Социальная и культурная динамика П.А. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:51, реферат

Краткое описание

Анализируя общественную реальности в историческом срезе, Сорокин характеризовал ее как иерархию различных социальных и культурных систем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемными — суперсистемами. Последние существуют на протяжении, столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духовной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык и т.д. В процессе анализа суперсистем Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности. Эта категория занимает в концепции социокультурной динамики одно из центральных мест.

Содержание

Жизненный путь и общая характеристика творчества
Как рождаются и организуются группы
Основные разделы динамической общей социологии
Основные повторяющиеся социальные процессы
Анализ процессов
1. Почему и как рождаются социальные группы (процессы контакта и взаимодействия)
2. Почему и как социальные группы становятся организованными
3. Почему и как организованные группы дифференцируются, стратифицируются и обретают названия
4. Название и символ организованной группы
Кризис нашего времени в контексте теории социокультурной динамики П.А. Сорокина: пророчество о судьбах мира и России
Чувственный, идеациональный и интегральный социокультурный типы общественного строя Сорокина П.А.
Чувственная культура
Идеациональная культура
Интегральная культура
Культурно-динамические процессы и их причины в социальной динамике П. А. Сорокина.

Вложенные файлы: 1 файл

сорокин.docx

— 95.96 Кб (Скачать файл)

 

 

Кафедра истории и социологии

 

 

 

РЕФЕРАТ

по  социологии

на тему

 

«Социальная и культурная динамика П.А. Сорокина»

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Жизненный путь и общая характеристика творчества
  2. Как рождаются и организуются группы
  1. Основные разделы динамической общей социологии
  1. Основные повторяющиеся социальные процессы
  1. Анализ процессов

1. Почему и как рождаются социальные группы  (процессы контакта и взаимодействия)

2.   Почему и как социальные группы становятся организованными

3.  Почему и как организованные группы дифференцируются,  стратифицируются и обретают названия

4.   Название и символ организованной группы

  1. Кризис нашего времени в контексте теории социокультурной динамики П.А. Сорокина: пророчество о судьбах мира и России
  2. Чувственный, идеациональный и интегральный социокультурный типы общественного строя Сорокина П.А.
  • Чувственная культура
  • Идеациональная культура
  • Интегральная культура
  1. Культурно-динамические процессы и их причины в социальной динамике П. А. Сорокина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основные теоретические  концепции Сорокина были направлены на объяснение изменений в мире. Среди них центральное место  занимает теория социокультурной динамики. В ней заметно стремление социолога  проанализировать источники и движущие силы социальных изменений и их диалектику в обществе. Признавая большую  роль теорий, в которых подчеркивается значение географического, биологического, психологического факторов в социокультурном  изменении, он считает, что основные достижения и основной взгляд принадлежат  социологическим теориям, которые  рассмотрели различные социальные и культурные факторы как главные  движущие силы социокультурного изменения.

 Анализируя  общественную реальности в историческом  срезе, Сорокин характеризовал  ее как иерархию различных  социальных и культурных систем, начиная с мелких и кончая  самыми крупными и объемными  — суперсистемами. Последние существуют  на протяжении, столетий, охватывают  все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духовной  жизни людей, включая науку,  искусство, религию, язык и  т.д. В процессе анализа суперсистем  Сорокин особое внимание уделяет  характеристике культурных суперсистем,  где главную роль играют ценности. Эта категория занимает в концепции  социокультурной динамики одно  из центральных мест.

 В каждую  историческую эпоху, согласно  трактовке социолога, доминирует  и господствует одна из культурных  суперсистем, в структуре которой  можно обнаружить как остатки  ее «предшественницы», так и  ростки «наследницы».

 Сорокин рассмотрел  исторический процесс через призму  типов культур, каждый из которых  выступает как определенная ценность. Таких основных типов социолог  выделяет три: чувственный, рациональный (умозрительный), идеациональный. Первый  характеризуется преобладанием  непосредственного чувственного  восприятия действительности, второй  — господством рационального  мышления, третий — доминантой  интуиции. Каждый из этих типов  культуры находится в развитии  и присущ человеческому обществу  на различных этапах его процесса.

 Рассматривая  процесс перехода от чувственной  культуры к идеациональной, Сорокин  писал: «Мы как бы находимся  между двумя эпохами: «умирающей  чувственной культурой нашего  лучезарного вчера и грядущей  идеациональной культурой создаваемого  завтра. Мы живем, мыслим, действуем  в конце сияющего чувственного  дня, длившегося шесть веков….» 

