Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 06:25, курсовая работа
С древних времен люди – левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в большинстве стран (в том числе и в России) было, в основном, негативным. Считалось, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и т. д. Отмечалось, что среди лиц с девиантным поведением (в частности, среди совершивших противоправные действия) процент леворуких значительно выше, чем среди законопослушных граждан.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ЛЕВШЕСТВА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА
Институт педагогики и социальной работы
Особенности проявления в обучении левшества
Курсовая работа
Студентка 3 курса (31 группы)
дневного отделения
Научный руководитель:
доцент Алёшина Ирина Николаевна
Тамбов 2011г.
Обозначения и сокращения
МГППУ – Московский городской психолого-педагогический университет
РАО – психологический институт РАО
ЦНС – центральная нервная система
ЭЭГ – электроэнцефалограмма
Введение
С древних времен люди – левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в большинстве стран (в том числе и в России) было, в основном, негативным. Считалось, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и т. д. Отмечалось, что среди лиц с девиантным поведением (в частности, среди совершивших противоправные действия) процент леворуких значительно выше, чем среди законопослушных граждан.
В то же время существовала и противоположная точка зрения, согласно которой все левши гениальны. Так, известно, что среди леворуких было много выдающихся ученых (Леонардо да Винчи, Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов), политических деятелей (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Бенджамин Франклин, Билл Клинтон, Джордж Буш), известных писателей (В. И. Даль, Льюис Кэрролл), деятелей искусства (Чарли Чаплин, Пол Маккартни) и т. д.
Систематическое изучение левшества в связи с проблемой межполушарной асимметрии началось во II-й половине ХХ столетия. В 1970-е – 2000-е годы, как в нашей стране, так и за рубежом стали появляться многочисленные публикации (в том числе и монографического плана) по проблеме левшества (М. М. Безруких; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; Э. Г. Симерницкая; С. Спрингер, Г. Дейч и др.).
Сложность положения учащихся - левшей усугубляется тем, что зачастую при обучении письму им прививали доминирование правой руки. Это объяснялось, тем, что отсутствовали методики обучения письму левой руки.
В 1980-е годы стали появляться данные о вреде переучивания левшей пользоваться правой рукой для выполнения повседневной деятельности (М. М. Безруких; А. П. Чуприков). Показано, в частности, что «традиционное» переучивание в раннем детском возрасте может привести к так называемому дистрессу, который оказывает негативное влияние на детскую психику. Еще в 1911 году Лиепман счел вмешательство в нормальное развитие леворукого ребенка, по меньшей мере, неуместным. В 1924 году Капустин А.А. высказался за то, чтобы правилом в обучении леворуких стало воспитание левой руки.
В лаборатории психофизиологических основ диагностики и коррекции трудностей обучения Института возрастной физиологии РАО, разработана методика обучения письму леворуких детей, под руководством М.М. Безруких.
Актуальность. Вопрос о леворукости в настоящее время считается достаточно актуальным. Причина такой актуальности заключается в неоднозначности и противоречивости литературных данных, относительно малым числом исследований по диагностике и изучению левшества у детей младшего школьного возраста, отсутствием строгого количественного анализа памяти, мышления и других показателей у младших школьников и недостаточной разработке. Ведь исследователи больший интерес проявляют именно к левшеству, а не к леворукости как таковой.
Объект исследования – дети школьного возраста, имеющего признаки леворукости.
Предмет исследования – особенности проявления леворукости в учебном процессе.
Цель исследования – систематизировать знания в области особенностей проявления леворукости в учебном процессе.
Гипотеза исследования – Леворукие дети в большей степени испытывают трудности в адаптации к школе, чем праворукие.
