Организационные структуры органов местного самоуправления на примере г. Магнитогорска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является в исследовании становления местного самоуправления в Российской Федерации на примере г. Магнитогорска.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
- рассмотреть структуру организации органов местного самоуправления;
- изучить историю самоуправления в Российской Федерации, ознакомиться с типичными моделями местного самоуправления:
- ознакомиться с развитием местного самоуправления в г.Магнитогорске:
- выявить особенности организационной структуры органов местного самоуправления г. Магнитогорска на современном этапе:
- охарактеризовать связь органов местного самоуправления г.Магнитогорска с социальным развитием города.

Содержание

Введение 3
Глава I. Социальная роль, организационная структура и развитие местного самоуправления в России 5
1.1 Социальная роль и организационные структуры органов местной власти. 5
1.2Развитие местного самоуправления в России. 9
Глава II. Становление и структура органов местного самоуправления на примере г. Магнитогорска. 17
2.1Развитие местного самоуправления г.Магнитогорска. 17
2.2Структура органов местного самоуправления г.Магнитогорска в современный период. 25
2.3 Связь местного самоуправления г.Магнитогорска с социальным развитием города. 32
Заключение. 35
Список используемой литературы: 37
Нормативно правовые акты: 38
Интернет ресурсы: 39

Вложенные файлы: 1 файл

СУ КУРС.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение

 

Время, в которое  мы живем - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную,  во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую перестройку.

В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма  к демократии, в экономике - от административно-командной  системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из "винтика" в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности.  Такие изменения в обществе,  в экономике, во всем  нашем жизненном укладе сложны тем,  что они требуют изменения нас самих.

Чтобы справиться  с этим безпрецендентным в жизни поколений вызовом, нам кроме всего прочего, нужно овладеть новыми знаниями,  научиться пользоваться ими на практике. Важнейшей частью этих знаний,  как показывает  мировой  опыт  - постижение науки и искусства менеджмента, т.е. всей совокупности принципов, методов, средств и форм управления.

Конструирование управленческой деятельности связано  с государством, которое через  нее осуществляет управление обществом. Управление в обществе, представляет собой прежде всего взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, основанное на том, что одна сторона  ( субъект управления) вырабатывает решения, доводит их до исполнителя и контролирует исполнение, а другая сторона эти решения исполняет.(7.С.-121)

Государственное управление не может охватить все вопросы касающиеся территории нашей страны в полной мере ( в виду очень большой площади размещения). Поэтому было создано деление на регионы и более мелкое дробление – муниципальные образования.

Управление территорией муниципального образования предполагает решение проблем ее экономического развития, финансовых взаимоотношений в рамках бюджетного процесса, управление государственной и муниципальной собственностью, проведение различных политических мероприятий (выборы, референдумы, совещания и др.). Однако это не является самоцелью, а выступает средством осуществления социальной политики в рамках муниципального образования.(7, С.-135)

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства.

Особую актуальность приобретает укрепление российской государственности, важной частью которой является формирование новой законообеспеченной структуры органов местного самоуправления. Демократическая система власти способна сохранить централизованное государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных структур управления.

Целью данной работы является в исследовании становления местного самоуправления в Российской Федерации на примере г.Магнитогорска.

Объектом исследования – местное  самоуправление г.Магнитогорска.

Предметом – организационные структуры  органов местного самоуправления г.Магнитогорска.

 

В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:

- рассмотреть структуру организации органов местного самоуправления;

- изучить историю самоуправления в Российской Федерации, ознакомиться   с  типичными моделями местного самоуправления:

- ознакомиться с развитием местного самоуправления в г.Магнитогорске:

- выявить особенности организационной структуры органов местного самоуправления г.Магнитогорска на современном этапе:

- охарактеризовать связь органов местного самоуправления г.Магнитогорска с социальным развитием города.

 

  ГлаваI.Социальная роль, организационная структура и развитие местного самоуправления в России.

1.1 Социальная роль и организационные структуры органов местной власти.

