Социально-психологические особенности сексуального развития молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель. Исследование молодёжной сексуальности.
Задачи. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. На основе теоретического анализа определить социально-психологические особенности сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых
2. Рассмотреть сексуальности подростков и сексуальности молодежи.
3. Найти формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте.
4. Изучить особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях .
5. Эмпирически выявить и проанализировать социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых……………………………...7
1.1 Изучение сексуальности подростков и сексуальности молодежи в работах ученых ..............................................................................................7
1.2 Теоретические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи: операционализация понятий, формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте. …………………….………………………………………………………...12
1.3 Основные принципы полового воспитания ........................................28
Глава 2. Социально-психологические аспекты особенностей сексуального развития молодежи…………………........................................34
2.1 Особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях: Введение в проблему...........................................34
2.2 Причины ранних сексуальных отношений .................................…….41
2.3 Сексуальное воспитание .................................................................…..47
Глава 3. Эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова ………………………………………………………...55
3.1 Методики исследования ………………………………………….…..55
3.2 Результаты исследования ......................................................................58
Заключение ………………………………………………………………….….79
Список литературы ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 147.84 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего профессионального  образования 

«Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»

 

Факультет: управления и психологии

Кафедра: социальная психология

 

 

 

 

Дипломная работа

 По общей психологии

на тему:

 

Социально-психологические особенности сексуального развития молодежи

 

 

 

Выполнила:

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

Чебоксары

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых……………………………...7

1.1 Изучение сексуальности подростков и сексуальности молодежи в работах ученых ..............................................................................................7

1.2 Теоретические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи: операционализация понятий, формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте. …………………….………………………………………………………...12

1.3 Основные принципы полового воспитания ........................................28

Глава 2. Социально-психологические аспекты особенностей сексуального развития молодежи…………………........................................34

2.1 Особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях: Введение в проблему...........................................34

2.2 Причины ранних сексуальных отношений .................................…….41

2.3 Сексуальное воспитание  .................................................................…..47

Глава 3. Эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова ………………………………………………………...55

3.1  Методики исследования ………………………………………….…..55

3.2 Результаты исследования ......................................................................58

Заключение ………………………………………………………………….….79

Список литературы ……………………………………………………….…...82

 

 

 

 

Введение

Актуальность. С конца ХХ века в среде молодежи появилась тенденция вступления в раннюю половую связь юношей и девушек. Это «движение» берет свое начало из страны свободы и демократии - США. Именно там впервые подростки осмысленно начали встречаться друг с другом ради удовлетворения половых потребностей, полового влечения. Затем это распространилось на Европу и всю Америку, а потом, в начале 90-х, оно бурно распространилось и в России. За последние годы в сексуальном поведении и установках российской молодежи, прежде всего подростков и юношей, произошли большие изменения, вызывающие растущую социальную озабоченность.

Первая трудность - многомерность  происходящих изменений. Психосексуальное  развитие - один из аспектов онтогенеза, тесно связанный с общим биологическим  развитием организма, особенно с  половым созреванием и дальнейшим изменением половой функции. Понять эти явления можно только в  системе жизненного цикла организма. Вместе с тем психосексуальное развитие - результат половой социализации, в ходе которой индивид усваивает  определенную половую роль и правила  сексуального поведения. Решающее значение здесь имеют социальные факторы: структура деятельности индивида, его  взаимоотношения со значимыми другими, нормы половой морали, возраст  и типичные формы раннего сексуального экспериментирования, нормативное  определение супружеских  ролей  и т.д.

Вторая трудность - широкая  вариативность, множественность типов  психосексуального развития. Мужская  модель развития существенно отличается от женской; сроки и последовательность фаз, характерные для одного поколения, могут оказаться непригодными для  другого поколения и т.д.

Третья трудность - крайняя  неравномерность распределения  научных данных о психосексуальных особенностях разных этапов жизненного пути.

Данная тема является актуальной, так как сексуальное поведение  и мотивация тесно связаны  с возрастом, физическим и социальным развитием индивида. Несмотря на обилие эмпирических данных, известно о развитии сексуальности не так уж много. Даже периодизация этого процесса проблематична.

