Социально-психологичские особенности молодежных субкультур (на примере студентов МАУ ВПО «ВИЭСУ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление личностных особенностей представителей молодежных субкультур;
Объектом исследования является молодежные субкультуры.
Предметом исследования являются особенности молодежных субкультур;
Теоретическую основу исследования составляют работы отечественного психолога М. В. Розина, активно занимавшегося проблемами молодежной суб- и контркультуры, в особенности культурой хиппи. В его работах рассматриваются психологические аспекты формирования субкультуры как определенного поведения, психологические последствия субкультурного образа жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР…………………………………………………………………….5
1.1. Рок-культура как молодежная субкультура…………………………….....5
1.2. Основные направления рок-культуры …………………………………….10
1.3. Ролевые игры как молодежная субкультура ……………………………...19
1.4. . Социально – психологическое значение ролевых игр…………………..25
2. МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР………………………………………………………….…….….29
2.1. Влияние ролевой игры на актуальное психологическое состояние («тест Люшера»)……………………………………………………………………..….29
2.2. Психологическое исследование молодежных субкультур с помощью «Хэнд-теста»……………………………………………………………….…….35
2.3. «Психологический профиль рок-культурного типа личности»………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………...

Вложенные файлы: 1 файл

DIPLOMNIK.docx

— 161.92 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

МАУ ВПО «Воронежский институт экономики и социального  управления»

Кафедра  психолого-педагогических основ управления

 

«Допущена к  защите»

Зав. кафедрой ________Б. Н. Черкашин

Протокол  № ___ от «__»_______20___г.

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Тема  Социально-психологичские особенности молодежных субкультур

                     (на примере студентов МАУ ВПО «ВИЭСУ»)

 

Автор работы  ____________ Макухина Ольга Николаевна

Специальность 030301.65 Психология

Специализация Социальная психология

Научный руководитель работы _________ Даниленко В.И. ,д.м.н., профессор

 

 

 

Работа защищена в ГАК "___" ___________ 20___ г.

с оценкой_____________________________

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР…………………………………………………………………….5

1.1. Рок-культура как молодежная  субкультура…………………………….....5

1.2. Основные направления рок-культуры …………………………………….10

1.3. Ролевые игры как молодежная субкультура ……………………………...19

1.4. . Социально – психологическое значение ролевых игр…………………..25

2. МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР………………………………………………………….…….….29 

2.1. Влияние ролевой игры на актуальное психологическое состояние («тест Люшера»)……………………………………………………………………..….29

2.2. Психологическое исследование молодежных субкультур с помощью «Хэнд-теста»……………………………………………………………….…….35

2.3. «Психологический профиль рок-культурного типа личности»………….38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………..................53

ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................................56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В последнее время понятие "молодежная субкультура" все чаще и чаще стало использоваться учеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде. Анализ публикаций показывает, что авторы неодинаково подходят к содержанию, пытаясь интерпретировать термин в зависимости от контекста.

 Прежде всего, это касается  положения о том, что субкультура  есть ничто иное, как особая  и обособленная сфера жизнедеятельности  человека, которую отличает специфическая  система ценностей.

Интерес к этой системе возник не так давно, а именно с того времени, когда изменения в общественно-политической жизни страны, объективно критический  анализ социальных противоречий вскрыли  целый пласт острых проблем долгое время остававшихся под запретом изучения. Обращение к последним  потребовало и новых методов  исследования, и особого понятийного  аппарата.

Проблема Сегодняшние попытки обратиться к проблеме молодежной субкультуры можно расценить, по мнению В. А. Гришина, с одной стороны как естественную потребность ученых оторваться от привычных, устоявшихся взглядов на отдельные явления нашей действительности, с другой как стремление расширить наши представления о сложнейших механизмах в области социальных явлений.

 Целью исследования является выявление личностных особенностей представителей молодежных субкультур;

Объектом исследования является молодежные субкультуры.

Предметом исследования являются особенности молодежных субкультур;

Теоретическую основу исследования составляют работы отечественного психолога М. В. Розина, активно занимавшегося  проблемами молодежной суб- и контркультуры, в особенности культурой хиппи. В его работах рассматриваются психологические аспекты формирования субкультуры как определенного поведения, психологические последствия субкультурного образа жизни.

