Политические партии и парламентаризм в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать действующее (а так же ранее принятое) российское и зарубежное законодательство о политических партиях, рассмотреть теоретическую и прикладную сущность парламентаризма.
Задачи исследования:
Изучить понятие и функции политических партий;
Рассмотреть генезис нормативного регулирования законодательства о политических партиях в России и за рубежом;
Проанализировать правовое регулирование создания, приостановления деятельности и ликвидации политической партии;
Рассмотреть понятие, сущность и принципы парламентаризма;
Изучить конституционно-правовую характеристику Федерального собрания

Вложенные файлы: 1 файл

Kursach.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Активизация политической борьбы, акций протестов и массовых волнений, произошедших сразу после  выборов депутатов Государственной  Думы Российской Федерации VI созыва продемонстрировали общее увеличение влияния политических партий. В этой связи особенно важным становится вопрос определения роли и места политических партий в жизни страны, а так же развитие институтов парламентаризма.

В этой вязи актуальность данной темы определена высокой значимостью  для государственно-парового строительства  роли политических партий, а так же парламентаризма в целом.

Объектом данного исследования служит правовой статус политических партий и парламентаризм в целом.

Предмет исследования - законодательство о политических партиях в Российской Федерации, а также те положения, которые регламентируют деятельность парламента целом.

Цель исследования: проанализировать действующее (а так же ранее принятое) российское и зарубежное законодательство о политических партиях, рассмотреть  теоретическую и прикладную сущность парламентаризма.

Задачи исследования:

  • Изучить понятие и функции политических партий;
  • Рассмотреть генезис нормативного регулирования законодательства о политических партиях в России и за рубежом;
  • Проанализировать правовое регулирование создания, приостановления деятельности и ликвидации политической партии;
  • Рассмотреть понятие, сущность и принципы парламентаризма;
  • Изучить конституционно-правовую характеристику Федерального собрания

Анализ литературы. Значимость рассматриваемой проблемы ведущие  философы, политологи, юристы и другие исследователи осознали достаточно давно, но при господстве авторитарных, монархических и иных форм правления, идеи о парламентаризме носили, по большей части, лишь теоретический характер, не имея практической реализации. Однако, при активизации процесса развития демократических институтов по всему миру, Россия не осталась в стороне и за весьма короткий срок было создан государственный институт парламентаризма, носивший в советскую эпоху лишь декоративный характер, начали появляться политические партии.

Интерес исследователей к этой проблеме не остывает и в  последние годы, т.к. перманентное изменение  действующего законодательства нуждается  в анализе и выявлении недочётов.

Особо следует отметить труды современных отечественных  юристов, историков и политологов, в числе которых: Баглай М.В. в своём учебнике «Конституционное право Российской Федерации» раскрывший общие положения о политических партиях и парламентаризме; Барамидзе С.М. в труде «Ответственность политических партий по российскому законодательству» раскрывает основные аспекты различных форм ответственности, применяемых к политическим партиям; Семенова Л.З. в статье «Политические партии: понятие, сущность» раскрыла основные взгляды на данный феномен, провела анализ действующего законодательства; Анализ нормативно-правой базы. Важным источником при написании курсовой работы служило отраслевое российской законодательство, особенно Федеральный закон «О политических партиях». Кроме того, рассматривалась Конституция Российской Федерации, конституции иностранных государств, международные договоры, иное отечественное законодательство, при чём, некоторые акты в историческом срезе.

В работе анализировалась  судебная практика Конституционного суда Российской Федерации, поскольку изучение во многом декларативных и рекомендательных (международных) норм не может дать полного представления о действительном положении дел. Кроме того, по вышеназванным вопросам возникает очень много споров и позиция высших судов имеет важное значение для гармонизации политической жизни.

 

 

  1. Анализ законодательства о политических партиях
    1. Понятие и функции политических партий

 

Согласно статье 13 Конституции  РФ в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность1. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач, обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

Высокая социальная значимость политических партий легко объяснима. Согласно ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» политические партии призваны выражать политическую волю граждан, обеспечивать их участие в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, представлять интересы граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления2. Являясь необходимым элементом демократического общества, политические партии в не меньшей степени необходимы и для демократического государства.

Этимологически «партия» означает «часть», «отдельность», элемент  политической системы3.

Политическая партия - одно из важнейших достижений цивилизации, обусловливающее нормальную общественную жизнь. Ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Причем обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль - согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе.

Исходя из вышеизложенного, политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях  участия граждан Российской Федерации  в политической жизни общества посредством  формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления4.

Нижняя палата российского  парламента одобрила 13 марта 2009 г. в  первом чтении законопроект о поэтапном снижении минимальной численности политических партий. За принятие документа проголосовали 389 депутатов5.

Как говорится в пояснительной  записке к законопроекту, поправки в Федеральный закон «О политических партиях» направлены на реализацию положения Послания Президента РФ Федеральному Собранию в части поэтапного снижения минимальной численности членов политических партий, требуемой для их создания и деятельности, а также проведения ротации руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политических партий.

Согласно одобренному  документу с 1 января 2010 г. минимальная  численность партии должна сократиться  с 50 тыс. до 45 тыс. человек, а с 1 января 2012 г. - до 40 тыс. человек. В региональных отделениях не менее чем в половине субъектов РФ численность должна составлять соответственно 450 и 400 человек6.