Разработанность. Социальный психолог Роберт Соренсон опубликовал результаты важного исследования сексуальности подростков в книге "Сексуальность подростков в современной Америке". В дальнейшем это направление было продолжено Мельвином Зельником и Джоном Кантнером. Их сообщения о сексуальном поведении и отношении к противозачаточным средствам 15-19-летних незамужних женщин имели много достоинств. Трижды — в 1971,1976 и 1979 гг. — им удалось получить выборку, репрезентативную для всей страны. В обследовании 1971 г. участвовали 4932 женщины, а в обследовании 1976 г. — 1886 женщин. Выборка 1979 г. была расширена за счет включения 1717 женщин в возрасте от 15 до 19 лет и 917 мужчин в возрасте от 17 до 21 года, но она была ограничена только жителями больших городов.

 Среди русских же  ученых проблемами социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи занимались Абрамова Г. С («Возрастная психология»), Кулагина И. Ю. и Колюцкий В. Н («Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека») и Балабанов С.С. («Сексуальное поведение учащихся»). Как социолога Кона интересовали прежде всего социальные проблемы, связанные с сексуальным поведением, он опубликовал свои труды в работах «Введение в сексологию», «Подростковая сексуальность на пороге XXI века», «Психология ранней юности».

Цель. Исследование молодёжной сексуальности.

Задачи. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие исследовательские задачи:

1. На основе теоретического  анализа определить социально-психологические  особенности сексуального развития  молодежи в работах зарубежных  и отечественных ученых 

2. Рассмотреть сексуальности  подростков и сексуальности молодежи.

3. Найти формирование  сексуальности и ее проявления  в подростковом возрасте.

4. Изучить особенности  сексуального воспитания подрастающего  поколения в современных условиях .

5. Эмпирически выявить  и проанализировать социально-психологические  особенности сексуального развития  молодёжи.

Объект исследования. Сексуальное развитие молодежи на основе учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, в количестве 42 девушек и 33 юношей в возрасте от 16-20 лет.

 Предмет исследования. Социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи.

Методы. Нами использовались комплекс методов:

1. Анализ научных источников

2. Метод математико-статистической обработки данных

3. Анкета Кона «Секс  в вашей жизни»  [21]

4. Опросник «Шкала любви и симпатий» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина [35]

5.Опросник Левада- центра(Юрий Левада) [35]

Гипотеза. Сексуальное воспитание молодежи в целом находится в пределах нормы. Отношение молодежи к «сексу» и к отношениям к противоположному полу обусловлены физиологически и анатомически,  а именно в различиях мужчины и женщины, их гормональных особенностях, половых ролях, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей жизни.

Практическая  значимость. Сексуальное поведение и мотивация тесно связаны с возрастом,    физическим и социальным развитием индивида. Несмотря на обилие эмпирических данных, известно о развитии сексуальности не так уж много. Даже периодизация этого процесса проблематична. Данные исследования помогу в дальнейшем в изучении подростковой сексуальности и сексуального развития молодежи.

Апробация. В 2011 году выступила в XIII-й межрегиональной конференции- фестиваля научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги» в секции «Психологические науки» с работой «Социально- психологические особенности сексуального развития молодежи» и завоевала диплом лауреата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых

1.1 Изучение сексуальности подростков и сексуальности молодежи в работах ученых

В 1973 г. социальный психолог Роберт Соренсон опубликовал результаты важного исследования сексуальности подростков в книге "Сексуальность подростков в современной Америке" (Sorenson, 1973). В его выборку входило 2000 семей, выбранных случайным образом в городах и сельской местности. Конечное число обследованных подростков составило всего 411 человек, так как многие родители не дали согласие на участие своих детей в интервью, а в некоторых случаях от этого отказывались сами подростки, несмотря на согласие родителей; тем не менее Соренсону удалось получить ответы от 50% подростков, представляющих выборку, репрезентативную для масштабов всей страны, а это следует считать большим достижением. Однако при интерпретации данных Соренсона следует помнить, что они неприложимы ни к подросткам, которым родители не разрешили участвовать в обследовании, ни к тем молодым людям, которые сами отказались от участия в нем. Результаты Соренсона в наибольшей степени относятся к подросткам из либеральной, а не консервативной среды. Несмотря на эти недостатки, работу Соренсона высоко оценивают многие исследователи, полагающие, что она, подобно обследованию Хаит, представляет собой значительный шаг вперед в отношении формирования выборок. К достоинствам работы Соренсона следует отнести и исключительно хорошо составленную анкету, позволившую проникнуть в проблемы сексуальности подростков гораздо глубже, чем любое из предшествующих исследований.[40]

