Методы и функции социологиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:10, шпаргалка

Краткое описание

Социология - (социо-общество, логос-учение) – наука об обществе. Сформировалась в 30-е годы 19 в. В научный оборот термин вводит фр. Философ в 1839 г. Огюст Конт. Объектом социологии явл. общество в целом, общ. явл., их функционирование и развитие. Таким обр. объектами явл.: микро группа – семья, дружеская компания; макро группа - население, города, посёлки, общность (рабочие, предприниматели, врачи и т.д и общество в целом). Предметом явл. взаимодействие личностей и соц. групп, социальной жизни людей в конкретной соц.- эк. Обстановке.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по социологии.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

1.Определение социологии, её объекта и предмета.

Социология - (социо-общество, логос-учение) – наука об обществе. Сформировалась в 30-е годы 19 в. В научный оборот термин вводит фр. Философ в 1839 г. Огюст Конт. Объектом социологии явл. общество в целом, общ. явл., их функционирование и развитие. Таким обр. объектами явл.: микро группа – семья, дружеская компания;  макро группа -  население, города, посёлки, общность (рабочие, предприниматели, врачи и т.д и общество в целом). Предметом явл. взаимодействие личностей и соц. групп, социальной жизни людей в конкретной соц.- эк. Обстановке.

Социология – наука об обществе, о функционировании и изменении общества в целом и его отдельных институтов и групп.

 

2.Структура социологии.

В зав. От объекта исследования социология подразделяется на 3 уровня:

  1. Макросоциология – обще -теоритическая социология, фундаментальные соц. Теории.
  2. Микросоциология – теория малых групп, групповой динамики, групповых отношений, теории личности и т.д.
  3. Средний уровень делится на 3группы:

а) теории соц. Институтов – социология семьи, науки, образования и т.д.

б) теории соц. Общностей – соц. Организаций, малых групп, толпы и т.д.

в) теории соц. Процессов – конфликтов, девиантного поведения, мобильности, миграции и т.д.

 

3.Методы и функции  социологии.

Социология, как любая наука руководствуется общими критериями научного исследования: системность исследования, объективность интерпретации, применение методов индукции, дедукции, матетмат. И статистич. Анализа.

Сущ. и собственные методы социологии, их 2:

  1. Структурно-функц. Метод, кот. позволяет установить общие универсальные закономерности развития общества.
  2. Сравнительный метод, кот. позволяет расширить кругозор исследования.
    1. функции соц.:

1)Когнитивная (познавательная) – связана с изучением социальной реальности, с накоплением фактов и законов строения, функционирования и развития общества в целом и его подсистем.

2)Практическая – рекомендуется для улучшения общественной жизни.

3)Прогностическая – прогноз (например – выборы).

4)Идеологическая – связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей соц.-пол., нравственного, религиозного характера.

 

4.Социология в системе  гуманитарных наук.

Социология сформировалась как междисциплинарная наука, базирующаяся на данных биологии, психологии, философии, истории, экономики, политологии и т.д. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук – эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, особенно социальная философия. Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер. Социология тесно взаимодействует с психологией. Социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека. 
 

5. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии.

Платон в своей работе «Государство» - идея идеального гос., делил общество на 3 класса:

1)Высший – сост. Из лидеров, философов, кот. должны управлять государством.

2)Средний – сост. Из воинов, гл. их задача – охранять гос. От смуты.

3)Низший –сост. Из ремесленников и крестьян, кот. должны обесп первых 2 слоя всем необходимым.

Каждый гражданин должен заниматься своим делом и не вмешиваться в дела других классов. Частной собственность обладали только низший класс.

Ученик Платона Аристотель тоже делил общество на 3 группы:

1)Богатая плутократия

2) средний класс

3)лишённые собственности бедняки

Самый массовый класс – средний. Гос. Лучше всего управлять, если бедняки не отстранены от участия в управлении. Интересы богатых ограничены. Средний класс многочисленнее и сильнее чем 2 других. Так же Аристотель осуждал накапливание.

Никола Макиавелли: главный труд «Государь». Итальянский философ делает акцент не на строении общества, а на поведении пол. Лидера.

Он сформировал 3 закона для правителя, желающего добиться успеха:

1)Мотивом к власти людей движет страх потерять то, что они имеют, а бедняками – страсть приобрести то, чего их лишили.

2) Умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Чтобы завоевать власть надо быть добрым, а чтобы удержать – быть злым.

3) Творить зло надо сразу, а добро постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки. Наказание же нужно производить сразу и в больших дозах.

 

6.Основатели социологии (Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль  Дюркгейм).

