Социально-педагогическая работа
с неформальными молодежными
группами и объединениями
1. Чем характеризуется
молодежная субкультура?
2. Какие группы или объединения
молодежи можно назвать неформальными?
3. В какие неформальные
группы объединяется современная
молодежь?
4. Как оказывать влияние
на неформальные молодежные группы?
В каждый период
развития общественных отношений
в молодежной среде возникают
предпосылки для возникновения
специфической субкультуры.
Субкультура вообще
– это понятие, которое можно
рассматривать так:
- совокупность некоторых
негативно интерпретированных норм
и ценностей традиционной культуры,
функционирующей в качестве культуры
определённого слоя общества;
- особая форма организации
людей (чаще всего молодежи), автономное
целостное образование внутри
господствующей культуры, определяющее
стиль жизни и мышления её
носителей, отличающееся своими
обычаями, нормами, комплексами ценностей
и даже институтами;
- трансформированная профессиональным
мышлением система ценностей
традиционной культуры, получившая
своеобразную мировоззренческую
окраску.
Главной характерной
особенностью молодежной субкультуры
является ее обособленность, отстраненность,
часто демонстративная, эпатажная
от культурных ценностей старших
поколений, национальных традиций.
В массовом сознании восприятие
молодежной субкультуры часто
имеет негативный характер. На
этом фоне молодежная субкультура
со своими специфическими идеалами,
модой, языком, искусством все
чаще ложно оценивается как
контркультура.
Другой характерной
особенностью современной молодежной
субкультуры является преобладание
потребления над творчеством.
Это весьма негативная особенность,
потому что по-настоящему приобщение к
культурным ценностям происходит лишь
в активной самостоятельной культуротворческой
деятельности.
Третьей характерной
особенностью молодежной субкультуры
можно назвать ее авангардность,
устремленность в будущее, часто - экстремальность.
Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием
серьезного фундамента исторических и
культурных традиций.
В молодежной среде
появились новые тенденции в
понимании культуры. Признавая объективное
существование историко-культурных
ценностей, национальных культурных
традиций, молодежь, тем не менее,
не проявляет активности в
их освоении, считая это проблемой
второстепенной, не имеющей практической
значимости в реальном социально-политическом
и историческом контексте, уделяет
больше внимания имиджевым технологиям,
не имеющим глубоких культурных основ.
Культура подменяется этикетом, содержание
- формой.
В педагогическом аспекте
молодежную субкультуру можно
рассматривать с позиции появления,
формирования и функционирования
неформальных молодежных объединений,
социально-педагогической работы
специалистов с ними.
Следует заметить, что
большинство социальных движений
в момент их зарождения носят
неформальный характер и лишь,
по мере развития, происходит
их постепенная институционализация
и формализация. Отдельные движения
вообще не принимают форму
социального института, обладающего
специфическими нормами и санкциями,
и основываются лишь на единых
ценностях и целях (религиозные,
моральные и т.п.). Другие, наоборот,
довольно динамично формируются
в политические партии, утрачивая
свой неформальный характер.
Генезис неформальных
движений связан с возникновением
в обществе кризисных ситуаций,
социальных конфликтов, недовольства,
дезорганизации, переоценки прежней
системы ценностей, побуждающих
определенную часть общества
искать формы самореализации, а
затем по мере возрастания
напряженности объединяться в
движениях. Социальные движения
тесно взаимодействуют с массовым
общественным сознанием, находясь
под его непосредственным воздействием,
ориентируясь на него, апеллируя
к нему и оказывая на него
в свою очередь существенное
и весомое влияние.
Что касается определения
понятия неформальное объединение,
то в различных источниках
можно встретить самые разнообразные
подходы к интерпретации этого
социального явления. Отличительной
особенностью неформальных объединений
являются отсутствие официальной,
например, государственной регистрации;
их самоорганизация (первоначально);
стихийное (основанное на желании и
взаимном договоре участников группы)
возникновение общегрупповой символики,
правил, норм, ценностей и целей жизнедеятельности
группы.
^ Неформальное молодежное
объединение - своеобразное культурное
течение, включающее в себя
большое количество молодых людей,
существующее на протяжении нескольких
десятилетий, часто имеющее международный
характер. Неформальные объединения,
для ребят, есть способ свободного
самовыражения, неограниченного
проявления инициативы и бесконтрольного,
со стороны старщих, общения. Они
могут принимать большие или меньшие количественные
размеры, носить характер нездоровой эпидемии,
иметь как социально значимые или индифферентные,
так и асоциальные цели.