В дальнейшем это направление  было продолжено Мельвином Зельником  и Джоном Кантнером (Melvin Zelnik, John Kantner) из университета Джона Гопкинса. Их сообщения о сексуальном поведении  и отношении к противозачаточным  средствам 15-19-летних незамужних женщин имели много достоинств. Трижды —  в 1971,1976 и 1979 гг. — им удалось получить выборку, репрезентативную для всей страны. В обследовании 1971 г. участвовали 4932 женщины, а в обследовании 1976 г. — 1886 женщин. Выборка 1979 г. была расширена за счет включения 1717 женщин в возрасте от 15 до 19 лет и 917 мужчин в возрасте от 17 до 21 года, но она была ограничена только жителями больших городов.[40]

Работа Зельника и Кантнера обращает на себя внимание и по ряду других причин: 1) выборки формировались  таким образом, чтобы получить как  можно более полную информацию по женщинам, принадлежащим к черной расе (среди женщин, обследованных  в 1971 и 1974 гг., соответственно, 1339 и 654 были черными); 2) анкета, которой пользовались исследователи, была хорошо продумана  и предварительно испытана; 3) для  анализа использовали сложные статистические методы; 4) проведение повторных интервью повышало надежность получаемой информации. Кроме того, использование в основном одних и тех же методов формирования выборок трижды на протяжении 10 лет  давало возможность выявить тенденции  в сексуальном поведении подростков и в их отношении к противозачаточным  средствам более точно, чем это  удалось сделать другим.

Наряду с явными достоинствами  работы Зельника и Кантнера содержат некоторые недостатки. Так, в их обследованиях 1971 и 1976 гг. не участвовали подростки  мужского пола, хотя, разумеется, исследователи  не могли не понимать, какую важную роль в возникновении нежелательных  беременностей у несовершеннолетних играют сексуальные установки и  отношение к противозачаточным  средствам именно партнера. Авторов  не интересовала сексуальная активность в форме иной, нежели половой акт. И наконец, хотя Зельник и Кантнер  первоначально предполагали проводить  проспективное исследование, т.е. многократно  обследовать одну и ту же группу субъектов на протяжении определенного  времени, впоследствии они отказались от этих намерений из-за недостатка средств (Zelnik, Kantner, Ford, 1981).[40]

Проблемы социально-психологических  особенностей сексуального развития молодежи затрагивают такие отечественные  ученые- психологи как Абрамовой Г. С, Кулагиной И. Ю. и Колюцкого В. Н ; сексопатологов: Кона И. С. и Балабанова С.С.

Как социолога Кона интересовали прежде всего социальные проблемы, связанные с сексуальным поведением. Желая минимизировать отрицательные последствия сексуальной революции, Кон писал о негативных последствиях абортов, которые были в СССР главной формой планирования семьи, опубликовал несколько популярных книг и вузовских учебных пособий по сексологии. В интервью Кона журналу «Огонёк» (июль 1988 года) впервые в советской печати были раскрыты социально-психологические аспекты эпидемии ВИЧ и подчеркнуто, что главным направлением борьбы с ней должна быть профилактика.[18]

Одним из первых в России он обратил внимание на опасность  сексуального насилия, инициировав  создание телефонной службы доверия  и особенно — сексуальных посягательств  на детей. Начиная с 1966 года, Кон энергично  доказывал необходимость введения в России, по примеру западных стран, сексуального образования подростков, а также опубликовал несколько  популярных книг и вузовских учебных  пособий по сексологии.[20]

В 2005 году Всемирная ассоциация сексуального здоровья удостоила его  Золотой медали за выдающийся вклад  в сексологию и сексуальное здоровье.

Абрамова Галина Сергеевна  анализируют актуальные вопросы возрастной психологии и научные исследования связанные с ними, подростковую сексуальность, а так же такое понятие как «любовь» Абрамова затрагивает в научных работах вошедшую в книгу «Возрастная психология». Абрамова отмечает : «Любимого человека можно и ненавидеть, ненависть - обратная сторона любви; любовь не предполагает постоянства чувств и вовсе не обязательно бывает взаимной. В дружбе взаимность чувств и строгость соблюдения нравственных законов составляет главное содержание. Другу не прощают их нарушения, любимому - да.».[1]

Информация о работе Социально-психологические особенности сексуального развития молодежи