Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 18:02, курсовая работа
Целью данной работы является анализ личностных особенностей и интеллектуальной деятельности одаренных детей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные направления в изучении феномена одаренности.
2. Раскрыть значимость личностных особенностей в развитии одаренности.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема интеллектуально одаренных детей в психолого-
педагогической литературе…………………………………………………….5
1.1. Основные теоретические концепции одаренности…………………….5
1.2. Рабочая концепция одаренности Д.Б.Богоявленской, Д.Шадрикова...17
Глава 2. Личностные факторы в становлении одаренности младших
школьников. ……………………………………………………………………24
2.1 Значение особенностей младшего школьного возраста в становлении
одаренности …………………………………………………………………….24
2.2. Личностные особенности и их влияние на развитие одаренности……..27
Заключение ……………………………………………………………………..40
Список литературы …………………………………………………………….41
Курсовая работа по общей психологии
на тему
«Проблемы личностных особенностей одаренных детей младшего школьного возраста (по материалам психолого-педагогических исследований) ».
Коломна 2012
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Проблема интеллектуально одаренных детей в психолого-
педагогической
литературе……………………………………………………
Глава 2. Личностные факторы в становлении одаренности младших
школьников. ……………………………………………………………………24
2.1 Значение особенностей младшего школьного возраста в становлении
одаренности …………………………………………………………………….24
2.2. Личностные особенности и их влияние на развитие одаренности……..27
Заключение …………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………….41
Введение
В настоящее время феномен
одаренности стал одной из
наиболее широко и активно
обсуждаемых психолого-
Долгое время наша школа была ориентирована на «среднего» ученика. Учащиеся же, легко усваивающие учебную программу, проявляющие творческое мышление, быстро продвигающиеся в развитии, обычно не привлекали к себе специального внимания. Поэтому ставшее возможным изменение отношения к детям, проявляющим неординарные способности, стало одной из причин создания большого числа инновационных учебных заведений, основной целью которых является выявление, обучение и всестороннее развитие одаренных учащихся.
Одаренные учащиеся составляют
группу психолого-
Поэтому нам представляется
ребенка, и может стать причиной снижения у него мотивации и формирования негативного отношения к школе в целом.
Все вышесказанное и определило выбор темы настоящего исследования.
Целью данной работы является анализ личностных особенностей и интеллектуальной деятельности одаренных детей.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования – личностные особенности одаренных детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и
гипотезой исследования нами
были поставлены следующие зада
Методологической основой исследования стали подходы к изучению одаренности отечественных и зарубежных авторов: Н.С. Лейтеса, В.А. Крутецкого, В.Н. Дружинина, М.А. Холодной, Л.И. Ларионовой, А. Бине, Дж. Гилфорда, Дж. Рензулли, Л. Термена, В.Штерна и др., концепция обучаемости Н.А. Менчинской, теория интеллектуальной активности Д.Б. Богояаленской, исследования Индивидуальных различий и способностей Б.М. Теплова, В.М. Русалова.
Глава 1. Проблема интеллектуально одаренных детей в психолого-педагогической литературе.
Проблема одаренности привлекала внимание и являлась предметом исследований многих отечественных и зарубежных ученых: Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова, В.Н. Дружинина, М.А. Холодной, Л.И. Ларионовой, А. Бине, В. Штерна, Л. Термена, Д. Векслера, Дж. Гилфорда и др.
Анализ
имеющейся по проблеме
Долгое время понятие «одаренность» рассматривалось через понятие способностей личности.
«Способность» - одно из наиболее общих психологических понятий. В науку представление о способностях ввел Платон, который говорил, что «не все люди равно способны к одним и тем же обязанностям; потому что люди по своим способностям весьма различны …» [19, c. 15].
Начало исследований
Так, В. Штерн определял
В отечественной психологии
Этими авторами понятию «
Б.М. Теплов понимал под
Одаренность же, по мнению С.Л
Рубинштейна, является
Он считал, что все специальные способности человека – это различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры, способности к обучению труду. Он делал акцент на психологической природе способностей, складывающихся в активном процессе освоения мира субъектом. При этом общая одаренность, по мнению С.Л Рубинштейна, существует не сама по себе, а проявляется через специальные способности, отвечающие требованиям отдельных видов деятельности. Так что в специфическом профиле одаренности каждого человека отражается индивидуальный путь его развития.
Подобные взгляды можно
Таким образом, одаренность
Дальнейшие же исследования
Понимание одаренности как
Д. Де Хаан и Р. Хэвихерст
выделяют следующие виды
Г. Гарднеру принадлежит
Дифференцируют психомоторную,
Б.М. Теплов писал, что «
Поэтому, выделяя специальную
одаренность, определяющую
Положение об общей умственной одаренности, разработанное С.Л. Рубинштейном, нашло отражение в работах Н.А. Менчинской. Общей умственной способностью выступает обучаемость, под которой понимается совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых – при наличии и относительном равенстве других необходимых условий – зависит продуктивность учебной деятельности [10, 4]. Такими свойствами являются обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость и самостоятельность мыслительной деятельности. Степень развития каждого из свойств и характер их сочетания, выступая качественными показателями, определяют индивидуальные различия в обучаемости. Однако в качестве ведущего свойства обучаемости авторами рассматривается обобщенность мыслительной деятельности, ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале.
Интеллектуальные способности,
Результаты изучения индивидуальных различий позволяют говорить о неодинаковости умственного потенциала людей, что составляет основу феномена интеллектуальной одаренности.
Информация о работе Проблема личностных особенностей одареных детей млпдшего школьного возраста