Задачи исследования:
1) изучить литературу по проблеме леворукости;
2) выделить понятие леворукости;
3) раскрыть причины леворукости и ее виды;
4)
провести исследование
5)описать
сходства и различия между
праворукими и леворукими
1
Понятие леворукости в
1.1 Определение леворукости, ее признаки и виды
Обозначая человека, предпочитающего действовать левой рукой, его обычно называют левшой. Но это не совсем точно. Левшество, в отличие от леворукости, - это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела. Просто в обычной жизни большинство людей редко обращает внимание на то, какую ногу, ухо или глаз предпочитает человек.
По мнению известного российского нейропсихолога, профессора МГППУ А. В. Семенович, леворукость – это предпочтение и активное использование левой руки, т.е. внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. Леворукость может быть и временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования у малыша межполушарных взаимодействий, и по мере наращивания функционального потенциала левого полушария может произойти «превращение» левши в правшу. Но это происходит далеко не всегда.
Что касается понятия «левшество», по словам А. В. Семенович, это проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество генетическое. Иными словами левшество – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Левшество может быть связано и с доминированием левого глаза, левого уха, левой ноги.
Известно, что все свойства руки как ведущей определяются сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушариями коры головного мозга. Действиями каждой руки «ведает» или «командует» главным образом контлотеральное полушарие: у правшей - левое, а у левшей, наоборот, правое. Около 90% людей имеют ведущую правую руку, и лишь примерно 10% левую или одинаково хорошо владеют обеими руками. Таких людей называют оберукими или амбидекстрами.
Праворукость является видовым признаком человечества.
Статистика свидетельствует, что 90—91% всего человечества — правши и лишь 3—5% — левши, остальные — амбидекстры, т. е. люди одинаково владеющие обеими руками. Таким образом, леворукость — редкое проявление морфофункциональной асимметрии человека.
Стоит сказать и о том, что леворукость может быть различных видов. Она может быть как врожденной, так и приобретенной. Врожденная леворукость может быть наследственной или возникнуть в период внутриутробного развития. Кроме явной леворукости бывает скрытая леворукость. Лица с такой леворукостью приучены с детства пользоваться правой рукой (есть, писать, работать), но при непривычной ситуации, действиях или в состоянии аффекта они пользуются левой.
Существует и еще один вариант появления леворукости - компенсаторный, при котором это явление возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной может быть патология беременности и родов, тяжелые черепно-мозговые травмы или серьезные заболевания в раннем возрасте
Существует много морфологических и функциональных признаков скрытой леворукости. К первым относится большая величина левой кисти, большее развитие вен на тыльной стороне левой кисти, большая ширина ногтя левого мизинца, лучшее развитие мимической мускулатуры слева. Функциональные признаки скрытой леворукости:
- у левшей при скрещивании рук на груди в «позе Наполеона» левая кисть оказывается на правом предплечье сверху;
- при аплодировании активнее действует левая рука.
В последнее время в определении леворукости используются и оценка зрительной ассиметрии (ведущий глаз). Наряду с этим используются данные самооценки рукости и сведения о родственниках. Наличие врожденной леворукости в явной или скрытой форме необходимо учитывать при проведении нейропсихологического обследования.
Существует специальный термин «графическое функциональное превосходство» одной руки над другой, когда ребенок рисует и пишет одной рукой лучше, чем другой, а есть бытовое «функциональное превосходство», определяющее, какой рукой ребенок держит ложку, ножницы, расческу.
Леворукость, по мнению ученых, существовала во все исторические периоды. А люди-левши всегда приковывали внимание со стороны. Из этого можно сделать вывод о том, что леворукость признак индивидуальности человеческой особи. Она не является патологией, она лишь одна из вариаций нормы.
1.2
Теории возникновения
В XX веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение леворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Все теории о причинах происхождения леворукости делятся на три группы:
а) генетические теории: левшество обусловлено генетическими механизмами.
б) социо-культурные: большая праворукость обусловлена культурными условиями, в которых растет ребенок.
в) патологические теории, которые рассматривают левшество как результат травмы на различных этапах пренатального и постнатального развития.
Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения - более точными.
Еще популярнее была так называемая теория "щита и меча". Во время сражений, воины закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой, а оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности.
