Речь в социальном взаимодействии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:44, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении речи в социальном взаимодействии.
Задачи: раскрыть особенности речевого поведения в социально-ориентированном общении; описать речь и социализацию; рассмотреть речь как средство утверждения социального статуса; изучить общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации; сделать выводы.

Содержание

Введение 3
1. Особенности речевого поведения в социально-ориентированном
общении 4
2. Речь и социализация 8
3. Речь как средство утверждения социального статуса 11
4. Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат-речь в социальном взаимодействии.docx

— 41.69 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение            3

1. Особенности  речевого поведения в социально-ориентированном

общении            4

2. Речь и  социализация          8

3. Речь как  средство утверждения социального  статуса           11

4. Общие закономерности  речи в условиях массовой коммуникации         15

Заключение                  18

Список использованной литературы              19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Анализ  особенностей речевого общения в  социальном взаимодействии связан с  различением следующих уровней  социальной коммуникации:

  • общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т. д.). При этом определяющим фактором речевого поведения двух или нескольких человек является их групповая принадлежность или ролевая позиция (например, руководитель – подчиненный, консультант – клиент, преподаватель – студент и т. д.);
  • передача информации множеству лиц: прямая в случае публичной речи или опосредованная в случае средств массовой информации.

Речевое поведение людей в социально  ориентированном общении имеет  ряд особенностей в сравнении  с речью в межличностном общении.

Прежде  всего, следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений «между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем.

Цель  данной работы заключается в рассмотрении речи в социальном взаимодействии.

Задачи: раскрыть особенности речевого поведения в социально-ориентированном общении; описать речь и социализацию; рассмотреть речь как средство утверждения социального статуса; изучить общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации; сделать выводы.

 

1. ОСОБЕННОСТИ  РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ  ОБЩЕНИИ

 

В прагматическом изучении языка сформулирован ряд  конкретных правил, выполнение которых  позволяет людям действовать  совместно. Исходными условиями  являются:

  • наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия;
  • ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим) [10, c.37].

Описанные условия получили название «принцип кооперации», т. е. требование к собеседникам действовать, таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

Отметим основные правила речевой коммуникации, обусловленные этим принципом:

1) высказывание  должно содержать ровно столько  информации, сколько требуется для  выполнения текущих целей общения;  излишняя информация иногда вводит  в заблуждение, вызывая не относящиеся  к делу вопросы и соображения,  слушающий может быть сбит  с толку из-за того, что предположил  наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче  этой лишней информации;

2) высказывание  должно по возможности быть  правдивым; старайтесь не говорить  того, что считаете ложным; не  говорите того, для чего у вас  нет достаточных оснований;

3) высказывание  должно быть релевантным, т.  е. соответствовать предмету разговора:  старайтесь не отклоняться от  темы;

4) высказывание  должно быть ясным: избегайте  непонятных выражений, избегайте  неоднозначности; избегайте ненужного  многословия [5, c.64].

Реальная  речь грешит отступлениями или нарушениями  тех или иных правил коммуникации: люди бывают многословны, не всегда говорят то, что думают, их речь бывает отрывочной, неясной. Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается тот или иной уровень взаимопонимания. В противном случае отступление от правил может обернуться разрушением коммуникации и деградацией речи.

Наряду  с принципом кооперации важное значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости. Последний всецело принадлежит речевому этикету (о котором речь пойдет дальше).

Отметим, что такие ключевые максимы принципа вежливости, как тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность, выраженные (или не выраженные) в  речи, самым непосредственным образом  определяют характер социальных взаимоотношений.

Отчетливо осознаваемая отправителем сообщения  цель требует продуманной формы  сообщения и прогнозируемой реакции аудитории.

Отличительная особенность речевой коммуникации в социальном взаимодействии связана  с достаточно определенными ожиданиями со стороны получателей сообщения.

Причем  эти ожидания обусловлены более  или менее устойчивыми ролевыми стереотипами, существующими в представлении  адресатов, а именно: как должен говорить представитель той или иной социальной группы, какая речь вызывает или  не вызывает доверие, владеет или  не владеет выступающий темой  и т. п. [6, c.75].

Чем более  официальной является речевая ситуация, тем более формализованы ожидания слушателей.

Естественным  следствием описанных особенностей становится своеобразная обезличенность речи в социальном взаимодействии, когда участники речевого общения говорят как бы не от себя, не от своего имени, а «от имени группы», т. е так, как принято говорить в группе, представителями которой в данной ситуации они себя ощущают.

В социальном взаимодействии особое значение приобретают  применяемые собеседниками речевые  стратегии и тактики.

Под стратегией речевого общения понимают процесс  построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости  от конкретных условий общения и  личностей коммуникаторов, а также  реализацию этого плана, т. е. линию  беседы.

Целью стратегии  может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию  от какого-либо действия.

Тактика речевого общения понимается как  совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рампах отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения  внимания, установления и поддержания  контакта с партнером и воздействия  на него, убеждение или переубеждение  адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т. д.

Тактика может меняться в зависимости  от условий общения, полученных сведений, чувств и эмоций. Один и тот же человек при различных обстоятельствах  стремится реализовать различные дели или стратегические линии.

