Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:02, курсовая работа
Цель исследования: определить эффективность применения активных методов обучения иностранному языку в начальной школе.
Задачи исследования: см. парграфы
1.Рассмотреть в психологической и педагогической литературе проблему формирования познавательного интереса и познавательной активности в учебной деятельности;
2.Раскрыть сущность понятия «активные методы обучения»;
3.Установить основы применения активных методов обучения на уроках иностранного языка;
4.Выявить положительное влияние активных методов обучения иностранным языкам на детей младшего школьного возраста;
5.Установить пути повышения активизации обучения английскому языку младших школьников на конкретном учебном материале.
Введение___________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические основы активизации учебной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка______________________________5
1.1.Проблема формирования познавательного интереса и познавательной активности в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста_5
1.2. Сущность понятия «активные методы обучения» в современной педагогике________________________________________________________11
1.3. Психолого-педагогические основы применения активных методов обучения на уроках иностранного языка в начальной школе______________20
Выводы по главе 1_________________________________________________26
Глава 2. Применение активных методов обучения иностранному языку как условие активизации познавательной деятельности младших школьников__27
2.1. Преимущества практики использования активных методов обучения иностранному языку в начальной школе_______________________________27
2.2. Пути повышения активизации обучения иностранному языку учащихся младшего школьного возраста на конкретном учебном материале_________30
Выводы по главе 2_________________________________________________ 37
Заключение_______________________________________________________38
Список литературы________________________________________________ 40
Приложения______________________________________________________ 41
«Эффективность применения активных методов обучения иностранному языку в начальной школе»
Содержание
Введение______________________
Глава 1.Теоретические
основы активизации учебной
1.1.Проблема формирования познавательного
интереса и познавательной активности
в учебной деятельности учащихся младшего
школьного возраста_5
1.2. Сущность понятия «активные методы
обучения» в современной педагогике____________________
1.3. Психолого-педагогические основы применения
активных методов обучения на уроках иностранного
языка в начальной школе______________20
Выводы по главе 1_____________________________
Глава 2. Применение активных методов
обучения иностранному языку как
условие активизации
2.1. Преимущества практики
использования активных методов обучения иностранному языку в начальной школе_________________________
2.2. Пути повышения активизации обучения
иностранному языку учащихся младшего
школьного возраста на конкретном учебном
материале_________30
Выводы по главе 2_____________________________
Заключение____________________
Список литературы____________________
Приложения____________________
Введение
Актуальность исследования. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.
Каждому человеку необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить своего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
Педагогическая
Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения иностранному языку в условиях начальной школы, что предопределило актуальность данной темы.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в начальной школе.
Предмет исследования: эффективность применения активных методов обучения иностранному языку в начальной школе
Цель исследования: определить эффективность применения активных методов обучения иностранному языку в начальной школе.
Задачи исследования: см. парграфы
1.Рассмотреть в психологической и педагогической литературе проблему формирования познавательного интереса и познавательной активности в учебной деятельности;
2.Раскрыть
сущность понятия «активные
3.Установить
основы применения активных
4.Выявить положительное влияние активных методов обучения иностранным языкам на детей младшего школьного возраста;
5.Установить
пути повышения активизации
Гипотеза: мы предполагаем, что формированию познавательной мотивации к изучению иностранного языка способствует использование активных методов обучения.
В исследовании применены следующие методы: анализ психолого-педагогических научных работ по теме исследования; наблюдение, обобщение полученных данных.
Структура работы. Объем и структура исследовательской работы обусловлены целями и задачами исследования. Общий объем 55 страниц. Работа состоит из введения, двух глав и выводов по каждой из них, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1.Теоретические основы активизации учебной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка.
1.1.Проблема
формирования познавательного
Современная ситуация в развитии индивида требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в школе. Главными характеристиками личности любого возраста являются: компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной интереса самого ребенка. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека.
В организации образовательного процесса, как правило, существенную роль отводят созданию и поддержанию на высоком уровне познавательного интереса обучаемых. Без этого интенсивность и эффективность учебного процесса снижаются.
Определим само понятие – познавательный интерес. Г.И. Щукина писала: «Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов». Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области. Учитель воспитывает интерес к своему предмету. [11, с.36]
От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробуждению научной любознательности и всё более устойчивой направленности личности на изучение предмета – таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия.
Познавательный интерес оказывает влияние на личность школьника многозначно. С точки зрения воспитания интереса в плане развития общей познавательной направленности, активности и любознательности, как черты личности эту проблему можно рассматривать как цель обучения или же его мотив.
Когда мы создаём с
помощью элементов
На более высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи достаточно прочным, устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности, которое называют любознательностью, пытливостью. Здесь уже интерес выступает как результат обучения.
По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения иностранного языка младшими школьниками выделяют низкий, средний и высокий уровни развития познавательного интереса. [11, с.43]
Так, у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся заданиям репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.
Поэтому педагог стремиться к формированию познавательного интереса, выводу учащихся с низким уровнем на средний, и далее на высокий уровень развития познавательного интереса.
Проблема познавательной активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.[13, с.61]
Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.
В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.
Выделяют 3 уровня активности:
Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».
А.Вербицкий интерпретирует
сущность этого понятия следующим образом:
активное обучение знаменует собой переход от
преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных,
программированных форм и методов организации
М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
- принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
- достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
- самостоятельная творческая
выработка решений, повышенная
степень мотивации и
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление обучающегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других детей.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.
Познавательная активность
и познавательная самостоятельность -
качества, характеризующие
Выделяются следующие критерии познавательной активности младших школьников: [1, с.146]
1. Наличие познавательного
2. Сформированность приемов
3. Определенный уровень
4. Достижение достаточно
5. Высокое качество знаний и их соответствие требованиям программ.
Развитие познавательного интереса проходит три наиболее общих этапа:[13, с.117]
-ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределенности и т.п.;
-устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности;