Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:47, курс лекций

Краткое описание

Роль религиозных, социально-философских, этических учений, общественных, естественных, экономических и прочих наук в исследовании сущности человека. Понятие «человек». Место человека в иерархии живых существ. Отличительные признаки человека от животного. Человек как система. Дуальность природы человека. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Теории социологизаторства и биологизаторства. Формы человеческого бытия. Теории сущности человека. Конкурирующие установки: логоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм. Понятия человек, индивид, личность.

Содержание

2.1 Комплексный подход к изучению сущности человека
2.1.1 Природа и сущность человека.
2.1.2 Человек как предмет познания
2.1.3 Человек как социально-природное существо.

Вложенные файлы: 1 файл

Konspekt_lektsii_1.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

ЛЕКЦИЯ 1                    

2.1 Комплексный  подход к изучению сущности  человека

2.1.1 Природа и сущность человека.

2.1.2 Человек как предмет  познания

2.1.3 Человек как социально-природное  существо.

 

Роль  религиозных, социально-философских, этических  учений, общественных, естественных, экономических и прочих наук в исследовании сущности человека. Понятие «человек». Место человека в иерархии живых существ. Отличительные признаки человека от животного. Человек как система. Дуальность природы человека. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Теории социологизаторства и биологизаторства. Формы человеческого бытия. Теории сущности человека. Конкурирующие установки: логоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм. Понятия человек, индивид, личность.

 

Попытку дать ответ на вопрос о  том, что такое человек, можно  найти во многих учениях религиозного, социально-философского, этического характера и т.д. Но только комплексный подход к исследованиям в данном направлении может дать исчерпывающий ответ. С изучением феномена человека так или иначе, связаны все научные направления (гуманитарные, общественные, естественные, технические, прикладные). Наиболее полно Человека, как предмет исследования, изучают следующие науки:

  • Антропология  Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.
  • Демография – наука о численном составе (структуре) населения, процессах и факторах его изменения.
  • Исторические науки – науки о человеке и времени.
  • Культурология .– это наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности. Культурология (греч. λόγος — слово, учение, наука) — область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.
  • Медицинские науки (акушерство и гинекология, анатомия человека, хирургия и т.д.) - цикл наук о болезнях человека и их лечении.
  • Педагогические науки – науки о воспитании, обучении и образовании человека.
  • Психологические науки – это науки о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
  • Социология - наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым.
  • Физиология - наука о жизнедеятельности организмов, их отдельных систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций. Ф. изучает также закономерности взаимодействия живых организмов с окружающей средой, их поведение в различных условиях.
  • Философские науки – учения об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира. Система наук о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
  • Экология человека (социальная экология) – комплексная дисциплина, исследующая общие законы взаимоотношения (подразделений) биосферы и (структурных уровней) антропосистемы человечества, его групп, популяций и индивидуумов, а также влияние природной среды на человека и группы людей.
  • Этнография (этнология, культурная антропология) Этнография изучает народы мира, стремясь как можно точнее описывать их быт и культуру, нравы и обычаи.

Дополнительно человека изучают следующие науки: Антропогеография, Археология, Безопасность деятельности человека, Биологические науки, Военные науки, Искусствознание и искусствоведение, Криминология и криминалистика, Логика, Мифология, Политические науки, Филология, Фольклористика, Экономика, Эргономика, Этнопсихология (психологическая антропология, “психология народов” — устар. ), Юридические науки, Языкознание (лингвистика) и тд.

ПАРАНАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ: Хиромантия, Френология, Графология, Физиогномика, Астрология и т.д.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. (БСЭ)

Человек как биологический  организм принадлежит к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, подряду человекообразных. Человека часто называют «высшим животным».

Общие черты  человека и животного:

  • одинаковый вещественный состав, строение и поведение организмов;
  • прохождение зародышем человека всех стадий эволюции животного мира;
  • наличие рудиментарных органов;
  • наличие природных инстинктов.

Однако, человек, будучи самым беспомощным из всех животных, приобретает силу, недосягаемую для других представителей животного мира в силу своих специфических отличительных черт.

Отличительные черты человека:

  • прямо хождение, («человек находится на высшей ступени развития потому, что он ходит прямо» писал немецкий философ 18 века И. Гердер);
  • наличие рук;
  • отсутствие волосяного покрова;
  • способность создавать орудия труда;
  • наличие речи;
  • способность абстрактного мышления;
  • внутренне своеобразие (чувство стыда; память; создание культурных ценностей; умение смеяться и плакать; осознание смертности);
  • отличительное устройство организма, нервной системы, головного мозга;
  • наличие социально – приобретенных качеств;
  • прямой взгляд , видит в трехмерном измерении;
  • особый характер удовлетворения сексуальных потребностей и т.д.

