Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:47, контрольная работа
В учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного учреждения используются следующие основные формы организации детей: специально организованная учебная деятельность (занятия), игры, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, наблюдение, экскурсии, походы, праздники и развлечения, кружки и тому подобное.
Актуальность темы………………………………………………….....……..2
Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности ………………………………………………………5
Учет индивидуально-психологических особенностей в работе с детьми дошкольного возраста…………………..……………………...………..….11
Развитие способностей в дошкольном возрасте….…………….…………14
Изучение склонностей ребенка как предрасположенности к определенному виду деятельности…………………….…………………..19
Заключение………………………………………………..…………..……..22
Список использованной литературы……..………….………….…………23
План:
1. Актуальность темы
В учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного учреждения используются следующие основные формы организации детей: специально организованная учебная деятельность (занятия), игры, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, наблюдение, экскурсии, походы, праздники и развлечения, кружки и тому подобное.
Самостоятельная деятельность детей организуется во всех возрастных группах
ежедневно в первой и второй половине
дня. В течение дня объединяются различные
по содержательной направленности ее
виды (художественная, двигательная, речевая,
игровая, трудовая, исследовательская
и др.) и постепенно привлекаются к участию
в них все дети данной группы. Содержание
и уровень самостоятельной деятельности
детей зависят от их опыта, запаса знаний,
умений и навыков, уровня развития творческого
воображения, самостоятельности, инициативы,
организаторских способностей, а также
от имеющейся материальной базы и качества
педагогического руководства.
Практические усилия педагогов по его созданию и использованию подчиняются интересам ребенка и линиям ее развития в различных сферах жизнедеятельности.
Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п.
Воспитатели заботятся о том, чтобы дети
свободно ориентировались в созданной
среде, имели свободный доступ ко всем
его составляющим, умели самостоятельно
действовать в нем, придерживаясь норм
и правил.
Особое значение придается также овладению
детьми системой доступных знаний о соблюдении
здорового образа жизни, основ безопасности
жизнедеятельности.
Неотъемлемая составляющая содержания учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении - умственное воспитание. Для его осуществления применяется как повседневная жизнь ребенка, так и специально организованная учебная деятельность в форме НОД (непосредственная организованная деятельность) по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и природой, обучения элементов грамоты и математики, на которых стоит сочетать познавательно-развивающую работу по различным разделам программы. Продолжительность деятельности для детей младшего дошкольного возраста - от 15 до 20 минут, старшего дошкольного возраста - от 20 до 25 минут.
Важно активизировать мышление детей, делать восприятие и усвоение ими материала сознательным, поощрять детей к постановке вопросов, выдвижение гипотез, поиска самостоятельных решений, проверки их правильности и прочее.
Арсенал дидактических методов
и приемов следует расширить за счет развивающих
игр и упражнений, проблемных вопросов,
логических задач, поисковых ситуаций,
элементарных опытов, систематических
наблюдений, решения ребусов, кроссвордов
и т.д.
Надо помнить, что ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, игра широко используется в учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного заведения как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.). Ответственность за организацию и обеспечение надлежащего содержания учебно-воспитательного процесса возлагается на руководителя и каждого члена трудового коллектива дошкольного учебного заведения в пределах их должностных обязанностей.
2. Индивидуально-психологические
особенности личности.
Индивидуально-психологическими
особенностями называются своеобразные
свойства психической активности личности,
которые выражаются в темпераменте, характере,
способностях, чувствах и эмоциях, а также
проявление воли. Они образуются в результате
системного обобщения индивидуальных
биологических и социально приобретенных
свойств, вовлеченных в функционирование
системы поведения человека, а также его
деятельности и общения. Они связаны со
всеми психическими процессами: мотивационно-потребностными,
познавательными, эмоционально-волевыми.
Считается, что темперамент и характер
обозначают динамические и содержательные
аспекты поведения, эмоционально-волевая
устойчивость личности являются составной
частью характера человека, а способности
– это такие особенности личности, которые
являются условием выполнения той или
иной продуктивной деятельности.
