Социально-психологическая адаптация лиц с нарушением зрения и интелекта посредством использования в процессе обучения и воспитания сред

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение влияния средств реабилитации на мотивацию к деятельности и самооценку воспитанников в процессе их социально-психологической подготовки к адаптации.
Задачи исследования:
Изучение теоретической базы коррекционной работы с воспитанниками, имеющими глубокие нарушения зрения и интеллекта;
Изучение направлений деятельности педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV видов в области подготовки обучающихся к социально-психологической адаптации;
Изучение вопроса использования средств реабилитации в процессе обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта;
Изучение вопроса влияния средств реабилитации на самооценку воспитанников и мотивацию к деятельности в прцоессе социально-педагогической подготовки к адаптации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 86.54 Кб (Скачать файл)

 

КУРСОВАЯ  РБАОТА

социально-психологическая адаптация  лиц с нарушением зрения И ИНТЕЛЛЕКТА посредством использования в процессе обучения и воспитания средств реабилитации

 

 

   

                                      

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования: важнейшим требованием современного общества является формирование личности способной адаптироваться к быстро меняющихся условиях окружающей социальной среды, безболезненно интегрироваться в общество.

Особое значение проблема социально-психологической адаптации  приобретает применительно к  воспитанникам с нарушением зрения и интеллекта школы-интерната III-IV видов. Слепые и слабовидящие обучающиеся при переходе к взрослой самостоятельной жизни за пределами школы-интерната испытывают в плане социально-психологической адаптации особые проблемы, связанные с тем, что условия и характер обучение в образовательных учреждениях интернатного типа, для детей с особыми образовательными потребностями, значительно отличаются от таковых в образовательных учреждениях массового назначения. Кроме того, не смотря на изменения в политике государства по отношению к инвалидам, общество здоровых людей, до настоящего времени воспринимает их как не способных к нормальной жизнедеятельности. Большинство детей с комплексными дефектами на протяжении всей своей жизни нуждаются в помощи окружающих, но и они испытывают потребность быть независимыми, самостоятельными, полезными обществу.

Однако особенности социально-психологической  адаптации этой категории лиц  с глубокими нарушениями зрения до настоящего времени не становились  в тифлопсихологии предметом  специального теоретико-экспериментального изучения, а изучение отдельных аспектов данной проблемы имело место лишь в косвенном порядке 

Проблема исследования, связанная с освоением слепыми и слабовидящими обучающимися социального пространства в психологическом плане, остается до настоящего времени практически не разработанной как в плане раскрытия и осмысления основных концептуальных аспектов, так и в плане выявления и экспериментального изучения индивидуальных особенностей эффективности социально-психологической адаптации лиц с глубоким нарушением зрения и интеллекта.

Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации воспитанников с нарушением зрения и интеллекта посредством использования в нем средств реабилитации.

Предмет исследования: положительная динамика  самооценки воспитанников, мотивации к деятельности, к освоению социальных навыков.

Цель исследования: изучение влияния средств реабилитации на мотивацию к деятельности и самооценку воспитанников в процессе их социально-психологической подготовки к адаптации.

Задачи исследования:

Изучение  теоретической базы коррекционной  работы с воспитанниками, имеющими глубокие нарушения зрения и интеллекта; 

  1. Изучение направлений деятельности педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  III-IV видов в области подготовки обучающихся к социально-психологической адаптации;
  2. Изучение вопроса использования средств реабилитации в процессе обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта;
  3. Изучение вопроса влияния средств реабилитации на самооценку воспитанников и мотивацию к деятельности в прцоессе социально-педагогической подготовки к адаптации.

Гипотеза исследования: социально-психологическая адаптация детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта в процессе вхождения в большой социум имеет свои специфические особенности, обусловленные не только пребыванием в учреждении интернатного типа, но и глубокими нарушениями зрения, возрастными особенностями, последствиями осознания своего дефекта, неадекватного отношения к своему дефекту вследствие недостаточной коррекционной работы с ребенком.

Подготовка воспитанников школы-интерната III-IV видов к социально-психологической адаптации может быть улучшен за счет усовершенствования базы социально-бытовой ориентировки и психологической подготовки. Особую роль в процессе социально-психологической подготовки играют средства реабилитации, позволяющие значительно повысить качество коррекционного процесса, уровень самооценки детей, их мотивацию к деятельности.

Методы исследования:

1) анализ и обзор научно-методической  литературы;

2) анализ анамнеза и психолого-медико-педагогической  документации обучающихся;

3) эмпирические методы (наблюдение, индивидуальные беседы);

4) количественный и качественный  анализ результатов исследований;

Теоретическая значимость работы состоит в том, что изучен, обобщен и описан процесс подготовки воспитанников с глубокими нарушениями зрения и интеллекта к социально-психологической адаптации с применением средств реабилитации.

Практическая  значимость данной работы состоит в том, что в процессе анализа социально-психологической подготовки к адаптации воспитанников с глубокими нарушениями зрения и интеллекта, выявлено положительное влияние использования средств реабилитации в учебно-воспитательном процессе на повышение уровня самооценки детей и их мотивации к деятельности.

Экспериментальная база: ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 28 III-IV видов.

