Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 03:02, курс лекций

Краткое описание

1. Социология как наука, ее предмет и функции. Связь социологии с другими науками.
2. Структура социологического знания.
3. Позитивистские идеи Огюста Конта. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма.
4. Социологическая концепция марксизма.
5. «Понимающая» социология Макса Вебера. «Интегральная» социология Питирима Сорокина.
6. Теория структурации Энтони Гидденса. Концепция Пьера Бурдье.

Вложенные файлы: 1 файл

Модуль 1.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Модуль 1

Теория и история социологической науки

 

 Тема 1. Введение в дисциплину «Социология». Краткая история становления и развития социологии

 

  1. Социология как наука, ее предмет и функции. Связь социологии с другими науками.
  2. Структура социологического знания. 

3. Позитивистские идеи Огюста Конта. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма.

4. Социологическая концепция марксизма.

5. «Понимающая» социология Макса Вебера. «Интегральная» социология Питирима Сорокина.

6. Теория структурации Энтони Гидденса. Концепция Пьера Бурдье.

 

  1. Социология как наука, ее предмет и функции. Связь социологии с другими науками

Каждая отрасль науки имеет свой предмет, который раскрывается в содержании (системе теорий, законов, категорий, принципов и т.д.) и выполняет особые функции по отношению к практике.   Предмет науки – это диалектический синтез объективных свойств, признаков и процессов изучаемого объекта, с одной стороны, и их концептуального осмысления, с другой стороны. Между предметом, содержанием и функциями науки существует определенная взаимозависимость. Предмет любой науки является результатом теоретического осмысления, которое позволяет исследователю выделить те стороны и закономерности развития изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Вопросы о предмете науки – это вопросы о том, что и как изучать, чему и как учить в данной области знания и где границы компетентности специалиста. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а предметная ее область – те стороны, связи, отношения, составляющие объект, которые подлежат изучению.

Как указано в «Социологической энциклопедии», объектом социологии выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях индивидов и их групп. А вот вопрос о предмете социологии не является простым. Представления о предмете социологии по мере ее становления как науки постоянно менялись и продолжают конкретизироваться в настоящее время. Сложность этой проблемы связана с тем, что ввиду множества наук, изучающих общество, нельзя признать удовлетворительным определение, связанное с происхождением термина «социология» (от латинского «societas» (общество) и греческого «logos» (слово, учение), т.е. социология – это наука об обществе). А также разные авторы в рамках самой социальности могут выбирать те или иные аспекты, представляя их главными при определении предмета науки. Отдельные авторы идут от личности, другие отталкиваются от группы или общности. Есть авторы, которые большее внимание обращают на характер действия и взаимодействия и т.д.

На протяжении полутора столетий в определении предмета социологии противоборствуют две тенденции. Речь о том, что в социологии существуют две области знания: макросоциологическая и микросоциологическая. На уровне макросоциологии исследователи изучают общество, культуру, социальные институты, социальные процессы. На уровне микросоциологии ученые используют понятия социального поведения, межличностного взаимодействия,  мотивации и т.д.

Отсюда вытекают два разных подхода к определению социологии: один – в направлении понимания ее предмета как науки о целостности общественного организма, о социальной и социокультурной системах, другой – как науки о массовых социальных процессах и массовом поведении. При первом подходе социология сближается с демографическими, экономическими и политическими науками, при втором – с социальной психологией.

Основатель социологии, французский философ Огюст Конт, в середине 19 столетия считал, что наряду с физикой, математикой и другими науками должна существовать особенная наука о социальных явлениях и процессах. Предметом социологии является общество, идентифицируемое с человечеством; общество есть высшая реальность, которая выступает как данность по отношению к живущим в этом обществе людям. В его понимании социология была равнозначна обществознанию, которое включало в себя все, что относится к обществу,  роль же ее он определял задачами  наблюдения фактов и процессов общественной жизни. О. Конт, в сущности, сформулировал макросоциологический подход.  Точка зрения О. Конта на социологию как науку, тождественную обществознанию господствовала в литературе до конца 19 века. В конце 19 – начале 20 веков в научных исследованиях общества стал выделяться наряду с экономическим, демографическим, правовым и др. аспектами также и социальный. Поэтому предмет социологии начинает сводиться именно к изучению социальных сторон общественного развития. Общество представлялось в качестве социального организма.

Е. М. Бабосов, белорусский социолог, отмечает, что предмет социологии есть выделение из многообразных аспектов общественной жизни определенного набора социальных отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полюсами которого являются, с одной стороны, общество как многосложная и многоуровневая система, а с другой – человек, личность. И далее уточняет, что предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. Предметом исследования, которым занимается социология, выступает не только и не столько индивиды, сколько создающиеся и функционирующие в процессе их взаимодействия социальные структуры: семья, учебное заведение, компания сверстников, предприятие, фирма и т.д.

Основные функции социологии:

1. Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология – область научного знания, то есть отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.

2. Практически-преобразовательная (в том числе организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях социальной практики, в том числе во взаимном приспособлении индивида и социальной  среды.

3. Мировоззренческая. Подразумевает, что социологическое знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

Уяснив, что изучает социология, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии с другими науками. Прежде всего, необходимо сопоставить социологию с социальной философией.

Социальная философия представляет собой раздел философского знания, посвященный осмыслению структуры общества и его развития с наиболее общей и абстрактной точки зрения. Поэтому между ней и социологией  есть как общие, так и отличительные моменты. Общим является то, что и та, и другая области познания связаны с изучением структуры общества, законов его развития и функционирования. Отличие же заключается в самом подходе к этому объекту. Социальная философия представляет собой общую теорию социального устройства и развития, а социология стремится дать конкретную картину этого развития. Общество в социологии изучается не умозрительно, а на основе общенаучных методов исследования.  Отличаясь друг от друга, эти две сферы социального познания дополняют друг друга. Социальная философия, обобщая достижения общественных наук, выступает по отношению к социологии как ее теоретическая основа.

Наиболее тесной является связь социологии с историей. И история, и социология имеют объектом и предметом своих исследований общество и его закономерности в их конкретных проявлениях, но однако между ними есть и различие, которое состоит в том, что история описывает и объясняет социальный процесс post factum (после свершившегося факта), а социология - in factum (сам факт).

Как история, так и социология сталкиваются с двумя проблемами. С одной стороны, с наличием в обществе объективных закономерностей, т.е. не зависящих от воли  и познания людей,  которые обусловливают характер и направление его развития, а с другой стороны, с существованием индивидуальных, неповторяющихся явлений и процессов, которые не могут быть причинно объяснены, но которые носят закономерный характер, оказывают существенное влияние на «зигзаги» в развитии общества, в его истории. Первые определяют «тенденции» развития общества, но не выступают в качестве причинного объяснения вторых, которые являются предметом изучения как истории, так и социологии.

Тесно взаимодействует социология с социальной психологией. Социальная психология занимается в основном изучением психологии отдельной социальной группы, а социология изучает проблемы межличностного взаимодействия.

 

2.Структура социологического знания

Система социологического знания в качестве элементов включает:

  1. Социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности.
  2. Общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий – решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма.
  3. Отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача – дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.
  4. Методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент).

Структура социологического знания:

        1. Общесоциологический уровень – общая теория общества (включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества).
        2. Теории среднего уровня Их можно разделить на три группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения), теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества - от малой группы до социального класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы).
        3. Эмпирический уровень:  социология основывается также и на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов).

Кроме  трех  уровней в социологии выделяется две основные области изучения социума: макро и микро. Общество образовано из множества различных частей и каждая оказывает влияние на функционирование всей системы, поэтому макросоциологическая область предполагает исследование взаимодействия между собой крупных социальных структур. Базовые понятия этого уровня – общество, социальная система, класс, власть и т.п. Микросоциология это – исследование особенностей межличностных взаимодействий, т.е. взаимодействий людей друг с другом, иногда в группах, иногда в парах, в различных жизненных ситуациях. Базовые понятия этого уровня – социальная группа, групповая динамика, лидерство и т.п.

 

3. Позитивистские идеи Огюста Конта. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма

Возникновение социологии явилось результатом соединения интеллектуальных  и социальных факторов, которые пересеклись в Западной Европе в первой половине девятнадцатого века. Соединение идейных предпосылок развития философской, исторической, религиозной мысли привело к тому, что начали определяться базовые критерии социологического знания. Многие ученые и социальные реформаторы в это время направляли свои усилия и связывали свои надежды на усовершенствование общества с появлением новой науки о нем. Эти усилия были сделаны пионерами социологической мысли и благодаря ним социология стала выделяться в самостоятельную научную дисциплину со своей собственной историей. Одним из них является француз Огюст Конт.

Огюст Конт (1798-1857) проанализировав общество, в котором он живет, делает вывод, что основным условием общественной реформы служит реформа интеллектуальная. Конт, как и многие его современники, считал, что общество находится в состоянии кризиса и обнаруживает объяснение общественных потрясений в противоречии между исчезающим религиозным (теологическим) и военным общественным строем, и рождающимся научным и индустриальным строем.

Конт сформулировал, по его мнению, два основных закона развития общества: закон трех состояний и закон классификации наук.

Согласно закону трех состояний, ум человека проходит три последовательные фазы. Первое состояние – теологическое, второе – метафизическое, третье – позитивное, В соответствии с этим законом неотвратимый прогресс ума есть главный аспект истории человечества.

Закон трех состояний в учении Конта приобретает строгое значение лишь вместе с классификацией наук. Отделение науки от метафизики и теологии было основной идеей позитивного метода Конта. Чтобы изложить позитивный метод, нужно изложить всеобъемлющую систему наук, включающую анализ их предметов, методов, законов, сходств и отличий. Конт разделил науки на абстрактные и конкретные: первые изучают законы определенных категорий явлений, вторые применяют эти законы к частным областям. Конт выделил пять абстрактных, теоретических наук: астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Социология, как новая общественная наука, предлагаемая Контом, оказывается исследованием законов исторического развития. Она основывается на наблюдении и сравнении, а значит, на методах, сходных с теми, которые используют другие науки, особенно биология. Социология  должна служить средством преодоления кризиса современного мира, то есть системой научных идей, способных определить перестройку общества. 

Информация о работе Лекции по "Социологии"