Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть феномен подростковой беременности и юного материнства;
дать характеристику социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства как целостного технологического процесса;
определить субъектов, включенных в социальную профилактику подростковой беременности и юного материнства;
рассмотреть профессиональное взаимодействие субъектов как интегрирующий фактор социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства;
разработать и описать модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства;

Содержание

Стр.
Введение
3
Глава 1. Подростковая беременность и юное материнство как социальное явление
6
1.1. Современное состояние проблемы подростковой беременности и юного материнства
6
1.2. Факторы риска подростковой беременности и юного материнства
11
1.3. Социально – психологические особенности подросткового и юношеского возраста как фактор риска подростковой беременности
16
Глава 2. Характеристика социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства как комплексного полисубъектного технологического процесса
20
2.1 Основные направления и технология социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
20
2.2. Субъекты социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
28
2.3. Характеристика профессионального взаимодействия субъектов как интегрирующего фактора социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
33
Глава 3. Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства (на примере деятельности специалиста по социальной работе ЦСПС и Д
38
Заключение
46
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

взаимодействие.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)


содержание


 

Стр.

Введение

3

Глава 1. Подростковая беременность и юное материнство как социальное явление

6

1.1. Современное состояние проблемы подростковой беременности и юного материнства

6

1.2. Факторы риска подростковой беременности и юного материнства

11

1.3. Социально – психологические особенности подросткового и юношеского возраста как фактор риска подростковой беременности

16

Глава 2. Характеристика социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства как комплексного полисубъектного технологического процесса

20

2.1 Основные направления  и технология социальной профилактики  подростковой беременности и  юного материнства

20

2.2. Субъекты социальной  профилактики подростковой беременности  и юного материнства 

28

2.3. Характеристика профессионального взаимодействия субъектов как интегрирующего фактора социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства

33

Глава 3. Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства (на примере деятельности специалиста по социальной работе ЦСПС и Д

38

Заключение

46

Литература

49


 

 

 

введение

 

Проблема подростковой беременности и юного материнства, безусловно, актуальна для современной  действительности.

Изменения в образе жизни современной молодежи, «сексуальная революция» - снижение возраста начала сексуальной жизни, происходящее на фоне более терпимого отношения общества к добрачным интимным связям и вытекающим отсюда последствиям, - приобретают особую социальную значимость из-за всевозрастающего из года в год числа беременностей и родов у несовершеннолетних. Доля юных беременных составляет от 1,5 до  4% по отношению ко всем беременным женщинам. Сегодня в мире становятся роженицами более 15 миллионов подростков, а еще 5 миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В настоящее время юные матери составляют одну из молодежных групп риска, и в отличие от прошлого, они все больше отчуждаются от родительской семьи, школы, микро- и макросреды в целом. Это подчеркивает всю серьезность проблемы юного материнства.

Парадоксально, однако, то, что общественное мнение не остается неизменным: современное общество квалифицирует  как аномалию то, что на протяжении столетий считалось нормой – ранние браки и раннее материнство [6].

Несколько лет разрыва  между достижением различных  степеней зрелости – физической с  одной стороны и социальной и  интеллектуальной с другой – имеют  для подростковой сексуальности (и  как частично ее проявления – ранней беременности) едва ли не большее значение, чем пресловутое «падение нравов». Необходимо осмыслить феномен подростковой беременности и юного материнства как серьезную многоаспектную проблему, требующую всестороннего изучения и комплексных решений. Решать эту проблему целесообразно общими усилиями специалистов разных сфер деятельности, работающих с семьей, подростками и молодежью. 

Необходима профилактическая работа не только по предупреждению ранней беременности и юного материнства (первичная профилактика), но и направленная на оказание помощи подросткам, уже попавшим в сложную ситуацию, то есть профилактика негативных последствий подростковой беременности и юного материнства (вторичная профилактика). При этом необходимо понимать, что профилактика исследуемой проблемы носит комплексный характер и субъектами профилактики являются специалисты разных сфер деятельности, работающие с подростками: педагоги, медицинские работники, работники правоохранительных органов, социальной защиты населения, сферы культуры.

