Образование, как ценность молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Общая цель данной курсовой работы состоит в изучении ценностных ориентаций современной молодежи, а главное изучить отношение молодежи к образованию, как к одной из ценности жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
1. Глава Теоретико-методологические основы изучения ценностей…….5-17
2. Глава Молодежь как социальная группа
2.1. Характеристика молодежи……………………………………………...18-21
2.2. Факторы, влияющие на ценностные ориентации молодежи…………21-24
2.3. Базовые ценности российской современной молодежи…………….25-27
3. Глава Образование, как ценность
3.1. Восприятие образование молодежью………………………………….28-34
3.2. Образование молодежи – противоречия взаимодействия…………...34-37
Заключение…………………………………………………………………...38-39
Список используемой литературы………………………………………….40-41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 90.92 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Ярославский государственный университет им.П. Г. Демидова»Кафедра социологии.

Курсовая работа

По теме: « Образование, как ценность молодежи

 

Научный руководитель

                                                 Л.Д. Рудено

Выполнила студентка 2 курса факультета               социально-политических наук специальности «Организации работы с молодежью»                                Смирнова Светлана Владимировна

 

 

 

2014 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4

1. Глава Теоретико-методологические основы изучения ценностей…….5-17

2. Глава Молодежь как социальная группа

2.1. Характеристика молодежи……………………………………………...18-21

2.2. Факторы, влияющие на ценностные ориентации молодежи…………21-24

2.3. Базовые ценности российской современной молодежи…………….25-27

3. Глава Образование, как  ценность

3.1. Восприятие образование молодежью………………………………….28-34

3.2. Образование молодежи – противоречия взаимодействия…………...34-37

Заключение…………………………………………………………………...38-39

Список используемой литературы………………………………………….40-41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования состоит в общественной необходимости изучения жизнедеятельности современной российской молодёжи и проблем выбора ею ценностных ориентации, которыми определяется формирование самосознания российского студенчества. Именно ценностные ориентации в их соотношении определяют уровень социализации молодежи. Одним из элементов уровня социализации, например, является уровень образования, который достигнут к моменту социального самоопределения, благодаря которому и формируется образ у молодых людей своего будущего, а, следовательно, и своего социального статуса, а также перспективы его изменения.

Любое здоровое общество заинтересовано в адекватном отражении механизмов формирования ценностей и ориентации молодежи, мотивов получения профессионального образования, которые определяют жизненные стратегии и модели поведения современного студенчества.

Социологические исследования показали, что современная молодежь - это новое поколение российских граждан с радикально изменившимися за последнее десятилетие мотивами поведения, нравственными ценностями, ориентирами и проблемами. Представления о ценностях, сложившиеся у молодежи, имеют преимущественно индивидуально - личностную направленность, связаны с повышением роли материального фактора и позитивным осознанием этого обстоятельства, что обеспечивает направленность к карьерной профессии, то есть на те ценности, которые обеспечивают высокий социальный статус молодого человека.

Общая цель данной курсовой работы состоит в изучении ценностных ориентаций современной молодежи, а главное изучить отношение молодежи к образованию, как к одной из ценности жизни.

Задачами курсовой работы являются:

    • Обоснование понятия ценности и рассмотреть все стороны этого определения;
    • Рассмотрение молодежи как социальной группы;
    • Описать факторы, влияющие на ценностные ориентации молодежи;
    • Перечислить и охарактеризовать базовые ценности российской современной молодежи;
    • Рассмотреть образование как ценность современной молодежи;

          Объект  данной курсовой работы - современная  молодежь.

Предметом курсовой работы является рассмотрение образования, как ценность молодежи, факторы влияния на ценностные ориентации молодежи.

Структура работы состоит из введения, трех пунктов, подпунтктов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения ценностей.

   Изучение ценностного отношения человека к окружающему его миру имеет давнюю историю. Вопрос о ценном, нужном, значимом для человека нашел отражение в многочисленных памятниках литературы, в философских, религиозных, правовых и политических трактатах. Однако самого концепта «ценность» и аксиологического дискурса не было вплоть до середины XIX века. Философы стали первыми разрабатывать теорию ценностей как реакцию на засилье: позитивистского подхода к рассмотрению явлений культуры.