 

Местное управление - важнейший элемент государственного управления, который является самым близким к населению уровнем государственного устройства. На органах местного самоуправления лежит ответственность за содержание объектов социально-культурной сферы, функционирование коммунального хозяйства, транспорта, земельной политики и т.п. По работе органов местного .самоуправления граждане судят о власти в целом.(10.-С67)

Роль местных органов в территориальном управлении в рыночных условиях по сравнению с советским периодом существенно уменьшилась. Предприятия после их приватизации получили значительную самостоятельность. Они сами решают вопросы, связанные с производством и сбытом продукции, предоставлением услуг.

В то же время роль различных территориальных ассоциаций, куда на добровольных началах входят местные органы сопредельных территорий, возрастает, что связано с необходимостью создания инфраструктурных объектов, особенно в рыночной сфере, и объединения с этой целью финансовых возможностей местных органов власти. В одиночку указанную задачу они, как правило, решить не в состоянии.

Сущность организационных структур управления на уровне местной власти Формирование организационных структур органов самоуправления зависит прежде всего от разграничения полномочий и предметов ведения двух уровней управления - администрации субъекта Федерации и муниципального управления. В соответствии с вышесказанным и с общепринятой классификацией в процессе формирования организационных структур местных органов власти могут быть использованы следующие их виды (6.-С98):

     а) функциональные структуры;

     б) дивизиональные структуры;

     в) адаптивные структуры;

     г) органические структуры;

     д) механистические структуры;

     е) матричные и другие структуры.

Принципы проектирования организационных структур управления

Для организационных структур местных органов власти в качестве основополагающего может быть принят принцип, сформулированный Альфредом Чандлером: «Стратегия определяет структуру»1 . Иными словами, организационная структура управления должна обеспечивать реализацию стратегических целей. Но так как стратегии со временем меняются, то должны изменяться и организационные структуры.

Этот принцип имеет особо важное значение для формирования организационных структур местных органов власти России, так как переход от планово-директивньтх методов управления к рыночному регулированию в корне меняет их цели, стратегию и функции, однако он, к сожалению, редко используется в практике организационного проектирования местных органов власти в России. В большинстве муниципальных и региональных органов власти преобладают традиционные дореформенные функциональные организационные структуры, в которые вкраплены отдельные элементы рыночного регулирования и в которых изменены названия структурных подразделений.

В западных моделях организации органов местной власти, функционирующих в условиях общества с высоким уровнем правосознания, практически все проблемы местного характера решаются формами представительной демократии. Для российского общества с низким уровнем правосознания, обусловленным традиционным отчуждением граждан от участия в управлении, задача формирования эффективных организационных структур органов местной власти значительно усложняется и диктует необходимость строгого соблюдения следующих принципов:

  • максимальной эффективности;
  • приоритета функций;
  • многообразия организационных форм, самостоятельность в их выборе;
  • адаптивности;
  • баланса полномочий, прав и ответственности;
  • разделения управленческого труда;
  • участия населения в выработке и принятии решений.

Принцип максимальной эффективности означает необходимость формирования в организационной структуре органов местной власти таких звеньев, которые обеспечат своевременную качественную реализацию определенной функции с минимальными затратами (6.-С.99).

Приоритет функций вытекает из основополагающего принципа оргпроектирования - стратегия определяет структуру. То есть на основе миссии организации выстраивается функциональная структура управления, а на основе последней формируется организационная структура. В российской практике нередки случаи, когда органы местной власти создают новые структурные подразделения на базе старых, а затем определяют их функции. Как правило, такие структуры нежизнеспособны и в последующем упраздняются.

Принцип многообразия организационных форм самостоятельности органов местной власти заложен в Европейской Хартии местного самоуправления (статья 6, пункт 1) и в Конституции Российской Федерации (статья 131). Он означает, что местные органы власти наделяются правом, не нарушая общих законодательных положений, самостоятельно выбирать тот или иной вид организационной структуры, отвечающий местным особенностям и обеспечивающий эффективное управление.

Принцип адаптивности имеет особое значение для российской практики еще и потому, что по мере становления и развития рыночных отношений в местном хозяйстве изменяется и сокращается функциональная структура управления, а следовательно, организационная структура должна постоянно подстраиваться под эти изменения.

Принцип сбалансированности полномочий, прав и ответственности органов местной власти означает необходимость соблюдения в процессе оргпроектирования их статуса, сферы компетенции, а также форм контроля над их деятельностью.