Учитывая то, что факторы риска возникновения исследуемой проблемы носят в основном социальный характер, можно говорить о ее  социальной профилактике и включении специалиста по социальной работе в качестве субъекта профилактики, деятельность которого должна быть направлена как на предотвращение факторов риска ранней беременности и юного материнства, так и на минимизацию последствий уже имеющихся факторов риска.  При этом позиция специалиста должна отражать продуманную и отработанную систему собственных действий и взаимодействия с другими субъектами социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства. Комплексность и полисубъектность профилактической работы в данном направлении позволяет говорить о том, что ее результат будет зависеть от согласованности и скоординированности действий всех участников процесса профилактики. Специалист по социальной работе может выступать здесь в качестве посредника и координатора профессионального взаимодействия субъектов, включенных в процесс социальной профилактики. В изученной и проанализированной нами литературе по исследуемой проблеме представлена профилактическая работа в данном направлении, как деятельность отдельных субъектов, имеются ссылки на необходимость взаимодействия с другими специалистами. Но нам не удалось увидеть работ, посвященных  описанию механизмов такого взаимодействия.

В связи с этим данная работа, целью которой является разработка и описание модели профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства, может быть представлена как попытка рассмотрения оснований для создания такого рода работы с подростками.  Учитывая профессиональный интерес к исследуемой проблеме, модель взаимодействия будет представлена с позиции деятельности специалиста по социальной работе центра социальной помощи семье и детям как одного из субъектов социальной профилактики исследуемой проблемы. При этом объектом исследования будет выступать социальная профилактика подростковой беременности и юного материнства, а предметом - профессиональное взаимодействие субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть феномен подростковой беременности и юного материнства;
  • дать характеристику социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства как целостного технологического процесса;
  • определить субъектов, включенных в социальную профилактику подростковой беременности и юного материнства;
  • рассмотреть профессиональное взаимодействие субъектов как интегрирующий фактор социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства;
  • разработать и описать модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства;

Методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы; обобщения и систематизация; моделирование;

Глава 1. ПОДРОСТКОВАЯ беременность и юное материнство как социальное явление

 

1.1. Современное состояние проблемы  подростковой  беременности и юного материнства

 

 

В современных условиях общественно-политического и экономического кризиса в России необходимо привлечь особое внимание общества к ускоренному  развитию тенденций социального  неблагополучия в подростковой среде, потере потенциала нравственного, физического и духовного здоровья нации.

Изменения в образе жизни  современной молодежи, «сексуальная революция» - снижение возраста начала половой жизни, происходящее на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым связям и вытекающим отсюда последствиям, - приобретают особую социальную значимость из-за всевозрастающего из года в год числа подростковых беременностей. Общество постоянно как бы должно давать ответ на вопрос: «Нужно ли ребенку вынашивать ребенка?». В связи с этим вызывает к себе повышенный интерес репродуктивное поведение и особенно медико-социальные, социально-психологические и юридические аспекты беременности, родов и абортов у юных женщин.[3]

Проблема  подростковой беременности и родов актуальна во всем мире. Сегодня по всему земному шару рожают более 15 миллионов подростков, а еще пять миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В связи с этим возникает необходимость изучения и осмысления такого явления как несовершеннолетнее материнство.

Подростковый период – важнейший период в жизни каждой женщины. Согласно классификации ВОЗ в большинстве стран мира принято считать подростками лиц в возрасте от 10 до 19 лет. В это время происходит становление образа жизни, вырабатывается стиль и стереотипы поведения, включая сексуальное и репродуктивное. В подростковом периоде происходит бурный ростовой скачок, сочетающийся с интенсификацией всех систем организма. Поэтому в период пубертата девушки–подростки отличаются снижением выносливости к физическим нагрузкам, повышенной ранимостью нервной системы и восприимчивостью к факторам внешней среды. Особого внимания заслуживает возрастная группа юных женщин 12–19 лет, которая формирует фон и структуру осложнений беременности и перинатальной патологии в будущем, определяя, в конечном счете, здоровье следующих поколений и нации в целом.