С точки зрения системного подхода человек является открытой целостной системой, состоящей их взаимодействующих биологической, социальной, культурной и т.д. систем. Открытая система подразумевает взаимодействие с окружающим миром всей материей (веществом, энергией, информацией).

Любая концепция человека исходит из наличия в нем природного и разумного. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная – биологией, химией, медициной и проч. Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но эти две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Философы считают, что определяющим в человеке является разум, биологи – природное начало, рассматривая человека, как высшее животное.

Вопрос соотношения  социального и природного является стержневым в решении проблемы человека. Многие ученые приходят к выводу, что  человек во всех проявлениях своей жизни выступает как общественное существо. Это теория социологизаторства. Противоположная ей – теория биологизаторства.

Человек представляет собой  сложное диалектическое единство природного (он подчинен законам рождения, жизни и смерти; биологические особенности человека записаны в его генетической программе, предопределенной молекулами ДНК; биологически определяется видовая принадлежность, периоды жизни, определенные структуры личности и свойства индивидуальности) и социального начала, т.е. является биосоциальным существом

Человек это живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Истолкование бытия  претерпело сложное развитие. Его  общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует  основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

Какой бы смысл (материалистический, идеалистический, иррациональный) ни вкладывался в категорию «бытия», в аналитических целях обычно выделяют несколько форм бытия, т.е. своеобразных «слоев» реальности, имеющих специфические особенности существования. К таким формам, как правило, относят:

  1. бытие природы (вещей, процессов, состояний);
  2. бытие социального (включающее в себя как бытие общества в целом, так и бытие отдельного человека);
  3. бытие духовного, идеального (подразделяющееся на субъективное идеальное, т.е. сознание индивида и объективное идеальное, т.е. надиндивидуальные его формы).

___Подчеркнем, что данные формы бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции, в теории. В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек — существо природное, материальное), так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия.

В многообразии подходов и направлений, претендующих на раскрытие  феномена человека, можно выделить наиболее типичные, устойчивые, повторяющиеся концепции происхождения и сущности человека. Это теории логоцентризма, теоцентризма, космоцентризма, социоцентризма и антропоцентризма.

Идеалистическому  направлению (логоцентризму) характерно видение человека, прежде всего, как носителя разума и нравственных ценностей. Сторонниками данной концепции являлись Сократ, Платон, Аристотель, далее модель человека как разумного и нравственного существа была усилена в философии нового времени. Недостатком данной модели является преувеличенное представление о роли разума и этических норм в поведении человека. Данная концепция описывает не реального человека, а главным образом идеального, возможного, оторванного от истории, являющимся ее орудием, а не творцом.

В основе духовного направления (теоцентризма) лежит христианское учение о сотворении человека по подобию Бога. Суть данной концепции заключается в том, что на человека накладывается отпечаток абсолютной личности творца; а телесность человека  сливается с его духовностью в некоторой гармонии. Таким образом, реальный человек во всей неповторимости его психофизиологических черт понимается как непреходящая и неоспоримая ценность, а весь мир, в том числе живой был создан сразу в окончательном виде.

Основания натуралистического направления (космоцентризма) были заложены в философии Древней Греции, которая во многом явилась продолжением героического мифа. Суть данной концепции состоит в том, что человек не рассматривается как самостоятельная сущность, а является частичкой вселенной. Не существует никакого принципиального развития между космосом и человеком, который в данных учениях всецело является натуральным существом. Наиболее яркими представителями являлись приверженцы современной буржуазной философии (Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) и натуральной биологии (Э. Фрейд).

Социологическое направление (социоцентризм) строится на идее о том, что человек во всех своих проявлениях является существом общественным. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Дюрклейн.

Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм часто рассматривает сущность человека как состояние его внутреннего мира, с точки зрения его внутренней гармонии. Н-р: Буддизм.

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям характеристик и качеств. Это родовое отличие.

Отдельный представитель  человеческого рода выражается понятием «индивид». Биологическая составляющая определяет индивид, т.е. совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развивающихся в антогинезе (с зарождения до смерти). Индивид понимается как отдельный конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик». Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.

 Личность является носителем свойств, определяющих социальную природу человека и отражающих, как конкретные общественно-экономические отношения, так и историю общества. В момент рождения ребенок еще не является личностью.

Три важнейшие составляющие личности: - биологические данные, социальное обучение (социализация) и индивидуальная история.

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности:

  • биологическая наследственность;
  • физическое окружение;
  • культура;
  • групповой опыт;
  • уникальный индивидуальный опыт.

 


Информация о работе Лекции по "Социологии"