  Развитие аксиологии  начинается в недрах неокантианства - Фрейбургская школа, представители которой В. Виндельбанд и Г. Риккерт объявили понятие «ценность» главным предметом: философии. Вслед за ними абсолютизировали понятие «ценность» кгк философскую категорию и обосновали теологическое учение; о ценностях представители феноменологического направления М: Шелер и Н. Гартман.

  Для второй половины XIX века характерно проникновение  аксиологии во все социогуманитарные науки. XX век - это век экспансии аксиологического подхода в науках о человеке, культуре, обществе. В 20-е годы XX века Mi Хайдеггер называл аксиологию «культурфилософией современности», С. Бугле в работе Лекции по социологической истории ценностей» (1922) утверждал, что « философия ценностей стала модной».

  В социологии понятие  «ценность» в еще неотрефлектированном виде и ак-сиопроблематике появляются уже у ее классиков: О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и Вебера. Первое социологическое определение «ценности» дают в начале XX века У. Томас и Ф. Знанецкий в своем труде «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920). В XX столетии ценностная проблематика нашла свое место в трудах таких известных западных социологов, как Ф. Адлер, Г. Беккер, Пі Блау, Г. Блумер, В: Брожик, Р. Будон, П. Бурдье, И. Витаньи, Ф. Гиддингс,Ф. Гросс, Р. Инглехарт, К. Клакхон, У..Колб, Ж. Липовецки, Ні Луман, Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, М. Рокич, Н. Смелзер, П. Сорокин, Ю. Хабер-мас, Дж. Хоманс, А. Шющ Н. Элиас, А. Этциони.

Что касается российской аксиологической мысли, то она пробивала себе дорогу в конце XIX - начале XX века в противостоянии идеалистической философии неокантианского и теологического направлений и идеологии марксизма. Это противостояние описано в статье А.И. Новикова «Из истории борьбы вокруг проблемы ценностей в России (конец XIX - начало XX в.)». Из работ этого периода, посвященных собственной проблеме ценностей; имеются только брошюры С.Л: Франка «Теория ценности Маркса и ее значение» (1900) и Д.И: Малеева «Идеальные ценности» (1906), статья А.В. Луначарского «К вопросу об оценке» (1922) и сочинение Н.О. Лосского «Ценность и бытие» (1931).

  М.С. Каган, размышляя о судьбах аксиологии в истории отечественной философии, ставит вопрос о том, «почему русская философия не знала теории ценности»? По его мнению, в теории ценности не нуждались как представители религиозной философии (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, ИІ Ильин, Е. Трубецкой, Б. Вышеславцев и др.), так и представители марксизма (Г. Плеханов, В. Ленин). Оба направления считали свою концепцию ценности единственно истиной, « апеллируя либо к Божественному Откровению, либо к столь же непререкаемомуавторитету социально-экономической науки»1

  В истории русской социологии ценностная проблематика начинает разрабатываться П. А. Сорокиным с позитивистской позиции в работах «Преступление и кара; подвиг и награда (1914) и «Проблема социального равенства» (1917). Однако его аксиологическая концепция в полном объеме будет представлена в американский период жизни в фундаментальном четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика» (1937-1941).

   Начиная с 30-х годов XX века, в Советском Союзе аксиология квалифицировалась как буржуазная лженаука. Однако после долгого периода замалчивания в 1960 году советское обществоведение пережило «аксиологический прорыв» в связи с выходом книги В.П; Тугаринова «О ценностях жизни и культуры». Сегодня эту работу В.П. Тугаринова некоторые авторы рассматривают как «научный подвиг».2

  В 1964 году в Киеве была опубликована монография В.О. Василенко «Ценность и оценка». В 1965 году состоялся тбилисский симпозиум по проблеме ценностей. В 1966 году ленинградская кафедра философии Академия наук СССР издала сборник статей «Проблема ценности в философии». В 1968 году было опубликована еще одна работа В.П. Тугаринова «Теория ценностей в марксизме». Развитие отечественной аксиологии, начиная с середины 60-х годов, происходило по двум направлениям: теоретическом и эмпирическом.

