Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 23:29, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами и правилами, и бесконечным числом исключений. Большое количество терминов затрудняет обучение. Не всегда чередуются формы работы, что вызывает пассивную работу учащихся на уроке. А между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным, познавательным, чем, например, обучение лексике.
Грамматика имеет огромное значение при обучении и формировании практических навыков иностранного языка.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически доказать роль наглядностей в формировании грамматических навыков английского языка у детей младшего школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Формирование иноязычных грамматических навыков у младших школьников…………………………………………………………5
1.1. Цель обучения грамматике английского языка………………………………………………………………………………5
1.2. Этапы формирования грамматических навыков…………………….9
1.3Основные виды и типы упражнений, необходимые для формирования грамматических навыков………………………………………11
Глава II. Использование наглядности при обучении грамматике английского языка младшими школьниками……………………………..17
2.1. Применение наглядностей на уроках английского языка……………………………………………………………………………17
2.2. Схемы – опоры, символы при формировании грамматических навыков…………………………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………..22
Литература………………………………………………………………...23
Российский государственный педагогический университет
им.
А.И. Герцена
Институт
Детства
Кафедра
методики раннего обучения иностранным
языкам
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Формирование
грамматических навыков с использованием
наглядности на уроках английского
языка в начальной школе
4 курса 5 группы
Аббасова
Мелтем
Научный руководитель:
доцент кафедры
методики раннего обучения
иностранным языкам,
кандидат пед. наук
Селивановская
Ольга Анатольевна
Санкт-Петербург
2011
Оглавление
Введение……………………………………………
Глава
I. Формирование иноязычных
грамматических навыков
у младших школьников……………………………………………………
1.1.
Цель обучения грамматике английского
языка…………………………………………………………………
1.2.
Этапы формирования
1.3Основные виды и типы упражнений, необходимые для формирования грамматических навыков………………………………………11
Глава II. Использование наглядности при обучении грамматике английского языка младшими школьниками……………………………..17
2.1.
Применение наглядностей на
2.2.
Схемы – опоры, символы при формировании
грамматических навыков……………………………………………………………
Заключение………………………………………
Литература………………………………………
Введение.
Изучение иностранных языков составляет несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.
Актуальность исследования заключается в том, что усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами и правилами, и бесконечным числом исключений. Большое количество терминов затрудняет обучение. Не всегда чередуются формы работы, что вызывает пассивную работу учащихся на уроке. А между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным, познавательным, чем, например, обучение лексике.
Грамматика имеет огромное значение при обучении и формировании практических навыков иностранного языка.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически доказать роль наглядностей в формировании грамматических навыков английского языка у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс формирования грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку.
Предмет исследования – использование наглядностей, способствующих эффективному формированию грамматических навыков на уроках английского языка.
Гипотеза – формирование грамматических навыков английского языка у младших школьников будет успешнее, если в ходе обучения грамматике будут использованы наглядности.
Задачи:
Раскрыть психолого-педагогические основы формирования грамматических навыков английского языка у младших школьников.
Разработать
систему упражнений с применением
наглядности для формирования грамматических
навыков английского языка на начальном
этапе.
I. Формирование иноязычных грамматических навыков у младших школьников.
Коммуникативная методика предполагает обучение грамматике на функциональной и интерактивной основе. Это означает, что грамматические явления изучаются не как "формы" и "структуры", а как средства выражения определенных мыслей, отношений, коммуникативных намерений. Многократное повторение одних и тех же фраз в соответствующих ситуациях вырабатывает, в конце концов способность не делать грамматических ошибок в речи. Поэтому, являясь с одной стороны средством выражения мысли, а с другой − реализуя изучаемые формы или конструкции в речи, пословицы и поговорки как нельзя лучше способствуют автоматизации и активизации данных грамматических форм и конструкций.
Песни являются также неотъемлемой частью в изучении грамматике на начальном этапе.
Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения.
Главная цель обучения грамматике заключается в том, чтобы дать ученикам возможность осуществить свои коммуникативные цели. Эта основная цель подразумевает следующее:
-
Ученикам нужны очевидные
-
Ученики не должны овладеть
каждым отдельным аспектом
-
Исправление ошибок не всегда
является первоочередной
Развитие речи предполагает усвоение необходимых для этого языковых, и в частности, грамматических средств. Задача состоит в том, чтобы учащиеся могли пользоваться этими средствами в процессе говорения автоматически. Автоматизированное употребление грамматических средств в речи (устной и письменной) предполагает овладение определенным рядом навыков.