 В соответствии  с концепцией социокультурной  динамики все люди так или  иначе вступают в систему социального  взаимодействия под влиянием  целого ряда факторов: бессознательных  (рефлексы), биосознательных (голод,  жажда, половые влечения) и социосознательных  (значения, нормы, ценности) регуляторов.  Система последней группы регуляторов  есть культурное качество. Каждая  эпоха вырабатывает свои культурные  качества, которые меняются от  одной из них к другой и  определяют типы социокультурной  динамики. На основании таких  качеств создаются образцы культурной  жизни. 

 Центральная  категория в концепции социокультурной  динамики Сорокина – ценности. Их классификация представлена  четырьмя группами. Первая включает  ценности, возникающие в результате  познавательной деятельности (основная  среди них - истина), вторая охватывает  ценности эстетического удовлетворения (центральная - красота), третья касается  ценностей социальной адаптации  и морали (доминанта - добро), четвертая  группа предполагает наличие  ценностей, объединяющих все в  единое целое (польза). Любую социально  значимую человеческую активность  и деятельность можно пояснить  с помощью этих поистине универсальных  категорий, наиболее интегральной  среди которых, по мнению Сорокина, является польза.

 Социолог  стремился обосновать возможность  преодоления кризиса культуры  и общества посредством «моральной  реконструкции человечества», в  которой значительная роль уделялась  реализации идеи интегрализма.

 

  1. Жизненный путь и общая характеристика творчества

 «Питирим Сорокин, русско-американский социолог (1889—1968), переехал в США из Чехословакии осенью 1923 г. по приглашению американских социологов. Первые годы Американского периода деятельности он работал в Университетах штатов Минессота, Иллинойс, Висконсин, с осени 1930 г. - в Гавардском университете, где возглавил новый социологический факультет

 Все творчество  в США выдающегося социолога  XX в. рассмотрено в рамках двух: периодов — Миннесотского и  Гарвардского. В годы миннесотского  периода (1923—1930) им было написано  две крупные работы «Социология,  революций» (1925) и «Социальная мобильность» (1927). А так же работы «Социокультурная  динамика»(1937-1941), «Общество, культура  и личность»(1947), « Причуды и  слабости современной социологии»(1956), « Современные социологические  теории»(1966).В 1964 году Сорокина  избирают президентом Американской  социологической ассоциации.

 Последние  два десятилетия своей жизни  социолог занимается не только  научным творчеством, но и практической  работой: изучение возможностей  альтруистического поведения. Умер  ученый 11февраля 1968 года в своем  доме на Клифф-стрит, в городе  Винчестере, пригороде Кембриджа,  где прожил большую часть жизни  в США»1.

  1. Как рождаются и организуются группы
  1. Основные разделы динамической общей социологии

«Структурная общая социология занимается структурой социального, культурного и личностного аспектов сверхорганического. Параллельно  этому  динамическая  общая  социология  исследует 1) повторяющиеся  социальные  процессы  и  изменения 2) повторяющиеся культурные процессы  и  изменения  и 3) процессы  и  изменения  личности  в  ее связях  с  социальными  и  культурными  процессами. 

При  изучении  социальных,  культурных  и  личностных  процессов общая социология сохраняет  социологическую точку зрения генерализирующей науки. Она исследует не специфические  и уникальные  процессы,  из  которых  складывается  жизнь  данной  уникальной социальной группы, а процессы, повторяющиеся в жизни  любой социальной группы прошлого, настоящего и будущего. Нас не интересуют все уникальные черты, из которых  образуется жизненный процесс Римской  империи, Гарвардского университета или  Методистской  церкви.  Вместо  этого  нас  интересуют  социальные процессы, повторяющиеся в жизненной  истории всех групп, в том числе  Римской  империи,  Гарвардского  университета  и  Методистской церкви.  Как в  своем структурном анализе,  так же и здесь  социология представляет алгебру, а не арифметику социальных наук. Подобно  тому,  как  физиология  человеческих  организмов  изучает  базовые физиологические процессы, повторяющиеся во всех человеческих организмах, «социальная физиология», или динамика, сосредоточивает свое внимание на базовых социальных процессах, которые повторяются в жизненной  истории всех социальных групп.

II. Основные  повторяющиеся социальные процессы

Конкретных  форм  повторяющихся  социальных  процессов  в жизненной истории социальных групп необычайно много. Детальное  их рассмотрение – задача специальных  социологий и монографических исследований. Общая социология имеет дело преимущественно  с  ограниченным  числом  базовых  повторяющихся  процессов. Удобно разделить  их на следующие классы.

1.  Как  и   почему  рождаются  социальные  группы.