   В разработке теоретических проблем аксиологии приоритет принадлежал философам, этикам и эстетикам. Из значительных работ этого направления последних лет можно выделить следующие: Малышев И:В. Эстетическое в системе ценностей (1983), Кислов Б.А. Проблема оценки в марксистско-ленинской> философии: Вопросы теории и методологии (1985), Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление (1988), Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания (1990), Бургин M.G., Кузнецов В і И. Аксиологические аспекты научных теорий (1991), Орлов Б.В., Эйнгорн- Н.К. Духовные ценности: проблема отчуждения (1993), Столович Л.Н. Истина. Добро. Красота (1994), Выжлецов Г.П. Аксиология культуры (1996), Каган М.С. Философская теория ценности (1997), Розов H.G. Ценности в проблемном мире (1998), Бран-ский В.П. Искусство и философия (1999), Ганиев P.M. Филиация аксиологических мировоззрений (1999), Сурина И:А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии (1999), Большаков В.П. Ценности культуры и время (2002), Вильданов Х.С., Файзулин Ф.С. Ценности: историко-философский и- гносеологический анализ (2002), Нугаев P.M.', Нугаев М.А., Мадияров* А.Б; Знание, ценности, идеология в модернизирующемся обществе: междисциплинарный.подход (2002), Старостин Б.А. Ценности и*ценностный мир (2002), Баєва Л.В: Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной, аксиологии (2003), Крюков В.В.,ДанилкинаМ.П. Основные концепции ценностей (2003).

   Эмпирические исследования ценностных ориентации различных социальных общностей проводились социологами. Отсутствие социологических теоретических работ по проблемам ценностей объясняется, с одной стороны, тем, что в условиях господства ортодоксального марксизма, когда социология рассматривалась как буржуазная наука, не развивалась и аксиология. С другой  стороны, как отметил в докладе на II Всероссийском социологическом конгрессе F.B: Осипов, с момента возрождения социологии в СССР под социологией понимались конкретные социологические исследования. И только на рубеже 80-х — 90-х годов необходимость теоретического осмысления процессов экономической и социальной жизни советского общества поставила вопрос о восстановлении теоретической социологии в «гражданских» правах .3

   В настоящее время аксиологическая проблематика активно осмысляется отечественными социологами, в основном, в статьях, в то время как монографических работ по социологии ценностей, к сожалению; считанные единицы: Богомолов А.С. Опредмечивание, ценности и социологическое познание. (1974), Ручка А.А. Социальные ценности и нормы (1976), Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности (1986), Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания (1987), Шматко Н.А., Качанов Ю.Л. Социальная идентичность и перестройка ценностного сознания различных групп населения (1991), Степин B.C., Гусейнов А.А., Межуев В.М:, Толстых В.И. От классовых приоритетов к общечеловеческим ; ценностям: Квинтэссенция. (1992), Смирнов П.И. Ценностные основания общества: концепция исследования: Автореферат докторской?диссертации; (1994), Ахиезер А.С. Модернизация в России и конфликт ценностей (1994), Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации; (2000), Журавлев ВІВ;, Родионов В.А., Цепляева.А.Ні Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность (2002).