Теоретико-методологическая база исследования:

- учение Л.С.Выготского  о вторичных нарушениях и компенсации  слепоты; 

- исследования В.С. Сверлова, А.Г. Литвака, М.Н. Наумова, Л.И.Солнцевой,  В.З.Денискиной, Л.И.Плаксиной о единстве  теории и практики в обучении  детей с нарушением зрения;

  • тифлологическая теория социально-психологической адаптации (А.Г. Литвак, И.П. Волкова, Л.И. Солнцева, В.И. Черанев и др.);
  • представления тифлопсихологии о закономерностях формирования личности при зрительной депривации (А. И. Зотов, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.);
  • результаты исследований ведущих отечественных тифлологов (Е.Д. Агеев, В.З. Денискина, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Б.И. Коваленко, В.З. Кантор, Е.С. Нарышкина, С.А. Хрусталев, Б.К. Тупоногов, И.М. Язвина, И.П. Волкова, Н.Н. Королева, Т.П. Малкова  и др.);

 

Структура работы: введение, три главы из 81 страниц, заключение, исследования, литература из 44 наименований, 8 приложений.

 

 

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ  ЛИЦ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ  ЗРЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ

    1. Понятие о социально-психологической адаптации. Роль социально-психологической адаптации в жизнедеятельности лиц с глубокими нарушениями зрения. 

Понятия «адаптация», «социальная  адаптация», «психологическая адаптация», «социально-психологическая адаптация» и их содержание достаточно хорошо освещены в психолого-педагогической литературе и энциклопедических  словарях.

Общеизвестно, что адаптация - (лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды, приспособление организмов к условиям существования; изменение чувствительности анализаторов в результате приспособления к действующим на них раздражителям.

При переходе от сильных раздражителей  к слабым чувствительность постепенно повышается, при усилении раздражителей  она постепенно снижается.

Адаптация, как адаптационный ответ, может осуществляться на различных уровнях:

  1. на уровне клетки в виде функциональных или морфологических изменений;
  2. на уровне органа или группы клеток, имеющих одинаковую функцию;
  3. на уровне организма как морфологического так и функционального целого, представляющего собой совокупность всех физиологических функций, направленных на сохранение витальных функций и самой жизни.

Психологическая адаптация - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.

Социальной адаптацией называется процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению - общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления социальной адаптации - взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.

Особые трудности социальной адаптации. испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами  слуха, зрения, речи и т. д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и  в повседневной жизни различных  специальных средств коррекции  нарушенных и компенсации отсутствующих.

Адаптация социально-психологическая - (от лат. adoptation приспособление) результат (и процесс) взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному согласованию (установлению оптимального соотношения) целей и ценностей личности и группы.  

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, определены различные направления совершенствования политики государства относительно лиц с ограниченными возможностями здоровья. В главе 8 данного документа говорится о необходимости проведения следующих мероприятий с целью создания благоприятных условий для жизнедеятельности инвалидов:

- реабилитация и социальная  интеграция инвалидов, в том  числе:

  • организационное и институциональное совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
  • создание системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания;
  • создание инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, формирование индустрии по выпуску современных технических средств реабилитации. [13]

Апеллируя к вышеизложенным положениям, делаем вывод о том, что, вопрос социально-психологической  адаптации лиц с глубокими  нарушениями зрения (наиболее незащищенной категории населения) в настоящее  время является актуальным для тифлопсихологии  и психологии в целом.

Проживая длительное время в  условиях замкнутого пространства, (чаще всего таковым является специальная  школа или интернат), незрячие и  слабовидящие дети лишаются возможности  самостоятельно и полноценно включиться в социум здоровых людей. Нахождение в условиях интерната, на полном «пансионе», негативным образом сказывается  на формировании у детей необходимых  для самостоятельной жизни навыков: приготовления пищи, уборки помещений, ухода за одеждой и обувью, навыков  приобретения и использования бытовой  техники, бытовой химии, навыков  культуры общения со здоровыми сверстниками и т.д.

Врожденная или рано приобретенная  слепота затрудняет образование  социальных связей и отношений, а  появление дефекта у человека со сложившимися связями и навыками общественного поведения ведет  к их разрыву. В обоих случаях  инвалид по зрению выпадает из коллектива здоровых людей, что крайне неблагоприятно влияет на его положение в обществе, его эмоциональное состояние.

Основной задачей коррекционной  работы в целях интеграции инвалидов  по зрению в общество является установление или восстановление социальных связей (отношений), ресоциализация, реадаптация  человека,  т. е. социально-психологическая  адаптация.

В процессе работы по социально-психологической  адаптации (реадаптации) слепых перед  педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений (школ-интернатов, реабилитационных центров) в первую очередь встает вопрос необходимости  преодоления депрессии, возникшей  у их подопечных как реакции на потерю зрения; формирование адекватной установки по отношению к окружающим, своему дефекту, к деятельности, обучение инвалидов по зрению  новым, доступным  им способам коммуникации и социально-бытовой ориентировки.

Процесс адаптации может  осуществляться на разных уровнях - физиологическом, психологическом и социальном, что  позволяет дифференцировать психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию. Адаптация на социально-психологическом  уровне понимается как процесс приспособления к изменяющиеся условиям социума, а  также как приспособление внешних  условий к потребностям личности (И.А. Милославова, А.А. Налчаджян, С.Т. Посохова и др.).

От себя добавим, что процесс  социальной адаптации подразумевает  овладение навыкам ориентировки в быту, навыками общения, навыками пользования объектами социально-культурной сферы, общий уровень развития человека, позволяющий ему ориентироваться  в законодательстве, экономических  вопросах и пр.

Информация о работе Социально-психологическая адаптация лиц с нарушением зрения и интелекта посредством использования в процессе обучения и воспитания сред