Существует и такая версия, по которой наши далекие предки били мамонтов с обеих рук, то есть число правшей и левшей в каменном веке было равным.
Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой "вынужденной" леворукости являются травмы правой руки, перенесенные в раннем детстве[4; с.17]
Любопытны данные дерматоглифических исследований. Дерматоглифика, наука, изучающая характер кожного покрова рисунка внутренней поверхности ладоней и подошв человека. Поскольку кожа и нервная система по своему происхождению взаимосвязаны, особенности дерматоглифики можно использовать при изучении мозга. Важным качеством кожных узоров является то, что возникнув еще во время внутриутробного развития они не меняются в течении всей жизни.
Следовательно, благодаря им можно оценить исходную базу для формирования того или иного типа ассиметрии. У правшей более сложные узоры располагаются на правой руке, а у левшей – на левой (особенно это заметно на указательном пальце). Из этого ученые делают вывод, что леворукость предопределена генетически, и поэтому переучивать левшей дело не только бесполезное, но и вредное [9; с.140].
В литературе очень часто обсуждаются данные о различных числах леворуких, родившихся в разные времена года, в разные десятилетия. По А.П. Чуприкову, леворукие наиболее часто рождаются в осенне-зимние месяцы. Реже весной.
Специально проведенные массовые обследования населения показали, что распространенность леворуких среди населения колеблется от 2 до 8%. Их больше среди мужчин. Сенсационные данные английских ученых, говорят о том, что левшей больше среди людей гомосексуальной ориентацией и транссексуалов. Среди различных национальных групп они распределены неравномерно [30; с.370].
Согласно одному из взглядов в первобытном обществе, леворуких в первобытном обществе было больше, чем в последующих периодах. В соответствии с другим взглядом, число левшей все же неуклонно увеличивается.
Наиболее активный рост числа леворуких наблюдался с 1900 по 1960 годы. Брекенбридж предполагает две причины этого роста. Первая – это улучшение акушерской помощи и связанное с этим уменьшение летальности младенцев, рождающихся с патологией мозга, сопряженной с вероятностью леворукости. Вторая – снижение «культурного давления», так как, по мнению автора, среди педагогов и врачей растет понимание того, что леворукость не есть болезнь или дурная привычка, а является особенностью биологической конституции человека, поэтому неуместно требовать лечить или переучивать леворуких. Следует обратить внимание и на то, что пока отсутствует описание степеней выраженности леворукости.
Сейчас многие современные родители уже практически не пытаются переучивать своих леворуких детей, но все же встречаются и такие родители и педагоги, которые стремятся заставить детей писать правой рукой. Можно предположить, они опираются на предрассудки досоветского времени. Следует признать, что и в прежние времена жизнь леворуких не была комфортнее. Еще средневековые богословы объявили левшой сатану, поэтому людей с не той хваткой подозревали в связи с ним и вполне могли отправить на костер.
Во многих странах мира само понятие «левый» синоним чего-то негативного, лживого, неловкого.
С.Спрингер и Г. Дейч приводят в качестве примера перевод понятия левый со многих европейских языков: французское слово gauche обозначает кроме левый еще и еще и неуклюжий, а в международном словаре Вебстрера леворукий переводится так же, как и неумелый [28; с. 251].
В одной из советстких газет было опубликовано такое сообщение: «Не вздумайте брать или передавать что-либо левой рукой, вы нанесете жестокое оскорбление представителям одной из народностей Нигерии. Во многих районах, где живут эти народности, левую руку называют негодной, а левшей вообще считают ненормальными людьми».
Этот пример показывает, что подобное отношение к левшам в нецивилизованном мире сохранилось и по сей день. Но в то же время в русской литературе есть пример экстраумелости левши, это произведение Лескова «Левша». Хотя, стоит сказать о том, что данный персонаж стопроцентный леворукий, но стопроцентный ли он левша, остается загадкой.
Информация о работе Особенности проявления в обучении левшества