Принцип разделения управленческого труда означает необходимость нормативного закрепления функций (как специфического вида управленческой деятельности) в соответствующих организационных структурах.

Принцип участия населения в выработке и принятии решений обусловлен принципиально новой средой функционирования органов местной власти, переходом от иерархической авторитарной модели управления к новой, более гибкой, основанной на менеджменте участия2.

В каждом муниципальном образовании в том или ином виде имеются следующие местные управленческие структуры, обойтись без которых в принципе невозможно: юридические, кадровые, информационно-аналитические, по малому предпринимательству, потребительскому рынку, муниципальной собственности (управление, финансирование и т. д.), по инвестиционному программированию и проектированию (также управление, финансирование и т. д.), жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, охране окружающей среды, транспорту, связи, социальной сфере - образованию, здравоохранению и др.

Тем не менее даже эти, казалось бы абсолютно бесспорные организационные формы, присутствуют не во всех муниципальных образованиях. В большинстве своем они свойственны городским муниципальным образованиям. В сельских муниципальных образованиях ряд управленческих структур просто отсутствует, или они объединены в сводные многофункциональные структуры, где исполнение функций осуществляется, строго говоря, не через организационные формы управления, а через отдельных специалистов.

Характерной чертой трансформаций указанных структур в рыночных условиях является их большая автономность и меньшая иерархичность. Некоторые из них имеют ярко выраженные рыночные наименования - агентства, фонды, фирмы, ассоциации и т. д., хотя в содержательной части такие функции находятся лишь в зачаточном состоянии.

Органами местного самоуправления являются и выборные органы: дума либо совет, муниципальный комитет, глава администрации, мэр, староста и т. п.

В поселениях, где проживают до 5 тыс. человек, местное самоуправление обычно осуществляется непосредственно через собрания (сходы) и главу местного самоуправления, периодически переизбираемого, а в поселениях, где проживают свыше 50 тыс. человек, это делается через собрание представителей и главу администрации.

Что касается перечня конкретных органов местного самоуправления и их названий, то они существенно разнятся от территории к территории. Обычно это налоговые ведомства, отделы, сектора, аудиты, рабочие группы, комиссии.

Здесь трудятся муниципальные работники, которые подразделяются на выборные должностные лица, наделенные полномочиями решения вопросов, и на должностные лица местного самоуправления, включая работающих по контракту или по договору, выполняющих организационно-распорядительные функции и не входящих в разряд госслужащих.

 Важнейшим аспектом теории и практики муниципального управления выступает управление коллективом администрации. Особенностью кадрового менеджмента в муниципальном управлении является его жесткая институционализация, регламентация нормативными актами. Например, полномочия губернатора области закреплены Уставом области, который конкретизирует и детализирует положения Федерального закона №186 «Об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти в субъекте РФ». Полномочия главы муниципального образования, в частности, мэра города (главы городской администрации) определяются Уставом муниципального образования. Функции, должностные права и обязанности лиц, занимающих муниципальные должности, предусмотренные уставом муниципального образования, предписываются должностными инструкциями, штатным расписанием, регламентом работы. Институты муниципальной службы регламентируют профессиональную деятельность работников управления на постоянной основе в органах местного самоуправления, устанавливают их полномочия на решение вопросов местного значения и ответственность за осуществление этих полномочий (7.-Сю137).

      В реформировании и функционировании местного самоуправления имеется много финансовых, кадровых, технологических и других проблем. Низка социальная активность самих жителей муниципальных образований и высока степень недоверия к местным чиновникам особенно в дотационных муниципалитетах. Проблемы личного социально-экономического положения граждане переносят на тех, кто персонально возглавляет власть в муниципалитетах(10.-С68).

1.2Развитие местного самоуправления в России.

Местное самоуправление обычно называют муниципальным (от лат. municipium — самоуправляющаяся община). В современном законодательстве о местном самоуправлении слова «местный» и «муниципальный», а также образованные на их основе словосочетания применяются в одном значении. В разных странах мира развиваются весьма непохожие друг на друга модели организации местной власти. Среди их многообразия обычно выделяют три базовые модели местного самоуправления3:

Информация о работе Организационные структуры органов местного самоуправления на примере г. Магнитогорска