Среди других отечественных авторов, занимавшихся изучением данной проблемы можно назвать О. Г. Заярную, А. И. Мазурову, И. Ю. Сундиева, П. В. Разина и  др.

Методы исследования. В ряду теоретических методов использованы: анализ, синтез, обобщение и интерпретация полученных данных. Применялись эмпирические методы: проективные методики, тестирование, метод свободного наблюдения, математическая и статистическая обработка эмпирических данных.

В исследовании были использованы следующие методики:

1) теста Люшера;

2) «Хэнд-тест»;

3) «Психологический профиль рок-культурного типа личности»

Надежность и достоверность  результатов исследования обеспечивается тщательностью планирования процедуры исследования на всех ее этапах, теоретико-методологической основой, выбором диагностических методик, адекватных изучаемой проблеме, а также математической и статистической обработкой данных.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка использованных источников и пяти приложений.

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

 

1.1. Рок-культура как молодежная  субкультура

 

П. В. Разин, рассматривая феномен рок-культуры, говорит о том, что научное  понимание рок-культуры сегодня  затруднено в связи со следующими причинами:

1. Отсутствие  концептуальных моделей ее изучения;

2. Крайняя  неопределенность в понимании  внутренних законов жизни рок  музыки, ее взаимоотношений с  другими культурными явлениями;

3. Неизученность  необычных социальных образований,  существующих в контексте рок-культуры;

4. Вытекающие  отсюда трудности с предсказаниями  будущих состояний и направлений  рока;

Привычные методы объяснения "пробуксовывают" в связи с такими явлениями  как рок культура. Феномен рок-культуры действительно остается малоизученным, постоянно меняющимся и совершенно непредсказуемым феноменом.

Прежде  всего выясним, что понимается под  рок-культурой. Разин представляет ее как некое многомерное пространство и помещает в него следующее:

  1. Всю материальную и физическую реальность, связанную с рок культурой. Сюда, прежде всего, можно отнести всех индивидов, имеющих какое либо отношение к року. Кроме них в этом пространстве окажется, естественно, множество других физических предметов: электрогитары, динамики, телевизоры в домах и  т. д., все так или иначе связанное с роком. Это так же реальные агенты рок-пространства или рок-культуры. Очевидно, что любой предмет, любая деталь может повлиять на изменение всей макроструктуры этого пространства;
  2. Мир идеального, под которым здесь подразумеваются идеи, мнения, ценности и прочие единицы семантической информации, которая, естественно, так же способна влиять на состояние рок-культуры;

Материальное  и идеальное в данном случае - не два уровня или слоя пространства рока, а два его измерения, друг от друга отделяемые только в абстракции, подобно длине и ширине;

  1. Движение, без которого трудно было бы описать процесс постоянных изменений в пространстве рока. В той или иной форме любой человеческий акт - это движение в физическом или идеальном пространстве, или же в обоих сразу (что чаще), по какой-то траектории. В результате взаимодействия траектории меняются.

Мы в  целях нашего исследования выделяем следующие области рок культуры:

  1. Сообщество людей, субкультурная общность имеющая определенный стиль жизни;
  2. Идеи, нормы и ценности субкультуры, то, что Разин назвал миром идеального;
  3. Элементы материальной и духовной культуры, как произведенные внутри ее (песни, символика), так и за ее пределами (музыкальные инструменты, философские, религиозные и эзотерические учения). Элементы материальной и духовной культуры можно разделить и на произведенные специально для этой культурной формы и адаптированные ею.

И. Ю. Сундиев  говорит о том, что к концу 60-х  годов рок становится популярным музыкальным течением среди нашей  городской молодежи. В эти же годы появляются первые отечественные хип-группы, начинает формироваться так называемая "система". "Чем больше увеличивался разрыв между мифами и реальностью", - отмечает Сундиев, - "тем больше молодежи обращалось к самодеятельным объединениям как к средству самореализации, релаксации и сопереживания".

В этот период (конец 60-х - начало 70-х годов) большинство  неформальных объединений приобретают  такие черты, как аполитичность, квазиинтернациональность, ориентированность  на внутренние проблемы. В эти же годы в молодежную среду активно  проникают и постепенно становятся модными наркотики и другие возбуждающие вещества, позволяющие уходить от действительности, совершать путешествие  в "истинную реальность". Одновременно приобретают популярность всевозможные мистические, трансцендентные учения, верования и т. п. В содержательном смысле эта волна создала, прежде всего, группы контркультурной и  эпатажной направленности (хип-система, панки, рокеры всех оттенков и т.п.), основанные на заимствованных моделях.

