Понятие социального обеспечения, его формы и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 13:28, реферат

Краткое описание

Основными признаками, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным, являются:
- наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;
- осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;
- установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;
- закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению в правовых нормах.

Вложенные файлы: 1 файл

Ponyatie_sotsialnogo_obespechenia.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие социального обеспечения, его формы и виды.

 

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Оно зависит от развития экономики, связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальых рисков.

Основными признаками, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным, являются:

- наличие объективных оснований  для обеспечения граждан определенными  видами социальной помощи;

- осуществление финансирования  социального обеспечения за счет  специальных фондов или из бюджета;

- установление в законодательном  порядке условий предоставления  определенных видов социальной  помощи;

- закрепление круга лиц, подлежащих  социальному обеспечению в правовых  нормах.

Социальное обеспечение -  это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Функции социального обеспечения:

  1. экономическая – выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации
  2. политическая – проявяется в сближении социального уровня различных слоев населения, в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку
  3. демографическая – способствует стимулированию раста страны.
  4. Социально-реабилитационная – имеет своей целью восстановление преднего правового положения нетрудоспособных граждан.

Формы социального обеспечения:

  1. государственное социальное страхование – метод аккумулирования средств на нужды социального обеспечения, распространяется на лиц, работающих по трудовому договору, договору подряда, творческих работников.
  2. государственное социальное обеспечение – распространяется на всех лиц, в том числе на тех, которые подлежат государственному социальному страхованию.
  3. лоальное обеспечение – такая форма, которая имеет место у конкретного нанимателя.

Под видами социального обеспечения следует понимать способ предоставления благ или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности.

Основные виды соц.обеспечение:

-пенсия

- пособия.

2 Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения

 

Право социального обеспечения - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения денежных средств внебюджетных фондов и государственного бюджета в целях социальной поддержки граждан в старости, в случае болезни, потери трудоспособности, для воспитания детей, при потере кормильца и в иных случаях.

 

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.

Предмет права социального обеспечения- это носящие комплексный характер общественные отношения, возникающие в связи с:

  • Обеспечением граждан в денежной форме - пенсиями, пособиями, компенсациями;
  • Предоставлением помощи в натуральной форме медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, профессионального обучения и переподготовки, социальной помощи инвалидам и т.д.
  • Отношения процедурного или процессуального характера- установлением юридических фактов, обжалованием решений и т.д.

 

Субъектами права социального обеспечения  являются:

    1. граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.
    2. государственные органы- органы по труду и социальной защиты, государственная служба занятости, территориальные центры социального обслуживания населения и т.д.

 

Метод- это совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения.

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, обуславливает применение имеющихся в действующей системе права административно-правового и гражданско-правового методов воздействия на субъектов в их различных формах выражения.

 

Административно - правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений и разрешений.

 

Гражданско-правовой  метод основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разрешено все, что не запрещено».

 

Право социального обеспечения представляет собой совокупность правовых норм, которые группируются внутри отрасли в определенные правовые институты. Правовые институты –это обособленные, взаимосвязанные  группы правовых норм, регулирующих конкретные виды общественных отношений. Право социального обеспечения состоит из 2-х частей: Общей и Особенной.

Общую входят нормы, закрепляющие общие принципы и задачи правового регулирования, права граждан в области социального обеспечения, источники права социального обеспечения и др.

Особенная часть включает в себя расположенные в определенной логической последовательности институты права социального обеспечения, регулирующие отдельные виды отношений: трудовой стаж, инвалидность, пенсионное обеспечение по старости, инвалидности, за выслугу лет, выплату пособий по безработице, на погребение, социальное обслуживание и т.д.

 

    1. Понятие, виды и значение трудового стажа. Порядок исчисления трудового стажа для назначения трудовых пенсий. Льготное исчисление трудового стажа.

Трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, а также других периодов, предусмотренных законодательством , с учетом которых назначаются трудовые пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и некоторые социальные льготы.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает несколько видов трудового стажа'.

  • общий трудовой стаж;
  • специальный трудовой стаж;
  • непрерывный трудовой стаж.

В настоящее время в Республике вводится понятие страхового стажа.  Страховой стаж представляет собой суммарную продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Главной особенностью исчисления страхового стажа является то, что в него включаются только периоды трудовой деятельности с уплатой страховых взносов.

Введение страхового стажа связано с реализацией пенсионной реформы, одним из этапов которой является переход на индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Р.Б. «О пенсионном обеспечении».