1. Темперамент
История возникновения учения о темпераментах относится к V в. до н.э., когда древнегреческий врач Гиппократ выдвинул идею о том, что жизнедеятельность, здоровье человека зависят от четырех основных соков организма: крови, лимфы, желчи и черной желчи. Опираясь на эти представления, древнеримский врач Гален (II в. н.э.) сформулировал гуморальную теорию, согласно которой различное соотношение этих жидкостей влияет не только на здоровье, но и определяет психическое состояние, поведение человека. Гален предложил первую классификацию видов темперамента. В зависимости от преобладания в организме той или иной жидкости люди, согласно его теории, отличаются друг от друга силой, скоростью, темпом, ритмом движений, экспрессивностью выражения чувств. Отсюда пошли названия четырех типов темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности.
Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении.
Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.
Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.
Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он становится вялым, скучным, отвлекается.
Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.
Меланхолик. Человек со слабой нервной
системой, обладающий повышенной чувствительностью
даже к слабым раздражителям. Он часто
грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен;
у него могут возникнуть невротические
расстройства.
От темперамента зависят такие свойства,
как впечатлительность, эмоциональность,
импульсивность и тревожность.
В чистом виде указанные четыре типа темперамента встречаются крайне редко, так как различные свойства нервной системы человека в их разнообразных сочетаниях определяют большое количество промежуточных типов. Таким образом, при анализе индивидуально-психологических особенностей личности требуется установить степень преобладания тех или иных характеристик традиционно выделяемых четырех типов темперамента.
2. Характер
Характер - это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведении человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к делу, другим различным обстоятельствам бытия. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности.
Характер проявляется в деятельности,
общении, в манере поведения человека.
В нем выражается отношение субъекта к
явлениям общественно-трудовой, личной
жизни в различных ситуациях, в которых
субъект проявляет себя в целом как личность.
Эти отношения формируют индивидуальный
стиль поведения.
Характер в отличие от темперамента обусловлен
не только свойствами нервной системы,
наследственными факторами, но он также
формируется и в условиях активного воздействия
на человека социально-культурной среды,
зависит от воспитания, общественных,
межличностных отношений, в которые он
вовлечен и в которых активно участвует.
Существуют
различные подходы к описанию, классификации
свойств, черт характера. Условно их можно
сгруппировать следующим образом.
Черты, в которых отражается
отношение человека к другим людям (к родным,
близким, знакомым и незнакомым, к лицам
противоположного пола, к людям, которые
к нему относятся хорошо или настроены
враждебно).
Черты, в которых проявляется отношение
человека к самому себе
(к своему социальному статусу, своей внешности,
собственному здоровью и т.п.). Они тесно
переплетаются с чертами характера, проявляющимися
в отношениях с людьми.
Черты, в которых отражается отношение
к вещам, материальному благополучию (щедрость,
жадность, корыстолюбие, бережливость
и некоторые другие).
Большинство исследователей выделяет
в структуре сложившегося характера прежде
всего две стороны: содержание и форму.
Они неотделимы друг от друга и составляют
органическое единство. Содержание характера
составляет жизненную направленность
личности, т.е. ее материальные и духовные
потребности, интересы, идеалы и социальные
установки. Содержание характера проявляется
в виде определенных индивидуально-своеобразных
отношений, которые говорят об избирательной
активности человека. В разных же формах
характера выражаются различные способы
проявления отношений, темперамента, закрепившиеся
эмоционально-волевые особенности поведения.
Кроме содержания и формы в отечественной
психологии в структуре характера представлены
индивидуальные особенности личности:
интеллектуальные, волевые и эмоциональные.
В связи с этим исследователи выделяют
в структуре характера темперамент, волю,
убеждения, потребности, интересы, чувства
и интеллект.
3. Способности
В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимно компенсироваться.