Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:56, доклад
В современной публицистической и аналитической литературе «черкесским вопросом» принято называть комплекс проблем, стоящих перед черкесским этносом в целом. Вопреки мнению ряда аналитиков, он возник не «в связи с решением о проведении XXII Олимпийских игр 2014 г. в гор. Сочи». Проблемы черкесского народа начались еще в XVIII–XIX вв. в ходе и результате Русско-Кавказской войны, продолжились в XX в. и остаются нерешенными по настоящее время. Другое дело, что черкесская проблематика актуализировалась именно в контексте Сочинской олимпиады, которая будет проходить в год 150-летия окончания Русско-Кавказской войны и на месте последних боевых действий черкесов за свою независимость.
ВВЕДЕНИЕ
К черкесам (адыгам) относятся адыгейцы, кабар-
динцы, черкесы, шапсуги, проживающие в России и за
рубежом. Независимо от региона проживания они явля-
ются единым народом с общим происхождением, близко-
родственными языками и единой этнической культурой.
Черкесы – экзоэтноним, т. е. термин, используемый
другими народами для обозначения адыгов. Адыгэ – эн-
доэтноним, т. е. самоназвание черкесов. Адыгские (чер-
кесские) языки – адыгейский и кабардино-черкесский,
вместе с абазинским и абхазским языками, составляют
единую абхазо-адыгскую группу кавказской языковой
семьи.
По данным переписи населения 2010 г., на территории
России проживает свыше 700 тыс. черкесов (адыгов). Чис-
ленность адыгейцев в Республике Адыгея – свыше 125 тыс.
Численность кабардинцев в Кабардино-Балкарской Рес-
публике – около 517 тыс. человек. Численность черкесов
в Карачаево-Черкесской Республике – свыше 73 тыс.
человек. Черкесы (адыги) также проживают в Красно-
дарском и Ставропольском краях, Республике Северная
Осетия–Алания, в Москве, Санкт-Петербурге и других
городах России.
Свыше 6 млн. черкесов (адыгов) проживают вне своей
исторической родины, в более чем 50 странах мира: в
Турции (около 3,5 млн человек), в Сирии (около 150 тыс.
человек), в Иордании – (около 70 тыс. человек), а также
в Германии, Египте, Ливии, США, Израиле и др. Зару-
бежная черкесская диаспора образовалась в результате
массового выселения черкесов в Османскую империю, осу-
ществленного правительствами Российской и Османской
империй в 1858–1865 гг. В странах Ближнего Востока и
Северной Африки черкесами называют и представителей
других северокавказских народов. Это обусловлено тем, 4
что преобладающую часть северокавказских иммигрантов
в данных регионах составляют собственно черкесы.
Черкесы являются автохтонным (коренным) народом
Кавказа. Их материальная и духовная культура форми-
ровалась на Северо-Западном и Центральном Кавказе на
протяжении тысячелетий. Созданные древними адыгами
в эпоху бронзы и раннего железного века Майкопская,
Северокавказская, Кобанская и Прикубанская культуры
приобрели мировую известность. Широко популярны на
Кавказе и за его пределами созданные адыгами «Нарт-
ский эпос», свод неписанных норм этикета под названием
«Адыгэ хабзэ», черкесский костюм (черкеска) и др.
В период античности, в эпоху средних веков и новое
время адыги создали ряд государственных образований
и поддерживали отношения со многими государствами
Европы, Африки и Азии, принимали активное участие
в политической жизни соседних регионов.
Высокие достижения представителей российских
и зарубежных черкесов в военном деле, науке, спорте,
литературе и искусстве стали достоянием и гордостью
не только в странах их проживания, но и всего мирового
сообщества.
В современной публицистической и аналитической
литературе «черкесским вопросом» принято называть
комплекс проблем, стоящих перед черкесским этносом
в целом. Вопреки мнению ряда аналитиков, он возник
не «в связи с решением о проведении XXII Олимпийских
игр 2014 г. в гор. Сочи». Проблемы черкесского народа
начались еще в XVIII–XIX вв. в ходе и результате Русско-
Кавказской войны, продолжились в XX в. и остаются
нерешенными по настоящее время. Другое дело, что чер-
кесская проблематика актуализировалась именно в кон-
тексте Сочинской олимпиады, которая будет проходить в
год 150-летия окончания Русско-Кавказской войны и на
месте последних боевых действий черкесов за свою неза-
висимость. На данном этапе основными компонентами
черкесского вопроса являются:
– признание характера и последствий Русско-
Кавказской войны XVIII–XIX вв. как геноцида по от- –XIX вв. как геноцида по от- XIX вв. как геноцида по от- вв. как геноцида по от вв. как геноцида по от--
ношению к коренному населению – адыгам (черкесам);5
– решение проблемы репатриации представителей
черкесской диаспоры за рубежом на историческую
родину.