Общий трудовой стаж — суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в законе, с учетом которой устанавливается пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца независимо от характера деятельности и перерывов в работе.

От продолжительности общего трудового стажа зависит размер назначаемой трудовой включается: пенсии.

В  трудовой  стаж  засчитывается  работа,  в   период   которой работник  подлежал  государственному  социальному  страхованию  и за него,  а  также  им  самим  в  предусмотренных  законодательством  о государственном    социальном   страховании   случаях   уплачивались страховые  взносы.  При  этом,   если   среднемесячный   фактический заработок   (доход),  из  которого  уплачены  страховые  взносы,  за календарный год (либо менее, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение,  регистрация или исключение из числа плательщиков страховых взносов) оказался ниже минимально допустимого уровня  оплаты  труда,  устанавливаемого  законодательством,  в стаж работы для назначения пенсии засчитывается  период,  определяемый  с применением поправочного коэффициента, рассчитываемого путем деления среднемесячного  фактического  заработка   (дохода)   работника   на среднеарифметическую  величину  минимально допустимого уровня оплаты труда за соответствующий период уплаты страховых взносов. ( ст 51 )

Непрерывный трудовой стаж - это продолжительность непрерывной трудовой и иной общественно полезной деятельности.

1. Специальный трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой деятельности (службы) в особых условиях труда, на определенных должностях или в определенной местности, с учетом которых устанавливается пенсия по старости, а также пенсия за выслугу лет.

Специальный трудовой стаж, выделенный по содержанию работы, называется выслугой лет.

В зависимости от специального трудового стажа определяются пенсионный возраст и размер назначаемой пенсии.

     В соответствии с Законом в специальный трудовой стаж включается:

    1. время работы в особых условиях труда — на подземных работах, работах с вредными или тяжелыми условиями труда, в горячих цехах;
    2. время работы на определенных должностях (трактористы-машинисты; водители автобусов, троллейбусов, трамваев, доярки, телятницы и др.);
    3. время работы в определенной местности — на Крайнем Севере, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; и др.

Граждане, запятые на следующих работах, имеют право на пенсию за выслугу лет'.

  1. работа в гражданской авиации;
  2. педагогическая деятельность;
  3. медицинская деятельность
  4. спортсменам
  5. артисты и другие категории творческих работников;
  6. военнослужащие;
  7. государственные служащие и др.

В специальный стаж засчитываются:

1) период, в  течение которого работник непосредственно  был занят выполнением работ, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет;

2) период  временной нетрудоспособности, начавшейся  во время работы. В случае, если нетрудоспособность наступила в период работы и продолжалась после увольнения, в специальный стаж может быть засчитан только период нетрудоспособности до увольнения;

3) период, в  течение которого в соответствии  с законодательством за работником  сохранялась средняя заработная плата.

Трудовым кодексом Республики Беларусь предусматривается, в частности, сохранение за работником среднего заработка  в случаях:

  • выполнения  государственных или общественных обязанностей в рабочее время;
  • прохождения обязательного периодического медицинского осмотра работников, обязанных проходить такой осмотр (статья 103);
  • нахождения в ежегодном трудовом отпуске (статья 175) и в  отпуске в связи с обучением без отрыва от производства в средних общеобразовательных вечерних (сменных) школах, профессионально-технических учебных заведениях, вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, аспирантурах (статьи 208, 211, 216).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2000 г. № 919 в стаж работы, дающий право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, имевший место до 1 января 2000 г., если отпуску или переводу на другую работу в связи с беременностью непосредственно предшествовала соответственно работа с особыми условиями труда либо работа, дающая право на пенсию за выслугу лет.

В условиях неритмичной работы организаций из-за простоев в специальный стаж засчитываются только те рабочие дни, в течение которых работники выполняли трудовые функции в производствах, на работах, в профессиях и должностях, предусмотренных Списками. Учет времени простоев осуществляется на основе соответствующих документов (листков или накопительных ведомостей о простое и др.). Документы об учете рабочего времени должны храниться в течение срока, установленного для хранения документов о трудовом стаже. В таком же порядке исчисляется специальный стаж при изменении технологии, сырья, материалов, чередовании работ как предусмотренных, так и не предусмотренных Списками.

В специальный стаж, дающий право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, засчитывается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, имевший место до 1 января 2000 года, если отпуску или переводу на другую работу в связи с беременностью непосредственно предшествовала работа с особыми условиями труда.

Информация о работе Понятие социального обеспечения, его формы и виды