Наличие многих определений социологии демонстрирует сложность её исследования. Разные авторы могут выбирать те или иные аспекты, представляя их главными при определении предмета науки. Есть авторы, которые комбинируют несколько признаков или даже перечисляют все, что даёт определение социологии чересчур громоздким. Именно поэтому представление о социологии постоянно меняется  и уточняется. Можно привести несколько примеров.

Огюст Конт. Предметом социологии явл. общество. Общество есть высшая реальность, которая выступает как данность по отношению к живущим в этом обществе людям. Причём изучать следует как «социальную статику», так и «социальную динамику», или пути развития общества. Социология изучает общие законы общественного бытия.

Герберт Спенсер. Предмет социологии – образование, развитие и функции соц. Группы как продукта взаимодействия людей, которой присущи как свойства, общие всему человечеству, так и особенности, свойственные определённой расе, и индивидуальные особенности. Основной принцип: отличительные особенности частей определяют свойство целого.

Эмиль Дюркгейм. Предмет социологии – соц. Институты. Социология изучает «социальные факты», рассматриваемые как «вещи». Социология должна изучать соц. Группы, т. е речь идёт о их коллективном сознании и соц. Институтах, а так же их функционировании.

 

1. Предмет социологии и элементы  социологического знания.

Социология - учение об обществе.

Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.

Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.

Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами.

Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют.

Система социологического знания в качестве элементов включает:

социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности.

Установлению соц. фактов служат такие элементы социологического знания как:

  • общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма...
  • отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.
  • методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных.

 

   2.Общесоциологические, специальные и частные социологические теории.

Социологическая наука, несмотря на сравнительно молодой возраст, представляет собой сложно структурированную область научного знания и включает три уровня:

  1. общую социологическую теорию (общую социологию);
  2. специальные (частные) социологические теории (теории среднего уровня);
  3. конкретные (эмпирические) социологические исследования.

Общая социологическая теория направлена на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума и призвана дать описание и объяснение развития общества в целом, вскрыть основные тенденции развития социальных отношений как целостной системы.

 На этом уровне осуществляется  анализ основных категорий, понятий  и законов социологии и  исследуются и вскрываются взаимосвязи и взаимозависимости экономической, политической, духовной и других сфер жизни общества.

Частные социологические теории (теории среднего уровня) занимают промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретными социологическими исследованиями. Термин «теории среднего уровня» введен в науку американским социологом Робертом Мертоном (1910-2003). Такие теории занимаются изучением отдельных областей социальной жизни.

В них условно можно выделить три раздела:

  • исследования социальных институтов (социологии семьи, образования, культуры, политики, религии и т.д.) - изучают сложные социальные зависимости и отношения. Примерами таких теорий являются социология семьи, социология армии, социология политики, социология труда и т.д.
  • исследования социальных общностей (социологии малых групп, толпы, этносоциологии, территориальных образований и т.д.) - рассматривают структурные единицы общества — от малой группы до социального класса. Например, социология малых групп, социология классов, социология организаций, социология толпы и др.
  • исследования социальных процессов (социологии конфликтов, процессов мобильности и миграции, массовых коммуникаций и т.д.) - , изучают социальные изменения и процессы. Сюда относятся социология конфликтов, социология процессов коммуникации, социология урбанизации и т.д.

Конкретные (эмпирические) социологические исследования определяют и обобщают социальные факты с помощью регистрации каких-то свершившихся событий. Системы фактов, полученные в результате конкретно-социологических исследований, составляют в тносятся теория символического интеракционизма, теория обмена и др.

3.   Основные функции социологии.

1. Познавательную функцию. Она на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, “прирост“ нового знания о различных сферах общественной жизни, раскрывает закономерности перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, “поставляющие” науке богатый фактический материал о тех или иных областях общественной жизни.

2. Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы.

3. Управленческая функция, связанная с тем, что выявив тенденции и закономерности социального развития, определив прогнозируемые варианты тех или иных вариантов в обществе, - социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. Она дает возможность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять социальными процессами?»

4.  Критическая  функция социологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устра-нения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой - то, что требует ра-дикальных преобразований.

5. Описательная функция. Обусловлена необходимостью систематизации, описания и накопления полученного исследовательского материала в виде аналитических записок, разнообразных звуковых отчетов, статей, книг, компьютерных материалов и тому подобное. Изучение их позволяет воссоздать картину жизнедеятельности тех социальных объектов, изучаемых. На основе этих исследований составляются выводы и принимаются соответствующие решения по управлению различными отраслями общества. Эти материалы являются также источником измерения, счета и сравнения, основой для прогнозирования развития социальных явлений и процессов, позволяющих проследить динамику их функционирования.

6. Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Информация о работе Методы и функции социологиии