На фоне снижении индекса  общего здоровья подростков особую актуальность приобретает проблема беременности и материнства в юном возрасте. Кроме того, ранняя (подростковая) беременность, считают ученые, может проявить себя быстрым ослаблением здоровья и в более старшем возрасте. Это обусловлено неготовностью организма будущей матери к беременности, а также стрессом, связанным с ограничениями, которые накладывает слишком раннее материнство на дальнейшую судьбу девушки. В настоящее время юные матери составляют одну из молодежных групп риска, и в отличие от прошлого, они все больше отчуждаются от родительской семьи, школы, макро- и микросреды в целом. В России каждый десятый ребенок рождается у матери моложе 20 лет; ежегодно около 1,5 тыс. детей рождается у 15-летних матерей, 9 тыс. – у 16-летних и 30 тыс. – у 17-летних, что в общем числе родившихся составляет в среднем 2,3%. Это подчеркивает всю серьезность проблемы юного материнства.

Юное материнство –  это явление рождения ребёнка у женщины, не достигшей  своего совершеннолетия. Подростковая беременность и юное материнство это факты, вытекающие один из другого, а следовательно тесно взаимосвязаны.

Материнство в подростковом и юном возрасте таит в себе множество проблем, связанных с социальной и личностной незрелостью юных мам. Девушки-подростки не могут оценить важность, необратимость и ответственность этого события в их жизни. Они более чем кто-либо, зависимы от установок собственных родителей и окружающих. Часто, рожая ребенка, юная мать имеет весьма неблагоприятную семейную ситуацию. Только 60% имеют мужа, при этом часть из них состоят в гражданском браке. Женщины же младших возрастных групп в основном не замужем. Большинство юных матерей проживают со своими родителями. После рождения ребенка в семьях отношения часто становятся менее доверительными и более конфликтными.

Согласно  официальной статистике, ежегодно в  мире беременеют 5–10% девушек в возрасте от 13 до 17 лет. К примеру, уровень  подростковой фертильности (число беременностей на 1000 подростков) в США – 114, в России – 70–90, в Нидерландах – 10.

Особую тревогу вызывает тот факт, что одним из решений  проблемы подростковой беременности является аборт. В России частота абортов  у подростков колеблется от 10 до 15% от общего числа прерываний беременности. При этом каждый второй аборт у юных женщин (52,8%) производится при первой беременности, а 13% юных беременных прибегают к нему повторно [27]. Эти показатели являются самыми высокими среди экономически развитых стран.

Основные причины абортов  у подростков обусловлены особенностями  репродуктивного поведения (раннее начало половой жизни, частая смена  половых партнеров), недостаточными знаниями о последствиях раннего  начала половой жизни и абортов, а также недостаточной информированностью о средствах контрацепции.

Аборт представляет для  юного организма большой вред, иногда – непоправимый. Частота  осложнений после абортов у подростков в 2–2,5 раза выше, а материнская смертность в 5–8 раз выше, чем у женщин репродуктивного возраста. Это связано с тем, что половая зрелость (когда организм и анатомически, и функционально, и психологически готов к беременности и родам) наступает у подростков лишь к 18–19 годам.[27]

В нашей стране раннее материнство существует уже более 4-х столетий, так как ранние браки в России были повсеместным явлением. А основным и главным содержанием браков было рождение детей.

Однако здесь необходимо уточнить, что некоторые исследователи связывают понятие «подросток» с формированием индустриального общества. В 18 веке в Европе считалось, что дети 13-16 лет уже готовы к вступлению во взрослую жизнь и могут обеспечить себя и свою семью. Но индустриальная революция в начале 19 века породила новые технологии, освоение которых требовало более длительного обучения. Все это приводит к появлению массовой группы населения - учащихся. В это же время социальные и культурные процессы ведут к тому, что период между наступлением половой и экономической зрелости увеличивается. По физическому и эмоциональному развитию подростки уже соотносятся со взрослыми, но экономически они остаются полностью зависимыми от семьи или других взрослых.

Известный факт, что у подавляющего большинства подростков физическое развитие опережает психическое, и эта разница составляет 6, а в 
некоторых случаях 10 лет. В связи с этим  возникают проблемы, которые 
отмечают многие исследователи. Они связаны с появлением неплановых 
беременностей, абортов в раннем возрасте, брошенных детей, суицидальных мыслей и действий самих подростков.

Информация о работе Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства