Особенности самооценки у акцентуированных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности самооценки у акцентуированных подростков.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи
Задачи исследования:
1. Изучить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенности самооценки у акцентуированных подростков.
2. Изучить особенности самооценки подростка.
3. Рассмотреть роль самооценки в становлении личности подростка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
1.1. Самооценка подростка
1.1.1. Понятие и сущность самооценки
1.1.2. Особенности самооценки подростка
1.2. Понятие характера в психологии
1.2.1. Понятие характера
1.2.2. Понятие об акцентуациях характера
1.2.3. Классификация типов характера
1.3. Роль самооценки в становлении личности подростка
Выводы
2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки у акцентуированных подростков
2.1. Этапы и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 73.12 Кб (Скачать файл)

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У  АКУЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ  К ИССЛЕДОВАНИЮ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
    1. Самооценка подростка

1.1.1. Понятие и сущность  самооценки

1.1.2. Особенности самооценки  подростка

    1. Понятие характера в психологии

1.2.1. Понятие характера

1.2.2. Понятие об акцентуациях характера

1.2.3. Классификация типов характера

    1. Роль самооценки в становлении личности подростка

Выводы

  1. Эмпирическое исследование особенностей самооценки у акцентуированных подростков
    1. Этапы и методы исследования
    2. Анализ результатов исследования

Выводы 

Заключение 

Список литературы

 

 

Введение

 

В последнее время проблема личности и ее развития является одной  из актуальных проблем  в психологии. В общей структуре личности важное место занимает самосознание. 

Психическое развитие подростка  неразрывно связано именно с формированием  его самосознания. Этот вопрос достаточного сложный и многогранный, его изучением занимались многие психологи, педагоги, философы: Кон И.А., Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Столин В.В., Реан А.А., Бордовская Н.В., Чеснокова И.И. и др.

На современном уровне развития науки определены функции  самосознания, выделена его структура, исследуется возникновения, формирование и взаимодействие разных его структурных  компонентов. Но далеко не все еще  известно, не всегда удается выявить  внутренние механизмы становления  и функционирования различных процессов, обеспечивающих работу самосознания, закономерности регуляции поведения человека на основе самосознания.

Важнейшим компонентом самосознания является самооценка. Основанное на результатах  процесса самопознания, она выражает также и отношение личности к  самой себе, является основой для  регуляции ею своего поведения. Изучению этого вопроса посвящено наибольшее количество работ  в рамках  проблемы  самосознания. По мнению Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

Обобщая представления о самооценке, И. С. Кон пишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок» .

Гораздо более распространенной точкой зрения является представление  о том, что различные сферы и особенности личности, которые могут выступать в качестве объектов самооценок, неравнозначны, и самооценки играют тем большую роль, чем более значимым является оцениваемый аспект. Истоки данных представлений исторически лежат во взглядах У. Джемса, который считал, что неуспех в малозначимых сферах мало влияет на общую самооценку. 
        Важность проблемы самосознания и, в частности, образа «Я», самооценки и уровня притязаний переоценить трудно. Знание особенностей образования этих структур и возможность влияния на формирование необходимо педагогу. Это поможет лучше понимать при необходимости квалифицированно помогать ребенку, если у него возникнут какие-либо проблемы.

УКАЗАТЬ ПРОБЛЕМУ И ПРОТИВОРЕЧИЕ!!!

Цель исследования: изучить особенности самооценки у акцентуированных подростков.

Исходя из цели можно выделить следующие задачи

Задачи исследования:

  1. Изучить анализ психолого-педагогической  литературы  по  проблеме особенности самооценки у акцентуированных подростков.
  2. Изучить особенности самооценки подростка.
  3. Рассмотреть роль самооценки в становлении личности подростка.

Объект исследования: самооценка подростков.

Предмет исследования: самооценка акцентуированных подростков.

Гипотеза исследования: в силу психологических особенностей рассматриваемого возраста у большинства подростков проявляется акцентуация характера и неадекватная самооценка личности. Существуют значимые различия по типам акцентуации характера между подростками с различным уровнем самооценки личности. Акцентуированные черты характера подростков влияют на уровень личностной самооценки.

Базой экспериментального исследования стала Средняя общеобразовательная  школа № 4 города Качканар.   Экспериментальную выборку составили учащиеся 9а-9б класса в количестве 33 человека мужского и женского пола в возрасте 15- 17 лет.

Методы:

  1. анализ научно-методической литературы;
  2. психодиагностический метод (Опросник Шмишека; Методика исследования самооценки личности С. А. Будасси;) 
  3. методы математической обработки.

Теоретическая значимость работы: исследования заключается в обобщении материалов по проблеме особенности самооценки у акцентуированных подростков. Рассмотрены подходы к проблеме самооценки у акцентуированных подростков в психологической литературе. Выявлены особенности разных типов характера.  Изучены особенности самооценки подростков.

Практическая  значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности, в обучающих семинарах психологов.

 

 

 

 

 

  1. Теоретические подходы  к исследованию самооценки в  формировании  личности  подростка 
    1.1. Самооценка подростка
      1. Понятие и сущность самооценки 

Психическое развитие ребенка  неразрывно связано с формированием  его самосознания. Этот вопрос достаточно сложный и многогранный, его изучением  занимались многие психологи на протяжении длительного времени. 
         В психологической науке самосознание характеризуется как совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «Образ «Я». [1, с.112]

  По мнению Выготского Л.С., самосознание – это социальное сознание, перенесенное внутрь. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. 
         Образ «Я» — это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента: 
1) познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание; 
2) эмоционально - оценочный — ценностное отношение к себе; 
3) поведенческий —особенности регуляции  поведения  [2,с.104]. 
          Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная сторона самосознания личности.  
Самооценка — непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

  Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности ( А.Г. Спиркин).

Самооценка - «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке (Т.А. Рытченко).

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.  
Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности. 
       Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой самооценки является дифференцированная самооценка: человек четко осознаёт и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны. 
        На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности («Я большой», «Я сильный»), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании. 
       Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов – в первую очередь – общения ребенка с окружающими. 
        Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе - оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. 
        Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. 
        Реан А.А., Бордовская Н.В. и др. подчеркивают, что самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это, в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место. [3,с.359] 
Виды самооценки:

Адекватная самооценка самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. 

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.

Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие.

 Иногда родители злоупотребляют  «тиранию долженствований», вызывая  при этом у ребенка чувство  гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Функции  самооценки:

Информация о работе Особенности самооценки у акцентуированных подростков