Направленность неформальных
молодежных объединений представлена
широким спектром: от явно асоциальных
группировок до вполне безобидных и
законопослушных. Различные неформальные
молодежные объединения имеют свою идеологию,
специфику типичных видов деятельности,
символику одежды, сленг и т. п.
Неформальные молодежные
объединения следует отличать
от таких смежных образований,
как неформальная группа, неформальная
группировка и неформальная организация.
^ Неформальная группа
— группа, деятельность, которой
определяется, прежде всего, активностью
ее членов, а не инструкциями
каких-либо инстанций. Неформальные
группы играют важную роль
в жизни детей, подростков и
молодежи, удовлетворяют их информационные,
эмоциональные и социальные потребности:
дают возможность узнать то, о
чем не так просто поговорить
со взрослыми, обеспечивают психологический
комфорт, учат выполнению социальных ролей.
Обычно неформальная группа насчитывает
от 3-5 до нескольких десятков человек.
Контакты ее членов носят ярко выраженный
личностный характер. Эта группа не всегда
имеет четкую организацию, чаще порядок
основан на традиции, уважении и авторитете.
Факторами ее сплочения служат симпатии,
привычки, интересы ее членов. Она имеет
одного или нескольких неформальных лидеров.
Основной формой деятельности является
общение членов группы, которое удовлетворяет
потребности в психологическом контакте.
Как правило, молодые
люди от 14 до 20 лет общаются в
небольших контактных группах
в 5-10 человек, часто относят
себя к сторонникам того или
иного течения, которые характеризуются
разными признаками: возрастной
и социальной принадлежностью,
формой организации, направленностью.
Так, по направленности группы
бывают просоциальными, асоциальными,
антисоциальными. Для просоциальных групп
характерна социально одобряемая деятельность,
например, участие в решении экологических
проблем, охране памятников и т.д.
Асоциальные группы
стоят в стороне от общественных
проблем. Для них характерно
наличие более или менее четко
выраженного мотива сбора: употребить
спиртное, выяснить отношения с
соседней группировкой и т.
п.
Антисоциальные – это криминальные,
агрессивно-националистические группы.
Особую социальную опасность представляет
явный рост националистических молодежно-подростковых
организаций — либо неформальных, либо
прячущихся за вывеску «патриотической»
деятельности.
Принадлежность к той
или иной неформальной группе
– часто обязательный элемент
процесса социализации в подростковом
возрасте. Именно входя в ту
или иную группу сверстников,
подросток имеет возможность
осваивать модели межличностного
общения, «примерять» на себя
разнообразные социальные роли.
Общеизвестно, что дети, подростки
и молодежь, в силу различного
рода причин, не имевшие возможности
постоянного общения со сверстниками
(инвалидность, психологические особенности
личности, жизнь в месте, отдаленном
от людей и т.п.), в более позднем
возрасте испытывают трудности
в создании семьи, в отношениях
с сослуживцами, внутриличностные проблемы
и т.д. По замечанию В.Д. Ермакова, большинство
членов неформальных объединений, в отличии
от своих сверстников, не входящих в подобные
объединения, характеризуаются зрелостью
в социальном отношении. Они менее подвержены
юношескому инфантилизму, самостоятельно
определяют истинность общественных ценностей,
гибкие в своем поведении в конфликтных
ситуациях, обладают волевым характером.
Процесс вхождения
подавляющего большинства молодых
людей в ту или иную неформальную
молодежную группу является процессом
последовательного удовлетворения
базовых потребностей человека:
потребностей в самоутверждении,
общении и самореализации. Неформальная
среда общения порой является
для молодых людей (особенно
для «группы риска») единственной
сферой социализации.
Для очень большого
числа юношей и девушек ценностные
ориентации и моральные принципы,
проповедуемые референтно значимой
группой, являются личностно значимыми,
причем эта значимость намного превосходит
в сознании молодого человека «семейные»
и «школьные» нормы и ценности.
Под неформальными
молодежными объединениями понимается
группа людей, имеющих общую
деятельность, специфическую систему
ценностей и связанную с ней
модель поведения, выразительную
систему атрибутов, своеобразный
стиль общения, определенные ритуалы
и особенности ролевого поведения.