Смена тактик в разговоре - мыслительная операция, хотя может совершаться и интуитивно. Собирая и осмысливая тактические  приемы, можно научить применять  их сознательно и мастерски [12, c.103].

Таким образом, чтобы управлять течением беседы, необходимо заранее продумывать общую картину и возможные варианты развития разговора, научиться распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, стремиться вычленить применяемые собеседником приемы речевого воздействия, оценить его стратегию и тактику, вырабатывать пути гибкого реагирования-подыгрывания или оказания противодействия. Плохо, когда говорящий имеет в запасе только один вариант разговора, а его речь построена жестко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РЕЧЬ  И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

Рассматривая  речь в социальном взаимодействии, отметим ее решающее значение в процессе обучения и воспитания детей. В большой  мере с помощью речи ребенок адаптируется к культуре своей среды. Слово  учит необходимым для его жизни  действиям. Слово в форме похвалы, наказания, ласки регулирует его  субъективное состояние.

Основная  масса обучающих воздействий  поступает к учащимся в словесной  форме. Речевое развитие ребенка  рассматривается как фактор его  готовности к школе. Речевое общение  в условиях начального обучения имеет  свои особенности, о чем свидетельствует  специфичность речи преподавателей и воспитателей в начальных классах  школы и дошкольных учреждениях.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже, автор классической работы по функционированию языка в  детском возрасте, пришел к выводу, что язык имеет две различных  функции и два типа речевого существования  – эгоцентрическую и социализированную  речь.

Эгоцентрическая речь, по Пиаже, представляет собой  образец бедного кодирования. Хотя ребенок говорит не переставая со своими соседями, он редко ставит себя на их место. Его разговор преимущественно просто размышления вслух [9, c.230].

Поэтому в его языке отсутствуют оттенки значений в вещах и игнорируется точка зрения, с которой они рассматриваются, при этом всегда имеют место утверждения, а не объяснения. Ребенок едва ли даже задает себе вопрос, понимают ли его; для него это не важно, поскольку он не думает о других, когда говорит. Согласно Пиаже, у ребенка в возрасте до 7– 8 лет эгоцентрический язык составят почти половину объема его речи [3, c.79].

Социализированная речь предполагает приспособление информации к слушателю и в определенном смысле приспособление к его позиции. Взрослые думают социально, даже находясь в одиночестве, дети думают эгоцентрично, даже в обществе с другими.

Если  принять эти выводы безоговорочно, то следует ожидать, что все взрослые обладают совершенными способностями  к социальному кодированию. Однако ясно, что это не так. Одна из причин различия в речевом поведении  взрослых связана с той социальной средой, которая формирует различные  способы коммуникации, или различные  стили лингвистического кодирования. В психологических исследованиях  речи выделяют два кода – ограничительный (или рестриктивный) и разработанный.

Ограничительный код может являться следствием общинной культуры либо определяться профессиональной и групповой принадлежностью  человека (например, невысоким уровнем  образования). В нем подчеркивается скорее «мы», чем «я», господствуют значения, связанные с местом, данным контекстом, а не абстрактные понятия.

Говорящий полагает, что слушатель знает, о  чем идет речь. Поэтому сообщение  по своей структуре простое и  сравнительно краткое, используется очень  ограниченный словарный запас, в  нем минимизировано вербальное знание индивидуального опыта.

Разработанный код персонально ориентирован, в  нем подчеркивается индивидуальный, а не групповой опыт. Говорящий не отождествляет с собой слушающего, поэтому первым разрабатывает значения, с целью сделать их понятными для слушающего.

Здесь требуются  более дифференцированный словарь, аналитический и абстрактный  стиль речи. Этот лингвистический  код доступен хорошо образованным людям, преимущество которых в речевом  общении проявляется и в том, что они могут использовать оба  кода в отличие от описанной выше группы [7, c.85].

Таким образом, кодирование сообщений является формой социального обучения, частью процесса социализации, следовательно, каждый человек в определенной степени может улучшить свое социальное кодирование. Эта идея получила яркое художественное решение в пьесе Б. Шоу «Пигмалион», героиня которой Элиза Дуллитл меняет свое социальное положение благодаря изменению, в первую очередь, своего речевого поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РЕЧЬ  КАК СРЕДСТВО УТВЕРЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО  СТАТУСА

 

В социально  ориентированном общении социальные роли говорящих и слушающих выступают важнейшим фактором речевого поведения. Вместе с тем существует следующая функциональная зависимость: не только ролевая ситуация задает характер речевого поведения ее участников, но и выбранные языковые средства конструируют, подтверждают социальную ситуацию. Язык, безусловно, является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Для адекватного  понимания речевого сообщения участники  коммуникации различными способами  обозначают социальные отношения, в  структуре которых предполагается развернуть общение. Кроме прямых представлений, когда называются наиболее значимые для общения социальные роли собеседников, существуют косвенные – социально-символические  средства демонстрации социального  статуса и ролевых репертуаров  общающихся.

К числу  таких вербально-символических средств  можно отнести выбор формы  обращения. Форма обращения может  выявлять социальную иерархию, а при  равенстве социальных статусов выражать личное отношение к партнеру. При  этом могут использоваться специальные  слова, указывающие на титул лица, к которому обращаются, например «ваше  высочество», «ваше благородие», «сэр».

Информация о работе Речь в социальном взаимодействии