Решение этих вопросов создало бы политико-правовые
и социально-экономические условия для самосохранения,
возрождения и развития черкесов как коренного народа
России.
Публикуемые в данном сборнике статьи и докумен-
тальные материалы позволят читателям глубже разо-
браться в исторических обстоятельствах формирования
проблем, включаемых в современное понятие «черкесский
вопрос», проанализировать возможные пути их решения,
предлагаемые различными авторами.
Составители сборника и авторы статей не преследуют
цели политизации черкесского вопроса. С их точки зрения,
он носит больше правовой, нравственный, историко-
познавательный характер.6
I. пОлИТИКО-пРАВОВЫЕ АСпЕКТЫ
РуССКО-ЧЕРКЕССКИХ ОТНОшЕНИЙ
В XVI–XVIII ВЕКАХ
К. Дзамихов
К ВОпРОСу пОлИТИКО-пРАВОВОГО ОфОРмлЕНИя
РуССКО-КАБАРДИНСКИХ ОТНОшЕНИЙ
(ВТОРАя пОлОВИНА XVI– НАЧАлО XVIII ВЕКА)
В этом году исполнилось 455 лет со времени уста-
новления взаимоотношений Кабарды и Русского госу-
дарства.
Для раскрытия сформулированной темы данной
статьи необходимо осуществить целостный анализ по-
нятийного аппарата, применяемого в отечественной исто-
риографии, для оценки характера русско-кабардинских
отношений второй половины XVI – начала XVIII века на
основе политико-правового анализа соответствующего
материала источников. Такой подход укладывается и
может быть весьма продуктивным в рамках общепри-
нятых принципов научного историзма, когда оценка
эпохи дается по ее внутренним законам, а не категориям
другого времени, например, современности. Важно, чтобы
суждения, оценки и выводы строились только на основе
исторических источников, несущих информацию об изу-
чаемой эпохе, и осмысливались в понятиях феодального
«договорного» права.
Исторически место выдвинутой в статье концепции
определяется тем, что она противостоит двум политико-
идеологическим мифам: мифу об одномоментном добро-
вольном присоединении Кабарды к Русскому государству
уже к середине XVI века и мифу о перманентной 400- летней
войне России с народами Северного Кавказа1. Поэтому
выяснение юридической природы кабардино-русского
договора 1557 года и политико-правового содержания
адыго-русских взаимоотношений XVI–XVIII веков будет
неправильным без учета значения ключевых понятий
«сюзеренитет», «протекторат», «подданство», «покро-
вительство», «вассалитет» и «холопство» в европейской
и российской международно-правовой практике.7
В XVI–XVIII веках европейская теория и практика
международного права различали прежде всего два вида
зависимости – сюзеренитет и покровительство. В первом
случае верховная власть принадлежит сюзерену, а вассал
сидит на его земле «по соглашению» с ним. Здесь право
верховной собственности на землю неразрывно связано с
обладанием политической властью, что является непре-
ложной формулой феодальной эпохи. Но в этих условиях
положение вассала может оставаться суверенным, если
налицо внутриполитическая и внешнеполитическая авто-
номия. Формы покровительства были более многообразны,
чем формы сюзеренитета – данничество, вассалитет (но
только по форме, т. е. инвеститура, служба против «всех
и каждого» и т. д.), просто союзник в неравноправном
договоре о покровительстве. При «покровительстве» мог
иметь место союз, в котором слабая сторона (протеже) в
поисках защиты от врагов связывала себя с сильной (про-
тектором), согласившейся защитить ее, беря на себя ряд
обязательств, как данничество, близкое к вассальному по
форме, до обязательств военной помощи и ограничении
своей внешней дееспособности.
Классики европейского международного права
(Ж. Боден, Г. Гроций и др.) различали абсолютно неза-
висимые (суверенные) государства и государства, свя-
занные неравноправными союзными договорами. Они от-
мечали, «что одна сторона обязана оказывать поддержку
власти и величию другой стороны», ибо в дружбе между
неравными сторонами на долю «сильнейшего выпадает
больше чести, на долю слабейшего – больше обязанно-
стей оказывать содействие первому»2. В известном труде
Э. Ваттеля четко разграничиваются субъекты между-
народного права: а) государства, находящиеся под по-
кровительством; б) государства-данники и в) вассальные
государства3. Он обращал внимание, что «подчиненное на
некоторых условиях» государство может еще оставаться
субъектом международного права, но в форме ограни-
ченной суверенности, если его внешняя дееспособность
не ликвидирована полностью. Ваттель специально ого-
варивает, что если покровитель не требует от протеже
отказа от прерогатив верховной власти, ограничиваясь 8
требованием уплаты дани, предоставления войск, даже
разделения общей с протектором судьбы во всех войнах,
то протеже остается независимым.
Благодаря указанным и другим авторам в между-
народно-правовой практике XVI–XVIII веков сложилась
так называемая феодальная концепция «свободы». Она
заключалась в совокупности прав верховного законода-
тельства и управления (суд, сбор налогов и т. д.) внутри
общества и право войны и мира (т. е. заключение дого-
воров и союзов вовне). Если государство (народ, этнополи-
тическая общность) сохраняет за собой вышеуказанные
права и обязывается только к определенным услугам,
обусловленным договором, то такой народ считается «за-
висимым» и «подданным», но остается «свободным» и
«примкнувшим», а не «подчиненным». «Подданным»
в собственном смысле протеже становится при инкор-
порации, но даже в этом случае подданство было дого-
ворным, условным, нарушение его протектором возвра-
щало протеже статус независимости.
Важным общественно-политическим и научным
моментом проблемы складывания Российского много-
национального государства является определение вре-
мени и критериев того, когда то или иное национально-
государственное образование стало частью Российского
государства. В исторической науке разработаны опреде-
ленные критерии, правда, они достаточно условны и не
могут быть приложены ко всем территориям:
1. Обозначение территорий в высшей государственной
символике.
2. Компетенция ведомств (т. е. какое ведомство –
внутри – или внешнеполитическое занимается делами,
связанными с данной территорией).
3. Выплата налогов в общероссийскую казну.
4. Распространение действий общероссийского зако-
нодательства и учреждение российской администрации
на присоединенных территориях
4.
Таким образом, здесь присутствуют четыре основных
критерия: государственная символика, компетенция
ведомств, налоги и законодательство.9
Международная правовая практика Российского
государства выработала в течение второй половины
XVI века ряд видов зависимости государств. С момента
покорения Казани (1552) любой вид и форма зависимости
толкуется Москвой как «холопство» и «подданство» на
манер золотоордынской дипломатии. Известный историк
В. В. Устюгов писал, что политика московского прави-
тельства по отношению к нерусским народностям была
вполне определенной и достаточно суровой – все насе-
ление вновь присоединенных территорий (Казанское
ханство, Башкирская земля, Сибирское царство и др.)
облагались ясаком
5.
С середины XVI века из всех национальных окраин,
которые взаимодействовали с Москвой, статус Кабарды
был особый. Она находилась «в службе и обороне»6, что
означало покровительственный характер союза 1557 года.
Он не укладывался в обычные нормы сюзеренитета, при-
нятого на Востоке, с его ярко выраженной формой «покор-
ности и условности инвеституры». Хотя по форме договор
и был наделен атрибутами вассалитета, установившиеся
отношения были защитно-покровительственные, бази-
рующиеся на признании взаимных прав и обязанностей.
Кабарда «служит», но служит, будучи «в обороне». Мо-
сква обязана ее оборонять, в противном случае договор
может быть расторгнут. Даже после перестройки рос-
сийской дипломатии в начале XVIII века на европей-
ский лад и заимствования многих западноевропейских
терминов и понятий в грамоте Петра I «кабардинским
владельцам и всему кабардинскому народу» (март 1711)
говорится: «… изволяем вас к себе в подданство и оборону
приняти»7.
Вступление Кабарды в подданство оформлялось меж-
дународным договором, форма которого специально была
выработана в Посольском приказе. Оригинал договора
1557 года не сохранился, до нас дошли только те его части,
которые были использованы при составлении общерус-
ского летописного свода. Косвенным свидетельством
имевшей место в 1557 году «шертной» («клятвенной»)
присяги – «тхьэрыIуэ-псалъэ» («договор» или «согла-
шение» на кабардинском языке) со стороны кабардин-
ского посольства являются памятники устной традиции, 10
приводимые Ш.Б. Ногмовым «В истории адыхейского
народа»8.
Кабардино-русский договор 1588 года состоял из двух
частей – «шертной» («клятвенной записи») и «жало-
ванной грамоты с золотой печатью», которая приравнива-
лась к докончальной грамоте
9. Указанный и последующие
кабардино-русские договоры (как и кахетинско-русский
договор 1587–1589 гг.) обусловили складывание в рус-