Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 23:37, курсовая работа
Цель: изучение процесса социализации подростков в современном обществе.
Задачи: изучить процесс социализации подростков, изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
Выявить факторы и рассмотреть агентов, влияющих на процесс социализации
1.Введение
2. Понятие социализации
2.1 Этапы и стадии социализации
2.2 Механизмы социализации, ролевая социализация
3. Факторы, влияющие на социализацию личности
4. Воспитание как процесс социализации
5. Проблемы социализации и пути их решения в современном обществе
6. Заключение
7. Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального
«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет
Кафедра теории и методики
общего и профессионального образования
«Особенности
социализации подростков в
3 курс заочного отделения.
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Федорова Е.Н.
1.Введение
2. Понятие социализации
2.1 Этапы и стадии социализации
2.2 Механизмы социализации, ролевая социализация
3. Факторы, влияющие на социализацию личности
4. Воспитание как процесс социализации
5. Проблемы социализации и пути их решения в современном обществе
6. Заключение
7. Список использованной литературы
[По сравнению с животными человек вступает в мир удивительно “незавершенным”. Человеческие качества являют собой социальный продукт, результат социализации – процесса социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе. Благодаря социализации простой биологический организм трансформируется в личность – истинно социальное существо. Без социализации возрождение культуры от поколения к поколению было бы невозможным.]1
В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.
Актуальность проблемы: в настоящее время,в связи с тем,что происходит быстрое развивитие технологий, происходят изменения в окружающей среды нормы и ценности общества становятся все более разнообразными и неоднозначными, и, таким образом, социализация все более усложняется. Для осуществления успешной социализации личности в современном обществе необходим комплексный подход к изучению такого сложного и значимого социального явления, как социализация: важно не только знать и понимать его сущность, процесс, необходимые условия и механизмы, но и рассматривать проблемы, возникающие в процессе его действия.
Цель: изучение процесса социализации подростков в современном обществе.
Задачи: изучить процесс социализации подростков,изучить психолого-педагогическую литературу по теме,Выявить факторы и рассмотреть агентов,влияющиих на процесс социализации
Объект исследования:социализация.
Предмет исследования:социализация подростков в современном обществе.
2. Понятие социализации.
[В человеке его человеческие
черты формируются только потому,что с
первого в своей жизни вздоха он- существо
общественное.]2 [Познавая мир и себя как частицу
мира,вступая в разнообразные отношения
с людьми,отношения,
[В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни].4
Определение термина
«социализация »различными
Из википедии: [Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.]6Так же есть другие определения:[Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить.]7
Согласно Н. Д. Никандрову и С. Н. Гаврову, [социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает „правила игры“, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения.]8
Понятие "социализация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.
В социальной
философии социализация
В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.
Важно иметь
в виду, что социализация есть
процесс, продолженный в течение
всей жизни человека. Социализация
личности - это сложный процесс
ее взаимодействия с
Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладая знаниями, чем-то руководствуется. Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение ("ближнее" - родственники, друзья, знакомые и т. д. и "дальнее" - общество в целом). Личность, получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека. Отсюда и социализация может быть понята, как применение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.
Процесс социализации
- это процесс взаимодействия
личности и общества. Данное взаимодействие
включает в себя, одной стороны,
способ передачи индивиду
Итак,социализация личности-сложный, противоречивый процесс, который длится на протяжении всей жизни человека.
2.1 Этапы и стадии социализации.
Этапы социализации совпадают(условно)с этапами возрастного развития индивида:
1)ранняя(первичная) социализация.(связана с приобретений общекультурных знаний,получении первичных знаний о мире и взаимоотношении людей.)К этому этапу относят подростковый возраст;
2)вторичная социализация:
А)профессиональная социализация(связана с овладением определенных навыков,приобщение к определенной субкультуре.);
Б)включение индивида в систему общественного разделения труда(на этом этапе происходит усвоение новых профессиональных знаний,навыков,
ролей,ценностей);
В)пенсионный возраст (характерно изменение образа жизни в связи с потерей трудоспособности.
Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Основания для ее периодизации различны: ведущий вид деятельности, ведущий институт социализации и т.д. Наиболее признанной является точка зрения, согласно которой стадии социализации соотносятся с возрастной периодизаций жизни человека.
[Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной.Она
весьма условна (особенно после этапа юности).Достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения. Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие стадии:
- младенчество (от рождения до 1 года),
-раннее детство (1-3 года),
-дошкольное детство (3-6 лет),
-младший школьный возраст (6-10 лет),
- подростковый (10-14 лет),
- ранний юношеский (15-17 лет),
-юношеский (18-23 года),
-молодость (23-33 года),
-зрелость (34-50 лет),
-пожилой возраст (50-60 лет),
-старость (60-70 лет),
-долгожительство (свыше 70 лет).]9
Для каждого
возраста или этапа
Решение этих задач является объективной необходимостью для развития человека.
На каждом этапе социализации человек должен обладать не только определенной суммой знаний, умений, навыков, но и принимать соответствующее участие в жизни общества. Эти задачи объективно определится обществом в целом, уровнем его развития, региональным и ближайшим окружением человека.
2.2 Механизмы социализации,ролевая социализация
По мнению А.В. Мудрика к социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:
1. Традиционный механизм
социализации представляет
Информация о работе Особенности социализации подростков в современном обществе