Неформальные молодежные сначала
группы, затем объединения начали
появляться в странах Запада
в конце 1930-х начале 40-х годов.
Эти группы молодежи стали
возникать как открытый протест,
связанный с неприятием молодежью
сложившихся в стране норм и ценностей,
тех или иных экономических, либо политических
систем и установок взрослой жизни в отношении
молодежи.
Неформальное молодежное
движение существует как стихийный,
неуправляемый государством процесс,
обособленный и противостоящий
существующей социальной ситуации.
Возникновение и существование
этого явления не сводится
лишь к особенностям возрастной
психологии, оно связано с целым
рядом объективных причин.
Условия жизни в
целом создают предпосылки для
организации молодежи в более
или менее крупные группы, движения,
объединения, являющиеся сплачивающим
фактором, формирующие коллективное
сознание, коллективную ответственность
и общие понятия социально-культурных
ценностей.
Чтобы обратить на
себя внимание и подчеркнуть
исходящий от той или иной
группы протест, молодые люди
и девушки выбирали для себя
экстравагантные формы одежды
и прически, те или иные модели
поведения, но обязательно, привлекающие
внимание и вызывающие стремление
взрослых каким-либо образом на
них отреагировать.
В 50-е годы широкое
развитие получили неформальные
молодежные группы, в которые
объединялись поклонники различных
течений рок-н-ролла, выражая протест
взрослым по самому широкому кругу проблем
от секса до решения политических вопросов.
60-е годы - пик возникновения
объединений на основе увлеченностью
бит-музыкой. К середине 60-х возникает
массовое и очень серьезное, скорее уже
не объединение, а движение молодежи -
это хиппи. Как протест жестокости, коррупции
и цинизму во взрослой жизни они выдвинули
свою идею, которую можно выразить следующей
фразой: «Творите любовь, а не войну».
70-е годы — это годы,
когда в странах Запада появляются
неформальные молодежные объединения,
которые проповедуют свободу
употребления психоактивных веществ,
в первую очередь наркотических, которая,
по их мнению, даст свободу человеку от
тягот и проблем жизни и поможет разрешить
эти проблемы. На этой волне появляются
и различные религиозные объединения
молодежи, которые скорее и вернее можно
назвать сектами.
В 80-е - 90-е годы - распространяются
различные объединения молодежи,
так называемые «фэн-объединения»
- это фанаты тех или иных музыкальных
групп, спортивных команд и т.д.
Середина и конец
90-х годов, начало 2000 - это время
появления неформальных молодежных
объединений ярко выраженной
экстремистской и агрессивной
направленности. Это «бритоголовые»
или как их называют «скинхеды»,
«рокеры», «бонхеды» и ряд других. Но нам
хотелось бы подчеркнуть, что включенность
молодежи в данные неформальные объединения
не всегда является выражением агрессии,
жестокости, цинизма, ненависти к окружающему,
это может быть лишь средство протеста
против равнодушия взрослых, общества
в целом к проблемам молодежи, к самим
детям.
В России неформальные
молодежные объединения стали
возникать после Великой отечественной
войны. В отличие от объединений
молодежи на Западе - русская молодежь
объединялась в те или иные
группы скорее не для выражения
протеста, а для удовлетворения
потребности в общении, для
совместного проведения досуга,
а иногда - для выживания в сложные
послевоенные годы.
Сегодня в России
количество неформальных молодежных
объединений ежегодно растет и в
них находят отражение те негативные тенденции,
которые характерны и для молодежи США,
западноевропейских стран.
Если обратиться к
классификации неформальных молодежных
объединений, предложенной В.Т.
Лисовским [3], то существуют антисоциальные
или делинквентные объединения молодежи,
для которых характерна антисоциальная
направленность деятельности и поведения
их членов и просоциальные.
К просоциальным, относятся
клубы социальной помощи, экологические,
этнические, историко-патриотические
объединения и иные формирования.
Среди просоциальных групп
особо следует выделить самодеятельные
неформальные группы молодежи, которые
несут социально значимое конструктивно-преобразующее
начало, имеют свои цели, задачи, программу
действия. Это могут быть экологические,
культурологические, общественно-политические,
охранно-исторические и другие программы,
добровольно объединяющие юных единомышленников.