Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 12:53, курс лекций

Краткое описание

Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)
  1. Социология  — наука о жизнедеятельности  общества как совокупности социальных связей и отношений между его  субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.

В структуре  социологической науки можно  выделить три уровня:

фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

социальная инженерия - уровень практического внедрения  научных знаний, с целью конструирования  различных технических средств  и совершенствования имеющихся  технологий.

Многообразие  связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная.

Социология —  наука о жизни общества, и она тесно взаимосвязана с другими общественными науками, отражающими его сложную многогранную жизнедеятельность. 

  1. 1.Цивилизация   древнего Двуречья.(XXVIII век до  н.э.) Наиболее древний социальный  документ – “Законы  царя  Хаммурапи”. Раскрывается специфика  социальных отношений, классовая структура  того общества(существовало 3 класса  свободных людей и класс рабов), прослеживаются взаимоотношения между различными классами того общества. 2.Цивилизация Древнего Египта. (XVIII-IVвв. до н.э.) Древнейшие письменные документы  (папирусы, поэмы, повести  писцов) дают нам детализированную и разнообразную коллекцию социальных фактов, мы узнаем о первых социальных конфликтах. 3.Цивилизация Древней Индии. (XVIII-IVвв. до н.э.) “Законы Ману” – появляются зачатки социальной аналитики, попытки определить причинно-следственные связи в социальных явлениях. Период накопления социальных фактов, их фиксации. 4.Древний Китай. .(VIII-VII век до н.э.) “Пятикнижье” – впервые сформулированы диалектические принципы  познания. Из “Пятикнижья” выросли шесть главных направлений древнейшей китайской философии:

с самого начала своего развития социология выступила  теорией эволюционных изменений, лишенных «изломов», социальных катаклизмов, «анархии умов». В целом позиция Конта  в социальной теории была обозначена им же самим как «позитивистская», то есть делавшая упор не на радикальной революционности и низвержении существующих структур, а на их «позитивной» перестройке. Позитивная стадия развития общечеловеческого интеллекта, по мысли Конта, венчает эволюцию человечества в целом – это есть стадия овладения наукой социального познания и социального управления. 

3) Социология  как наука об обществе ведет  свое происхождение с середины XIX века. Основы социологии были  заложены в произведениях таких  авторов, как Маркс, Спенсер, Вебер и Дюркгейм. Классические теории социологической мысли сформировались к концу Первой мировой войны. 

Марксизм 

Многие идеи Карла Маркса (1818–1883) являются основополагающими  в социологии. Основной целью общественного  прогресса, по его мнению, является создание условий для становления многомерного человека, богатой личности. Причиной социальной дифференциации, социального противостояния в обществе, согласно Марксу, является частная собственность. Основное достижение Маркса в обществоведении заключается в том, что он применил диалектику Гегеля для анализа исторического развития, охарактеризовав общество как динамично развивающуюся в историческом времени структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии. 

Структурный функционализм 

В направлении  структурно-функционального анализа  в социологии заметный след оставил  Герберт Спенсер (1820–1903). Спенсер  выдвинул три основных идеи структурно-функционального  анализа: функциональное единство общества, то есть согласованность функционирования; универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных явлений, и функциональная необходимость. Общество, с его точки зрения, – это эволюционирующий живой организм. Общества могут организовывать и контролировать процессы адаптации, тогда они развиваются в милитаристские режимы; адаптация также может быть свободной и пластичной – и тогда общества превращаются в промышленно развитые государства. Один из главных постулатов социальной философии Спенсера таков: «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека».

С именем Макса  Вебера (1864–1920) связывается создание методологии социального познания. Одним из основных положений теории Вебера является выделение самой элементарной частицы поведения индивида в обществе социального действия, которое образует систему взаимоотношений между людьми. Само общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей.

4) В современной социологии выделяются два основных подхода к анализу социальных структур: объективистский и субъективистский. 

Объективистский подход к анализу социальных структур: структурный функционализм, теории обмена и теории конфликта. 

Структурный функционализм. В работах классика структурного функционализма Толкотта Парсонса (1902–1979) сформулированы основные принципы консенсусного  подхода к изучению общества. Сами понятия «функция», «функциональность» говорят о том, что в обществе разнородные элементы (институты и социальные роли) должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы оказывается направленной на поддержание стабильности социальной системы. Функционалисты внесли большой вклад в развитие системного анализа общества. 

Концепция социального  обмена была создана американским социологом Джорджем Хомансом (1910–1089) в противовес структурному функционализму. Концепция  объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть» и др., не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений. Суть этих отношений Хоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими. 

5) Хотя социология  проникла в Россию с Запада, русская социологическая мысль  быстро стала принимать собственные  оригинальные формы и развиваться  самостоятельно. За период с конца  60-х годов XIX века до середины 20-х годов XX века русская социология прошла несколько этапов развития, постепенно достигая когнитивной зрелости. Признаками этой зрелости стали стремление к теоретико-методологической интеграции, появление исследований эмпирического уровня и успешная институционализация.

Предпосылки появления  в России новой науки были связаны  в первую очередь с капиталистическим  путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 года. Часть конкретных социальных наук – история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие – достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность в новой обобщающей общественной науке – социологии.

Появление социологии на русской культурной арене имело  как гносеологическое значение, связанное  с изобретением новой формы мысли, так и более широкий социальный смысл. Социология теоретически отражала в самой различной форме требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. Одной из основных особенностей русской общественной жизни тех лет было сохранение в стране пережитков крепостничества. Переплетение нового и старого придавало особую историческую специфику и остроту многим противоречиям страны. Важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению. Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии: Н. М. Коркунов (1853–1904), Л. И. Петражицкий (1867–1931), П. И. Новгородцев (1866–1924), Б. А. Кистяковский (1868–1920), Б. Н. Чичерин (1828–1904). Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам. 

18) Социализация  личности представляет собой  процесс формирования личности  в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального  опыта и преобразования этого опыта в индивидуальные ценности.

Термин «социализация» предполагает, что человек изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Выделяют следующие  стадии социализации:

1. Стадия первичной  социализации – охватывает промежуток  времени от рождения человека  до начала подросткового периода,  характеризуется некритическим  усвоением социального опыта:  ребенок адаптируется, приспосабливается, подражает.

2. Стадия индивидуализации  – соответствует подростковому  и юношескому возрасту. В подростковом  возрасте, когда мировоззрение и  характер человека еще неустойчивы,  характеризуется как стадия промежуточной  социализации. В юношеском возрасте (18–25 лет), когда вырабатываются устойчивые свойства личности, характеризуется как стадия устойчиво концептуальной социализации: у молодых людей возникает желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения

3. Стадия интеграции  – характеризуется желанием индивида  найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются  группой, обществом. Если не  принимаются, возможны следующие  исходы:

– индивид сохраняет свою непохожесть, вступает в агрессивное взаимодействие с окружающими людьми, обществом;

– индивид стремится  изменить себя, стать таким, как все;

– конформизм, внешнее  соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия  – охватывает весь период зрелости, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду посредством трудовой деятельности.

Эпигенетическая теория развития личности Эриксона

Эрик Эриксон (1902–1994) разработал теорию, в которой  акцентируются социальные аспекты психосексуального развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный и неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Если потребности ребенка  удовлетворяются, у него развивается чувство доверия к окружающему его миру, если нет, то, наоборот, недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности.

Третий кризис соответствует второму детству, характеризуется конфликтом между предприимчивостью и неадекватностью ребенка.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте, когда  ребенок готовится к выполнению будущих задач и обретает собственный  статус среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки в поисках идентификации. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском любимого человека, партнера для совместного совершения цикла «работа – рождение детей – отдых».

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием  чувства сохранения рода, выражающегося  в «интересе к следующему поколению  и его воспитанию».

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а выход из кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново. 

6) Социологическое  исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении.

  Социологическое  исследование включает в себя  следующие этапы:

1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка  программы исследования.

2. Основной: включает  в себя проведение самого исследования.

3. Завершающий:  идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов.

  Виды исследований:

1. Разведывательное  исследование: небольшое, наиболее  простое исследование, имеющее небольшое  количество респондентов и сжатый  инструментарий.

Информация о работе Лекции по "Социологии"