Сундиев отмечает еще одну особенность этого  этапа: чем больше развивались различные  формы молодежной субкультуры, тем  дальше они уходили из поля "официального" зрения периода застоя. В прессе, передачах радио и телевидения  упоминания о том, что у нас  существуют иные кроме комсомола  формы молодежной самодеятельности, становились все реже и реже. Молодежная субкультура в ее существующей форме  не вписывалась в картину мифологической "реальности", а потому даже упоминание о неформалах перестало допускаться. А между тем к середине 80-х  годов социальная ситуация значительно  обострилась. Утрата морально-нравственных установок большею частью общества привела к тому, что у значительной части молодежи противоправные действия перестали вызывать резкое неприятие, что привело к развитию таких  явлений как проституция, наркомания, бродяжничество.

С началом  перестройки ситуация резко меняется. Уже с 1986 года на страницы газет и  журналов, экраны телевидения лавиной  хлынули материалы о хиппи, панках, рокерах, других неформалах. "надо признать", - отмечает Сундиев, - "что открытие "новой" реальности вызвало среди взрослого населения некоторый шок. Тем более, что и оценки молодежной субкультуры средствами массовой информации чередовались от неумеренного восторга до обвинения их во всех смертных грехах, в том числе и путем нашивания традиционных для прошлых лет ярлыков". Но не успели журналисты, а чуть позже и социологи до конца разобраться, чем отличается "бешеный металлист" от "умеренного", панк от хиппи, как выяснилось, что все эти подробности мало что значат, так как участники неформальных объединений быстро и легко стали переходить из одной группы в другую, часто с противоположной ориентацией. "Настала пора", - пишет Сундиев, - "подойти к этой пестрой и калейдоскопической картине с системных позиций, чтобы увидеть ее как целостность, а не как груду разрозненных деталей". Сундиев называет это "третьей волной неформальности" (считая первой - "оттепель" 60-х), можно назвать это второй волной рок-культуры, более массовой и многообразной. Отличительная черта этой волны - тенденция к интеграции контркультурных, эпатажных групп "классического неформалитета" в некую единую неформальную среду. На мой взгляд именно тогда сформировалась рок-культура как единая субкультурная среда, вмещающая в себя различные музыкальные, идеологические, стилежизненные направления и течения, которые тем не менее сливаются в некое целое. Кроме того, в рок культуре постоянно появляются новые направления и стили, она развивается. Старые же направления, несколько изменяясь с течением времени, остаются. Сегодня, даже трудно сосчитать все существующие направления рок-культуры, даже сами участники субкультуры не знают их всех. Тем не менее, как сообщество и как культурный пласт она достаточно едина  и внутренне интегрирована. Это связано с тем, что каждое новое поколение молодежи приносит в рок-культуру что-то свое, одновременно впитывая часть старых традиций и изменяя их. Вследствие этого внутренняя жизнь сообщества, хотя и структурирована по этим направлениям, тем не менее, чрезвычайно смешана.

Говоря  о рок-культуре, мы говорим, прежде всего, о культуре протеста. Именно она  в свое время сыграла роль контркультуры  в культурной жизни общества, и  именно на ее основе возникли экстернальные  молодежные сообщества. Перейдя в  форму субкультуры, она, тем не менее, остается культурой социального  протеста. Изменяется общество, изменяются и формы и элементы протеста. Но самое главное, на мой взгляд, то, что именно рок-культура "взорвала" массовое сознание, явившись первым социальным (не на уровне философии или искусства, а на уровне образа жизни) проявлением постмодерна. Она сделала общество более терпимым к иным культурным формам, фактом своего существования разрушив модернистический проект и обратив общество к иным ценностям на уровне массового сознания. Возникшим вслед за ней молодежным субкультурам (толкиенисты, ролевики) уже не надо было "отстаивать" свою культурную независимость, общественное мнение было уже готово к появлению "иных" культурных форм.

Информация о работе Социально-психологичские особенности молодежных субкультур (на примере студентов МАУ ВПО «ВИЭСУ»)