Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 12:53, курс лекций
Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
социальная инженерия
- уровень практического
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная.
Социология —
наука о жизни общества, и она
тесно взаимосвязана с другими общественными
науками, отражающими его сложную многогранную
жизнедеятельность.
с самого начала
своего развития социология выступила
теорией эволюционных изменений, лишенных
«изломов», социальных катаклизмов, «анархии
умов». В целом позиция Конта
в социальной теории была обозначена
им же самим как «позитивистская», то есть
делавшая упор не на радикальной революционности
и низвержении существующих структур,
а на их «позитивной» перестройке. Позитивная
стадия развития общечеловеческого интеллекта,
по мысли Конта, венчает эволюцию человечества
в целом – это есть стадия овладения наукой
социального познания и социального управления.
3) Социология
как наука об обществе ведет
свое происхождение с середины
XIX века. Основы социологии были
заложены в произведениях
Марксизм
Многие идеи
Карла Маркса (1818–1883) являются основополагающими
в социологии. Основной целью общественного
прогресса, по его мнению, является создание
условий для становления многомерного
человека, богатой личности. Причиной
социальной дифференциации, социального
противостояния в обществе, согласно Марксу,
является частная собственность. Основное
достижение Маркса в обществоведении
заключается в том, что он применил диалектику
Гегеля для анализа исторического развития,
охарактеризовав общество как динамично
развивающуюся в историческом времени
структуру. Он показал причины возникновения
социального неравенства, социальных
конфликтов в общественном развитии.
Структурный функционализм
В направлении
структурно-функционального
С именем Макса
Вебера (1864–1920) связывается создание
методологии социального
4) В современной
социологии выделяются два основных подхода
к анализу социальных структур: объективистский
и субъективистский.
Объективистский
подход к анализу социальных структур:
структурный функционализм, теории
обмена и теории конфликта.
Структурный функционализм.
В работах классика структурного
функционализма Толкотта Парсонса (1902–1979)
сформулированы основные принципы консенсусного
подхода к изучению общества. Сами
понятия «функция», «функциональность»
говорят о том, что в обществе разнородные
элементы (институты и социальные роли)
должны действовать как части хорошо отлаженного
механизма. Социальная деятельность как
на уровне индивида, так и на уровне группы
оказывается направленной на поддержание
стабильности социальной системы. Функционалисты
внесли большой вклад в развитие системного
анализа общества.
Концепция социального
обмена была создана американским социологом
Джорджем Хомансом (1910–1089) в противовес
структурному функционализму. Концепция
объясняет такие понятия социологии, как
«роль», «статус», «конформизм», «власть»
и др., не действием макросоциальных структур,
как это принято в функционализме, а с
точки зрения порождающих их социальных
отношений. Суть этих отношений Хоманс
видит в стремлении людей к получению
наград и выгод и взаимному обмену ими.
5) Хотя социология
проникла в Россию с Запада,
русская социологическая мысль
быстро стала принимать
Предпосылки появления в России новой науки были связаны в первую очередь с капиталистическим путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 года. Часть конкретных социальных наук – история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие – достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность в новой обобщающей общественной науке – социологии.
Появление социологии
на русской культурной арене имело
как гносеологическое значение, связанное
с изобретением новой формы мысли,
так и более широкий социальный
смысл. Социология теоретически отражала
в самой различной форме требования
буржуазной модернизации существующих
порядков в России. Одной из основных особенностей
русской общественной жизни тех лет было
сохранение в стране пережитков крепостничества.
Переплетение нового и старого придавало
особую историческую специфику и остроту
многим противоречиям страны. Важнейшее
место в социологической мысли принадлежит
социолого-юридическому направлению.
Это направление развивали ученые, работающие
в области права и социологии: Н. М. Коркунов
(1853–1904), Л. И. Петражицкий (1867–1931), П. И.
Новгородцев (1866–1924), Б. А. Кистяковский
(1868–1920), Б. Н. Чичерин (1828–1904). Их интересовало
взаимодействие социальных, физиологических
и биологических причин в праве. Петражицкий
выступал против традиционных подходов
в учении о государстве, праве и морали
в обществе, уделив пристальное внимание
юридическим и политическим институтам.
18) Социализация
личности представляет собой
процесс формирования личности
в определенных социальных
Термин «социализация» предполагает, что человек изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Стадия первичной
социализации – охватывает
2. Стадия индивидуализации
– соответствует подростковому
и юношескому возрасту. В подростковом
возрасте, когда мировоззрение и
характер человека еще
3. Стадия интеграции
– характеризуется желанием
– индивид сохраняет свою непохожесть, вступает в агрессивное взаимодействие с окружающими людьми, обществом;
– индивид стремится изменить себя, стать таким, как все;
– конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия
– охватывает весь период
Эпигенетическая теория развития личности Эриксона
Эрик Эриксон (1902–1994) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты психосексуального развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.
По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный и неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.
Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Если потребности ребенка удовлетворяются, у него развивается чувство доверия к окружающему его миру, если нет, то, наоборот, недоверие к нему.
Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности.
Третий кризис соответствует второму детству, характеризуется конфликтом между предприимчивостью и неадекватностью ребенка.
Четвертый кризис происходит в школьном возрасте, когда ребенок готовится к выполнению будущих задач и обретает собственный статус среди товарищей.
Пятый кризис переживают подростки в поисках идентификации. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать.
Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском любимого человека, партнера для совместного совершения цикла «работа – рождение детей – отдых».
Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося в «интересе к следующему поколению и его воспитанию».
Восьмой кризис
переживается во время старения. Он знаменует
собой завершение предшествующего жизненного
пути, а выход из кризиса зависит от того,
как этот путь был пройден. Достижение
человеком цельности основывается на
подведении им итогов своей прошлой жизни
и осознании ее как единого целого, в котором
уже ничего нельзя изменить. Если человек
не может свести свои прошлые поступки
в единое целое, он завершает свою жизнь
в страхе перед смертью и в отчаянии от
невозможности начать жизнь заново.
6) Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении.
Социологическое исследование включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный:
на этом этапе происходит
2. Основной: включает
в себя проведение самого
3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов.
Виды исследований:
1. Разведывательное
исследование: небольшое, наиболее
простое исследование, имеющее небольшое
количество респондентов и