Навык вообще понимается как автоматизированное звено сознательной деятельности. Автоматизированность действия - основной признак навыка.
Целью
закрепления грамматических знаний
является выработка соответствующих
умений, которые путем последующей
автоматизации переходят в
Важнейшим условием создания активного грамматического навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на котором может формироваться навык. Грамматическое действие производится только в определенных словарных границах, на определенном словарном материале. Если ученик может в соответствующей ситуации быстро и правильно самостоятельно грамматически оформить фразу, то он уже в какой-то степени владеет грамматическим навыком.
Грамматический навык синтезирует действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня.
Кратчайший путь к созданию навыков лежит через осознание операций, которые производятся с материалом языка, через совершенствование их путём тренировки и доведения до автоматизма.
Тренировочные упражнения, целью которых является автоматизация какой-либо одной структуры, обычно не могут обеспечить выработку навыка, а лишь создают предпосылки для его формирования. Данную модель можно считать полностью автоматизированной только тогда, когда она свободно используется в коммуникативной деятельности наряду с другими моделями, в комбинации с ними, когда она не является объектом произвольного внимания говорящего. Автоматизированная модель должна быть включена в речевую деятельность, только тогда будет завершено формирование навыка. Навык можно считать полностью сформированным только тогда, когда интерференция преодолена.
Важнейшим условием формирования грамматического навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на который распространяется грамматическое обобщение. Автоматизация навыка требует многократного повторения одного и того же действия на изменяющемся лексическом материале.
Формирование и совершенствование операций с грамматическим материалом, т.е. грамматических навыков, является самым важным и самым трудным аспектом обучения речи, а также это является целью обучения грамматике на начальном этапе обучения иностранных учащихся русскому языку.
Грамматические навыки – это автоматизированные операции, производимые с грамматическим материалом языка в процессе речевой деятельности, когда сознание направлено на содержание высказывания.
Грамматический навык синтезирует действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня.
Грамматические навыки формируются на основе аналогии, в результате многократного повторения операций с отобранными речевыми образцами или моделями. Тренировочные упражнения основаны на подстановке тренируемых элементов в данную модель. В русском языке подстановка гораздо чаще, чем во многих других языках, связана с изменением форм слов, поэтому простой аналогии и основанного на этой аналогии воспроизведения совершенно недостаточно. Необходимо знание многочисленных правил, которым подчиняется словоизменение, и умение их применять. Правила совершенно необходимы для того, чтобы знать границы аналогии при подстановке, чтобы не смешивать формы слов.
Навык должен иметь следующие качества:
1. Правильность выполнения.
2. Бессознательность (автоматизированность) – выражение мысли при сосредоточении внимания на содержании.
3. Темп выполнения.
4. Прочность операции.
5. Способность к переносу, гибкость (расширение лексического материала не должно разрушать навык).
Речевые морфологические навыки - грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в устной речи. К ним относятся навыки правильного употребления в устной речи падежных окончаний существительных и т.д.
Речевые
грамматические навыки, обеспечивающие
стабильно правильное и автоматизированное
расположение слов (порядок слов) во
всех типах предложений в
Перечисленные навыки также можно охарактеризовать как репродуктивные и продуктивные. Остановимся далее на характеристике грамматических навыков в рецептивных видах речевой деятельности.
Под
рецептивными грамматическими навыками
подразумеваются
Различают рецептивно-активные грамматические навыки аудирования, которые базируются на речевых автоматизированных связях слухо-речемоторных образов грамматических явлений и их значений.
Рецептивно-активные грамматические навыки чтения основываются на связях зрительно-графических и речемоторных образов этих явлений с их значениями. Данный вид грамматических навыков формируется в процессе обильного легкого чтения.
Наряду с активно-рецептивными речевыми грамматическими навыками у учащихся формировались также пассивно-рецептивные навыки.
К
таким навыкам относятся: навыки
узнавания и понимания
1.2. Этапы формирования грамматических навыков.
Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков.