в организации, когда возникает дискомфорт в общении, нервозность, повышается конфликтность.

Объект исследования – национальный этикет.

Предмет - национально-психологические особенности этикета в различных странах

Цель курсовой работы:  анализ основных национально-психологических особенностей этикета в различных странах.

Задачи работы:

- раскрыть суть понятия «этикет»

- рассмотреть основы делового этикета в различных странах

- сравнить особенности этикета в различных странах

Для реализации поставленных цели и задач мы использовали один из  методов  психолого-педагогического  исследования, такой как  изучение и анализ научной литературе по исследуемой проблеме.

Эмпирической  базой исследования послужил этикет, как носитель традиций и норм в различных странах.

Для того что  бы общения или деловые переговоры   представителей различных национальностей  прошло успешно стороны должны быть осведомлены особенностями этикета в различных странах, что подчеркивает актуальность выбранной темы.

Во все времена люди по-разному относились к этикету. Это отношение зависело и зависит от образованности и развитости моральных потребностей личности, которые предполагают желание нравственного отношения к себе со стороны окружающих и желание так же нравственно относиться к людям. Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, культуру, политическое и государственное устройство.В следствие чего выбраная тема является актуальной в современном обществе.

По мере развития цивилизации характер ведения переговоров и процессы, связанные с взаимопроникновением национальных стилей общения, имеют большое значение. В основе особенностей делового этикета и деловой этики лежат не только традиции, но и черты национального характера. 

Курсовая работа общим объемом 39 страниц состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников, включающего 25 работ.

 

Глава 1. Теоретический  обзор литературы по проблеме национально-психологических особенностей этикета в различных странах

1.1 Определение понятия «этикет», его основные составляющие

Сначала следует дать определение этикета:

Этике́т  (от étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе1.

Сложившиеся нормы  нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми.Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические ,культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения,означающее манеру поведения.К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности  до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях. Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест2.

Первые виды этикета разделялись на:

  • придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения ,установленные при дворах монархов;
  • дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах ,визитах, переговорах;
  • воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
  • общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом

Таким образом, можно сказать, что этикет- это многофункциональный феномен, который из-за различности своих составляющих имеет различные функции. Этикет имеет культурную, социальную и научную составляющие

1)Социальная составляющая этикета выражается в взаимодействие этикета и общества. Обогащения человека нравственными чертами при помощи изучения этикета, и пополнения этикета в дальнейшем человеком. Всё это говорит о том, что на протяжении длительного периода происходит взаимообмен норм этикета и его носителей. Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах, т.е. во всех сферах жизни общества.

2) Культурная составляющая этикета так же очень важна и многолика. Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры. Всякий раз, когда мы обращаемся к вопросам культуры общения, невольно возникает вопрос: этикет и культура общения - это одно и то же или нет, как они связаны между собой ? Отвечая на него, можно сказать, что этикет - это ядро, центр культуры общения, он организует и регламентирует общение по своим законам и правилам.

Само понятие «культура  общения» значительно более емкое  понятие, чем «этикет». Этикет представляет собой образец, идеал коммуникативного поведения, а культура общения - его реальность со всеми положительными и отрицательными проявлениями. Поэтому, строго говоря, некультурного общения нет и не может быть.При этом следует учитывать, что мы являемся носителями культры своей страны и именно при помощи этикета, мы должны показывать все положительные стороны нашего мира.

3) И последняя состовляющая  этикета на наш взгляд – научная составляющая. Ученые по всему миру изучают этикет, как общемировой феномен. Тут так же следует сказать, что историческая суть этикета является одной из главных тем изучения. В процессе исторических событий этикет подвергался изменению - происходи заимствования, редактирование, создание и утрачивания норм и традиций. Все эти вопросы находят отражения в различных научных трудах, курсовых работах, книгах и докладах.

 

 

 

      

 

  1.2. Характеристика основных видов этикета

1)Речевой этикет. Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения. Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:

  • личности собеседников
  • место
  • тема
  • время
  • мотив
  • цель

Личности собеседников. Речевой этикет ориентирован прежде всего на адресата - человека, к которому обращаются, но также учитывается личность говорящего. Учёт личности собеседников реализован на принципе двух форм обращения - на Ты и на Вы. Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая - на уважение и большую формальность в разговоре.

Место общения. Общение в определённом месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места. Такими местами могут быть: деловое совещание, светский ужин, театр, молодёжная вечеринка, уборная и др3.

Точно также, в зависимости  от темы разговора, времени, мотива или  цели общения, мы применяем разные разговорные  приёмы. Темой для разговора могут  стать радостные или печальные события, время общения может располагать к тому, чтобы быть кратким, или к развёрнутой беседе. Мотивы и цели проявляются в необходимости оказать знак уважения, выразить доброжелательное отношение или благодарность собеседнику, сделать предложение, обратиться за просьбой или советом.

Национальный речевой  этикет

Любой национальный речевой  этикет предъявляет определенные требования к представителям своей культуры, и имеет свои особенности. Само появление  понятия речевой этикет связано  с древним периодом в истории языков, когда каждому слову придавалось особое значение, и сильной была вера в действие слова на окружающую действительность. А появление определенных норм речевого этикета обусловлено стремлением людей вызвать к жизни определенные события.

Но для речевого этикета разных народов характерны также и некоторые общие черты, с различием лишь в формах реализации речевых норм этикета. В каждой культурно-языковой группе присутствуют формулы приветствия и прощания, уважительного обращения к старшим по возрасту или положению. В замкнутом обществе представитель чужой культуры, не знакомый с особенностями национального речевого этикета, представляется необразованным, плохо воспитанным человеком. В более открытом социуме люди подготовлены к различиям в речевом этикете разных народов, в таком обществе нередко практикуется подражание чужой культуре речевого общения.

Речевой этикет современности

В современном мире, и  тем более в городской культуре постиндустриального и информационного  общества, понятие культуры речевого общения изменяется коренным образом. Скорость изменений, происходящих в современности, ставит под угрозу сами традиционные основы речевого этикета, основанные представлениях о незыблемости социальной иерархии, религиозных и мифологических верований.

Изучение норм речевого этикета в современном мире превращается в практическую цель, ориентированную на достижение успеха в конкретном акте коммуникации: при необходимости обратить на себя внимание, продемонстрировать уважение, вызвать доверие у адресата, его симпатию, создать благоприятный климат для общения. Однако роль национального речевого этикета остается важной - знание особенностей иностранной речевой культуры является обязательным признаком свободного владения иностранным языком4.

Информация о работе Национально-психологические особенности этикета в различных странах