Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:46, контрольная работа
Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. Понятие «культура речи» тесно связано с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка ,а так же с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя еще и определенную, предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения
Нижегородский государственный педагогический университет.
Филологический факультет.
Контрольная работа по риторике и культуре речи.
Выполнила студентка заочного отделения
филологического факультета: Осипова Ю.В.
Проверила: Семенова Т.И.
Н.Новгород 2010 год.
1. Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. Понятие «культура речи» тесно связано с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка ,а так же с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя еще и определенную, предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения. Культура речи вырабатывает навыки регулирования отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике.
2 .Современные определения риторики
Риторика - наука о мысли и речи. Она содержит теоретические правила и практические рекомендации о том, как нужно говорить и писать, организовывать речевое общение, создавать мысль, выражать ее в словах.
Риторика - искусство речи. Искусство развивает умения, совершенствует способности и таланты, которые есть в каждом человеке. Занятия риторикой помогают овладеть речевым мастерством - со временем вы будете владеть речью все лучше и совершеннее.
Риторика - учение об убедительной, украшенной, эффективной и уместной речи. Это главные качества совершенной речи, но их ряд можно продолжить. Каждый из вас пусть формирует свой индивидуальный идеал - свой образ оратора, человека, в совершенстве владеющего речью.
Риторика - учение о воспитании личности через речь. Только с помощью слова происходят научение, передача знания, организуется педагогическое общение. Слово - инструмент воспитания и образования человека.
Классические определения риторики
Аристотель: «Риторика - искусство находить способы убеждения относительно каждого предмета».
Ломоносов: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».
Кошанский, учитель Пушкина: «Риторика есть искусство изобретать, располагать и выражать мысли».
Цель риторики
Цель риторики - «раскрыть все способности ума, чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление».
Риторика направляет ум и нравственность человека, а "уча выражать изящное в словах, возбуждает в душе учащихся живую любовь ко всему благородному, великому и прекрасному.
3. Основой культуры речи является литературный язык. Он составляет высшую норму национального языка. В научной лингвистической литературе выделены основные признаки литературного языка:
1.Обработанность;
2.Устойчивость;
3.Обязательность для всех
4.Нормированность;
5.Наличие функциональных стиле
Литературный язык обслуживает разные сферы человеческой деятельности: политику,
науку, словесное искусство, образование, законодательство, бытовое общение, межнациональное общение ,печать ,радио, телевидение.
4. Коммуникативные качества речи:
-точность;
-логичность;
-чистота;
-правильность;
-разнообразие;
-выразительность;
-доступность;
-уместность;
-действенность.
Точность-умение четко и ясно мыслить, знать предмет речи и законы русского языка. Точность чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов.
Чистота речи - отсутствие в ней лишних слов, слов- «сорняков» , слов- «паразитов».
Логичность - точное, ясное и непротиворечивое высказывание.
Правильность- соблюдение норм совершенного литературного языка.
Выразительность-свойство речи воздействовать не только на логику, сознание, но и на эмоциональность.
Богатство - богатое использование языковых единиц.
Уместность- качество, которое связано напрямую со стилями речи т.е. со
Правильность речи определяется соблюдением норм, свойственных литературному языку.
Норма - единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний ,предложений).
5.Нормы литературного языка регулируют функциональное варьирование, выбор парадигматических и синтагматических вариантов на разных уровнях языковой структуры. Поэтому можно различить структурно-языковые типы норм.
а) нормы произношения регулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем - на каждом шаге развертывания речи и в каждом слоге отдельные слова.
б) нормы ударения регулируют выбор вариантов размещения и движения ударного слога среди неударных
в) нормы словообразования
г) нормы морфологические
д ) нормы синтаксические регулируют выбор вариантов построения предложения- простых и сложных.
е) в современной лингвистической литературе иногда говорят и о нормах стилистических, имея в виду, прежде всего, несоответствие выбранного слова или синтаксической структуры условиям общения и господствующему стилю изложения.
5.Жанры и виды речевых произведений.
Текст – языковое произведение неограниченной длины, в общем плане связанная и полная последовательность знаков.
Полилог – разговор многих участников . При этом предполагается что роль говорящего преходит от одного лица к другому.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.
Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица. Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.
Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой, т. е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.
Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен прежде всего учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности.К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады.
6.Функциональные разновидности текста .
ТИП РЕЧИ - способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. В соответствии с этими целями коммуникации выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.
Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними. Схематично описание можно представить следующим образом : Описание = признак1 + признак2 + признак3...Цель описания – создать в представлении читателя целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица. В логическом плане описать предмет или явление – значит перечислить его признаки, поэтому для описания важны слова, обозначающие качества, свойства предметов. С точки зрения объекта описания выделяют следующие типы: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описание положения дел.
Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некой цепочки событий в прошлом. Схематично повествование можно
представить следующим образом : Повествование = событие1 + событие2 + событие3...Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, показывают развертывание повествования. Обычно предложения в повествовании не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры. Отдельные предложения в повествовании связаны цепной связью. В повествовании соблюдается определенный порядок слов в предложении (его так и называют – повествовательным), когда сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий. Глаголы-сказуемые обычно обозначают конкретное действие.
Рассуждение– это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений, а также большим количеством сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения. Схематично рассуждение можно представить следующим образом: Рассуждение == вопрос (тезис) - суждение1 – суждение2 – суждение3...
7.Стили речи. Общая характеристика стилей: каждый функциональный стиль современного русского литературного языка – это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. Функциональные стили неоднородны; каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, в научном стиле – научные монографии и учебные тексты, в официально-деловом – законы, справки, деловые письма, в газетно-публицистическом – статья, репортаж и т. п. Многообразие жанровых разновидностей создается разнообразием содержания речи и ее различной коммуникативной направленностью, т. е. целями общения. Именно цели общения диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая. В ведущих жанрах каждого функционального стиля речи стандарт языковых средств находит свое наиболее яркое выражение. Периферийные жанры более нейтральны с точки зрения использования языковых средств. Однако каждый функциональный стиль речи имеет свои типические черты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые реализуются в той или иной степени в каждом жанре данного стиля.
В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно-публицистический, художественный и разговорно-обиходный.
Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, – это наука. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров; среди них основными являются: научная монография и научная статья, диссертационные работы, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия и т. п.), научно-технические произведения (разного рода инструкции, правила техники безопасности и проч.), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также жанры научно-популярной литературы.
Одним из важнейших жанров научного стиля является научная статья, которая может передавать разнообразную по своему характеру и назначению информацию и наиболее часто используется как основной источник научно-технической информации: именно здесь фиксируется все новое, что появляется в определенной отрасли науки. Научные статьи представлены несколькими разновидностями: статья – краткое сообщение о результатах научно-исследовательской и опытно-конструкторской работ; собственно научная или научно-техническая статья, в которой достаточно подробно излагаются результаты работы; передовая статья; историко-научная обзорная статья; дискуссионная (полемическая) статья; научно-публицистическая статья; рекламная статья. Каждая из разновидностей статьи отличается собственным содержанием и демонстрирует профиль журнала, где она опубликована.
Информация о работе Контрольная работа по "Риторике и культуре речи"