2. Как и почему  они организуются. Этот процесс распадается на ряд подпроцессов: а)  как  и  почему  в  поведении  их  членов  возникают  официальные правовые  нормы, возникают  рекомендуемые, требуемые и запрещенные отношения; б) как и почему появляются внутригрупповая  и  межгрупповая  дифференциация и стратификация с правительством и иерархией рангов и авторитетов.

3.  Как  социальные  группы  сохраняют  свою  целостность,  идентичность  и  непрерывность   своего  существования.  Этот  процесс можно аналитически разделить  на два основных способа сохранения. Либо процесс сохранения группы  можно разбить, в соответствии  с ее компонентной структурой, на три подпроцесса: а) как  группы поддерживают идентичность  и целостность своего компонента  значений, ценностей и норм; б)  как они приобретают, меняют,  поддерживают  и  теряют  свои  проводники  и  материальные  средства существования; в) как  они поддерживают свой членский  состав.

4. Как и почему  группы меняются.

5. Как и почему  группы изменяются иногда упорядоченно, а иногда революционным путем.

6.  Как  и   почему  в  межгрупповых  отношениях  происходят флуктуации войны  и мира.

7. Как и почему  группы дезинтегрируются и умирают  (дезинтеграция и распад).

8. Как некоторые  из групп возрождаются к жизни  (регенерация).

Таковы основные процессы, повторяющиеся (за исключением  позиции 8) в  жизненных  историях  практически  всех организованных групп, которые проходят полный цикл своей  жизненной истории. Каждый из этих процессов  и подпроцессов состоит,  в свою очередь, из  нескольких подподпроцессов.  Совокупность  этих  процессов  охватывает почти все  базовые социальные  процессы.

    1. Анализ процессов

1. Почему  и как рождаются социальные  группы  (процессы контакта и  взаимодействия)

В более точной формулировке  проблема  состоит  в  том,  почему и как прежде обособленные люди вступают во взаимодействие  и, таким образом,  становятся  группой.  Эта  проблема  отлична  от вопроса о том, почему и как  такая группа становится организованной.

Двумя общими и  постоянными причинами того, что  люди  не  остаются  изолированными  друг  от  друга,  они взаимодействуют  и  образуют  группы,  в  которых  протекает  их жизнь,  являются 1) отсутствие  самодостаточности  индивида  и 2)  неоценимые  преимущества,  которые  дает  групповая  жизнь  по сравнению с обособленной жизнью для выживания человеческих индивидов  и человеческого рода, для развития их творческого потенциала и для  выполнения их миссии – реализации сверхорганического – на нашей планете. Ни биологически, ни каким-либо иным образом  индивид не самодостаточен. В силу крайне продолжительного младенчества никто из новорожденных человеческих младенцев не выжил бы, если бы о  нем не заботились на протяжении многих лет другие  люди.  Без  индивидов  другого  пола  стало  бы  невозможно продолжение рода homo sapiens. Человеческий индивид, особенно в условиях  дописьменного  общества,  не  в  состоянии  был  бы  в  одиночку защитить себя от нападений других животных и враждебных сил. В одиночку он не мог бы многому  научиться и развить сколько-нибудь  значительным  образом  свой  ум  и  свои  сверхорганические возможности.  В  обществе  с  хорошо  развитым  разделением  труда индивид  в  одиночку  столь  же  беспомощен,  как  и  в  дописьменном обществе. Крайнее отсутствие у индивида самодостаточности,  невозможность  его  одиночного  выживания  даже  в биологическом  смысле служит достаточной причиной для того, чтобы он был обречен  пребывать во взаимодействиях и  жить в потоке взаимодействий с момента  рождения и до самой своей кончины. То  же  верно  и  с  точки  зрения  человеческого  рода.  Homo sapiens возник и был социальным животным, живущим в группах, поскольку  такая  жизнь  была  для  выживания  всего  человеческого рода гораздо  выгоднее. Общее замечание, что социальная форма жизни развилась у тех  видов, для выживания которых  она была выгодной, и не развилась у тех, для выживания которых она была невыгодной. Еще  более  непрерывное  взаимодействие  и  социальная жизнь  были  необходимы  для  развития  творческих  способностей homo sapiens и для выполнения его особой миссии на нашей планете: осуществления и развития сверхорганического разума. Индивид, отрезанный с момента рождения от других  индивидов,  не  может  развить  даже  в  самой  скромной  форме свой творческий, душевный и моральный потенциал. Еще менее возможны в изоляции накопление и рост опыта и культуры.

Информация о работе Социальная и культурная динамика П.А. Сорокина