   Среди отечественных исследователей, изучающих проблему ценностей в философии социологии, следует также отметить Г.М: Андрееву, А.В: Андреенкову, В;М. Артемова, В.И. Бакштановского, Н.А. Бенедиктова, Н.М. Бережного, А.В: Битуеву, Ю.Б. Борева, А.О. Бороноева, Ф.М. Бородкого, МИ Бочарова, А.В-. Булатову, А.П. Вардомацкого, А.Г. Власкина, П.П. Гайденко, Е.Б. Галицкого, Г.ЯІ Головных, А.Б. Гофмана; В.В; Гречаного, П.С. Гуревича, О.Г. Дробницкого, Е.ЛІ Дубко, А.П: Дубнова, В.Н. Дугина, СМ; Елисеева, Р.А. Зобова, Л.И; Иванько, А.А. Ивина, А.М; Илле,Б.Г. Капустина, Б.А. Кислова, С.Г.Климову, И:М1 Клям-кина, В;В: Козловского, В.И: Корниенко, Л.М. Косареву, А.Н: Кочергина, О.А. Крокинскую; Д.А. Леонтьева, Т.В. Любимова, B.C. Магуна, В:А. Маркова, И:И. Михайленко, З.Б. Норкуса, О.В: Носову, Т.Н. Овчарову, Д.Г. Подвойского, С.Ш Попова, М.И; Попову, ВІВ. Прозерского, Я;А. Розина, М:А. Розова, Е.А. Рудельсона, В.Н. Сагатовского, В;Е. Семенова, В.Ф.Сержантова, Г.Г. Силласте, И.В. Со-гомонова, А.В. Соколова, Л.И. Сугакову, В.И. Супруна, С.А. Сушко, Г.Л. Туль-чинского, В.Х. Тхакахова, Н.М. Ушакову, К.А. Феофанова, И.В: Фролова, Т.В. Хлопову, Н.Н. Цветаеву, Н.З; Чавчавадзе, Л.А. Чухину, Р.П. Шпакову, И.О. Щербакову, Л.Г. Юлдашева.

   Сегодня в отечественной социологии аксиологическая проблематика получает все большее распространение в публикациях, освещающих результаты эмпирических исследований ценностных ориентации (главным образом, политических, художественных, семейно-бытовых и у современной молодежи). На 1-ом (сентябрь 2000 г.) и И-ом (сентябрь-октябрь 2003 г.) Всероссийских социологических конгрессах были выступления, посвященные социологическому осмыслению процессов ценностной переориентации в современном российском обществе. Особый интерес к эмпирическому исследованию' проблемы ценностей в России проявляют Институт социологии РАН, Институт социально-политических исследований РАН, Институт человека, Санкт-Петербургская ассоциация социологов, Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований СПбГУ, компания ROMIR Monitoring, которая под эгидой ЮНЕСКО, участвуя в проекте «Мировые ценности», исследует жизненные ценности россиян.

   Однако историко-теоретическое изучение социологии ценностей, или аксиосоциологии, остается пока вне поля внимания отечественных социологов. Как отмечает Л.Н. Столович: «Разработка теории ценностей не может не опираться на все, что было сделано в истории мировой общественной мысли. К сожалению, существующий огромный материал по теории ценностей у нас даже не собран ине систематизирован. У нас очень мало современных трудов, в которых история и теория ценностей излагалась бы достаточно полно, а имеющиеся обобщающего плана труды отделяет от нас неумолимое время» 4

   В современных научных представлениях под ценностью понимаются жизненные идеалы (позиции), системы норм, желания, обобщенные системы ценностных представлений и т.д.

 Если систематизировать все эти объяснения и попытаться сформулировать определение ценности, то отсюда следует что под ценностью выступает значимый для субъекта предмет (идеальный или материальный), способный удовлетворить его потребности и интересы.

  При рассмотрении  понятия «ценность» и « ценностная  ориентация» Д.А. Леонтьев выделяет  три формы существования ценностей: общественные идеалы, предметное  воплощение этих идеалов и  мотивационные структуры личности. Побуждающие ее к предметному воплощению этих идеалов.

  Н. И. Лапин считает, что ценности есть обобщенные представления, выступающие в качестве обобщенных идеалов общественного и индивидуального сознания. Когда же речь идет об эмпирических исследованиях, то своеобразным заместителем ценностей выступают ценностные ориентации. Впрочем, если под ценностями понимать  третью форму их существования, а именно мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению общественных идеалов, то нельзя полагаться с тем, что ценности могут выступать самостоятельным  предметом исследования.

Информация о работе Образование, как ценность молодежи