Профилактика аддиктивного поведения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодёжи и его профилактике.
2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.
3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодёжи в образовательной среде.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ………………………………………………………….5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения …………………………..5
1.2 Молодежь как группа риска …..
1.3 Профилактика аддиктивного поведения ……………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ……………………………………………………..
2.1 Организация и ход исследования
2.2
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………..
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 142.60 Кб (Скачать файл)

Фeдepaльнoe гocyдapcтвeннoe бюджeтнoe oбpaзoвaтeльнoe yчpeждeниe

выcшeгo пpoфeccиoнaльнoгo oбpaзoвaния

  «Чeлябинcкий гocyдapcтвeнный yнивepcитeт»

Инcтитyт пcиxoлoгии и пeдaгoгики

Кaфeдpa cпeциaльнoй  и клиничecкoй пcиxoлoгии

 

 

 

 

Kypcoвaя paбoтa

Профилактика аддиктивного поведения младших школьников

 

                                                                    

 

                                                                      

                                                               Научный руководитель:

                                                                         Н. В. Скрипкина

                                                                           

                                                                            Выполнила:

                                                                           Студентка группы ПCC-201

                                            Г.C. Закирова

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск - 2013

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ………………………………………………………….5

1.1 Характеристика аддиктивного  поведения …………………………..5

1.2 Молодежь как группа  риска …..

1.3 Профилактика аддиктивного поведения ……………………………..

Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ……………………………………………………..

2.1 Организация и ход  исследования

2.2

Заключение …………………………………………………………………..

Список литературы ……………………………………………………………..

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальностью проблемы в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. В последние десятилетия особенно остро встала проблема, аддиктивного поведения молодежи, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них. Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также своевременных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов - не позволяет им оказывать результативное воспитательное действие, психологическую и социальную поддержку. Стремительный рост количества детей и подростков с аддиктивным поведением и высокая социальная значимость проблемы характеризует изучение данного вопроса как одного из центральных в современной психолого-педагогической литературе.

Цель: выявить склонность к аддиктивному поведению у молодёжи, составить программу по профилактике употребления психоактивных веществ.

Объект исследования: аддиктивное поведение молодёжи.

Предмет исследования: особенности аддиктивного поведения у молодёжи в образовательной среде.

Гипотеза: Для учащейся молодёжи свойственна склонность к аддиктивному поведению, характеризующаяся равной предрасположенностью как в отношении алкогольной, так и наркотической зависимостей.

Задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме аддиктивного поведения молодёжи и его профилактике.

2. Провести опытно-эмпирическое  исследование склонности к аддиктивному  поведению.

3. Составить программу  профилактики аддиктивного поведения у молодёжи в образовательной среде.

Для peшeния пocтaвлeнныx зaдaч были иcпoльзoвaны cлeдyющиe мeтoды:

-анализ педагогической, психологической и социологической литературы по изучаемой проблеме;

-методы опроса (беседа, анкетирование),

- тест "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич),

-тест "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай)

Структура исследования: введение, теоретическая и эмпирическая части, заключение, приложение.

Бaзa иccлeдoвaния: проводилась «Cпeциaльнaя (кoppeкциoннaя) oбщeoбpaзoвaтeльнaя шкoлa – интepнaт VIII видa» г. Кapaбaшa (Чeлябинcкaя oблacть).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи

1.1 Характеристика  аддиктивного поведения

Происхождение термина аддикция восходит к рабской зависимости. Хотя наркоман может чувствовать себя порабощённым табаком, алкоголем, пищей, наркотиками, психотропными препаратами или другими людьми, эти объекты далеки от того, чтобы быть для него "паразитами". Напротив, объект наркотической привычки переживается как "хороший" по существу; иногда он даже становится единственным занятием, которое, кажется, придаёт смысл жизни человека. Психическая экономия, лежащая в основе наркотического поведения, предназначена для того, чтобы рассеивать чувства тревоги, гнева, вины, подавленности, депрессии или любого другого состояния аффекта, которое вызывает невыносимое психическое напряжение. Однажды созданный или обнаруженный, источник наркотического состояния или действия должен быть всегда под рукой для ослабления этих эмоциональных переживаний, пусть даже ненадолго, когда бы это ни требовалось. Таким образом, одной из целей наркотического поведения является избавление от чувств.

В целом, трактовка понятия "аддиктивность" рассматривается  в двух контекстах: химическая зависимость  и девиантное поведение. В первом случае зависимое аддиктивное поведение  это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической  активности) в целях изменения  психического состояния. Субъективно  оно переживается, как невозможность  жить без объекта аддикции, как  непреодолимое влечение к нему. Это  поведение носит выраженный аутодеструктивный  характер, поскольку неизбежно разрушает  организм и личность. (30;13)

Аддиктивное поведение развивается  как субъективная фиксация на том, что  человек считает для себя безопасным и успокаивающим. Мучительные события жизни у лица, не имеющие ни сил, ни умения преодолевать трудности, порождают нестерпимую жажду мгновенного их устранения или немедленного счастья.

Если удается осуществить  желаемое каким-то искусственным способом, то формируется связь между этим состоянием и действием, приведшим  к нему. Каждое последующее подобное отрицательное переживание будет  ускорять появление указанного действия. В результате человек попадает в  ловушку, стремясь достичь сиюминутного удовольствия, даже не зная об отдаленных негативных последствиях. По этому  механизму наркоман тянется к  игле, курильщик - к сигарете, алкоголик - к стакану. Каждое очередное действие аддикта усиливает вероятность  своего повторения через все более  короткие промежутки времени. В этом контексте "зависимость" понимается как чрезмерная привязанность к  чему-либо.

Во втором случае аддиктивное поведение - это одна из форм отклоняющего поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Аддиктивное поведение, как  вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество  подвидов, дифференцируемых преимущественно  по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это  могут быть любые объекты или  формы активности - химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс. (30;14) Зависимость является с одной стороны свободным, добровольным личностным выбором, а с другой, его утратой и подчиненностью аддиктивному агенту.

Мотивационной основой зависимости  является гедонистическое желание  испытать удовольствие, выраженное в  яркости, свежести настроения, необычности  иллюзорно-эйфорического состояния, свободе от тревог, страхов, внешних  преград, обязанностей.

Зависимость по мере её развития становится патогенной доминирующей потребностью и личностной направленностью.

Виды зависимостей:

1.Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная, алкогольная зависимости).

2.Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды).

3.Гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры).

4.Сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм.)

5. Религиозное деструктивное поведение (фанатизм, вовлеченность в секту). (30;21)

В подростковом и юношеском  возрасте особенно актуальными являются не сформировавшийся ранний алкоголизм, не наркомании и токсикомании, а  злоупотребление алкоголем, наркотиками  и другими токсическими веществами – психоактивные вещества (психоактивные вещества, изменяющие сознание), когда зависимость от них ещё отсутствует. Такое поведение получило название " аддиктивного".

Аддиктивное поведение –  нерегулярное употребление психоактивных веществ, которое можно расценивать как предпосылку развития зависимости. Этот термин хорошо отражает присущую подростковому возрасту характерную черту, иногда называемую "первичным", "изначальным", "поисковым" подростковым полинаркотизмом. Суть этой черты состоит в том, что многие подростки склонны испробовать на себе действие различных психоактивных веществ. Между состоянием нормы и тяжелым заболеванием лежит довольно широкий спектр переходных состояний и функциональных отклонений от нормы. В отношении наркомании он может быть представлен следующей последовательностью нарушений: расстройства поведения – аддиктивное поведение – наркомании. Таким образом, аддиктивное поведение является переходной стадией наркоманий подростков.

Аддикция - поведение, при  котором индивид утрачивает контроль над потреблением алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, в результате чего возникают тяжёлые последствия (нарушения функций головного мозга и всего организма в целом, психических процессов, психологической и социальной адаптации и др.)

Аддиктивная личность проявляет  склонность к поиску запредельных эмоциональных  переживаний и неспособность  проявлять ответственность. Поведение  аддиктивной личности характеризуется  стремлением к уходу от реальности из-за страха перед обыденной, наполненной  обязательствами и регламентациями "скучной" жизнью.

У аддиктивной личности появляется "двойная жизнь", состоящая  из прежней "нормальной" жизни  и жизни с аддиктивными реализациями. Аддиктивная реализация многими  понимается упрощенно как прием  вещества или другое аддиктивное  действие. Реализация включает в себя еще и мысли о состоянии  ухода от реальности, о возможности  и способе его достижения. Реализация, раздумья, фантазии на аддиктивную  тему занимают большое количество времени  и энергии. Сосуществование двух стилей жизни в одном человеке приводит к изменению установок, мотивации и системы ценностей.

Ведя двойную жизнь, подросток  стремится скрыть ее. Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а  также обвинять других в собственных  ошибках и промахах вытекают из структуры  аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный "комплекс неполноценности", обусловленный  неумением жить в соответствии с  устоями и общепринятыми нормами. Из-за плохой переносимости трудностей повседневной жизни, постоянных упреков  в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и  окружающих у аддиктивных личностей  формируется скрытый "комплекс неполноценности", гиперкомпенсаторная реакция. От заниженной самооценки под влиянием внешней  оценки окружающих, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствует поддержанию самоуважения в неблагоприятных условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства опирается на сравнение "серого обывательского болота", в котором находятся все окружающие и "настоящей свободной от обязательств жизни" аддиктивного человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Молодежь как  группа риска

Следующая не столь маловажная проблема, проблемам молодежи как группа риска, изучить основные проблемы, которые приводят данную социальную группу в состояние рисков.

В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась  как самостоятельная социально-демографическая  группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления  о классовой структуре общества, и противоречила официальной  идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. (29; 267)

Одно из первых определений  понятия "молодёжь" было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: “Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет”. Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: “Молодёжь” - это социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Молодость-это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор  будущего, его планирование - это  характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год. (29; 267)

Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения младших школьников