Кроме того, Закон обязывает  партии предусмотреть в своем  уставе ротацию руководителей коллегиальных  постоянно действующих руководящих  органов политической партии и ее региональных отделений.

В своем Послании Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. Президент  РФ подчеркнул: «Многопартийная система  в Российской Федерации в целом  сложилась. Она стала стабильно  функционирующим, общенациональным политическим институтом, важнейшим инструментом, обеспечивающим фундаментальные права и свободы нашего народа, в том числе и его исключительное право на власть»7.

Также в Послании Президент  предложил уделить особое внимание укреплению демократических институтов на региональном уровне, а именно:

- ввести единый критерий  установления численности депутатов  органов законодательной власти  субъектов Российской Федерации.  Все партии, представленные в  региональных парламентах, получат  возможность формировать фракции.  Партии, за которые на региональных выборах проголосовали более 5 процентов избирателей, должны получить гарантии представительства в законодательном органе субъекта Федерации.

- в перспективе отказ  от сбора подписей как метода  допуска партии к выборам;

- непарламентским партиям также нужно гарантировать возможность постоянного участия в работе Центральной и региональных избирательных комиссий;

- упорядочить осуществление  досрочного голосования на местных  выборах. Законы о выборах Президента  и депутатов Государственной  Думы строго ограничивают сроки этой процедуры и четко определяют, в каких случаях она используется. Взяв именно эти нормы за основу, нужно продолжить корректировку федерального и регионального законодательства;

- во всех субъектах  Российской Федерации принять законы о гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в региональных парламентах8.

Необходимо заметить, что политические партии как самостоятельные  субъекты политики имеют ряд общих  черт с другими общественно-политическими организациями9. Среди них: наличие определенной организации и аппарата власти и управления; существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников; фиксация определенных программных установок, которые могут быть выражены экзотерически (открыто) или существовать эзотерически (скрыто, только для посвященных); наличие массовой базы в лице членов и сторонников.

Основным же признаком, отличающим партии от других организаций, является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной политики и участие в осуществлении государственной власти10.

Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава  и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.

В политической системе  общества политические партии выполняют  следующие основные функции11:

1. Определяют политическую цель. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся определить стратегии и убедить граждан в возможности альтернативных или иных действий.

2. Выражают и агрегируют  общественные интересы. Выражать  интересы могут и группы, однако  лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения центральных государственных органов.

3. Создают долгосрочную  социальную и идейно-психологическую  основу партийной деятельности. Формируют соответствующее общественное  мнение, используя для этих целей СМИ.

4. Формируют правящую  элиту, местные органы власти, вначале теневой, а затем и  реальный состав правительства,  других центральных органов власти; обеспечивают связи между представительными  органами власти и обществом; 

Среди основных направлений деятельности политических партий следует особо выделить выработку программных установок, социально-экономической и политической стратегии. К разработке современной стратегии привлекаются квалифицированные идеологические кадры.

Партия играет существенную роль в определении целей и политических ориентиров развития политической системы и общества в целом. Объем и эффективность выполнения этой функции зависят от положения партии в политической системе.

Организаторская функция  партии выражается в определенной кадровой политике, т.е. в деятельности по подбору, выдвижению (расстановке) кадров в самой партии и в других государственных и общественных организациях. Причем в этих процессах главным критерием оценки кадров, их выдвижения являются их политические и профессиональные качества.

Принципиально важна  внутрипартийная деятельность, направленная на обеспечение единства и согласия партийных рядов, на выработку ценностей  и норм, сближающих членов и сторонников  партии, на осуществление руководства и управления деятельностью партийных рядов.

ФЗ «О политических партиях» детально регламентирует: создание политической партии; государственную регистрацию  политической партии; внутреннее устройство политической партии; права и обязанности  политической партии; государственную поддержку политических партий; государственное финансирование политических партий; участие политических партий в выборах и референдумах; приостановление деятельности и ликвидацию политических партий12.

Кроме того, в рамках политической системы основным инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служат власть, авторитетное влияние.

 

    1. Генезис нормативного регулирования законодательства о политических партиях в России

 

Изучение этого массива  законодательных актов нельзя рассматривать отдельно от развития той нормативно-правовой сферы, которая предшествовала современному этапу существования нашей государственности.

Во время работы Государственной  Думы третьего созыва принимается специальный  Федеральный закон N 95-ФЗ «О политических партиях», который закрепил понятие политической партии как общественного объединения, созданного в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества13. Закон установил запрет на деятельность региональных и межрегиональных политических партий, а численность членов партий при их регистрации должна была составлять не менее 10000 членов. Фактически данное положение противоречит не только Конституции Российской Федерации (в части равного права каждого гражданина на создание и участие в деятельности общественных объединений), но и нормам Международного пакта о гражданских и политических правах (п. 1 ст. 22)14 и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 1 ст. 11)15. Однако, Конституционный Суд Российской Федерации практически «благословил» законодателя на уменьшение числа политических партий16.

Постепенно принимается  ряд поправок к законам, в соответствии с которыми политическим партиям  предоставляется исключительное право  на участие в выборах в Государственную Думу, что автоматически лишает гражданина права на самовыдвижение в нарушение ст. 32 Конституции Российской Федерации.

Более того, важнейшим  шагом властей, связанным с укрупнением  политических партий, явился отказ  от выборов депутатов Государственной  Думы по территориальным избирательным округам с тем, чтобы эта палата парламента полностью формировалась по партийным спискам17.

Информация о работе Политические партии и парламентаризм в РФ