Помилование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение сущности института помилования в РФ.
Для достижения цели в были поставлены и реализованы следующие задачи:
- анализ юридической природы института помилования в Российской Федерации;
- раскрытие нормативных организационных основ применения помилования;
- выработка нормативного и доктринального определения помилования;
- анализ основных видов и подвидов помилования, закрепленных уголовным законодательством.

Содержание

Введение 2
ПОМИЛОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1 Общая характеристика и юридическая природа института помилования 4
1.2 История института помилования 10
Глава 2. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПОМИЛОВАНИЯ 16
2.1 Помилование как конституционно-правовой институт 16
2.2 Проблемы правового регулирования помилования в нормах уголовного законодательства 22
Заключение 35
Список литературы: 37

Вложенные файлы: 1 файл

Помилование.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

 

Помилование представляет из себя такой правовой институт, который волнует не только специалистов в области юриспруденции, но и правозащитников, руководителей государственных структур, общественных объединений, а также других граждан, кому интересна проблематика применения наказания в России.

Помилование представляет собой важную правовую проблему. Оно  занимает особое место в числе  видов смягчения наказания осужденных, поскольку применяется по решению  Президента Российской Федерации.

Актуальность  исследования института помилования возросла в связи с наблюдавшимися в последнее время колебаниями в практике применения этого вида смягчения участи осужденных.

Актуальным  направлением для юридической науки  является исследование законодательных  основ применения помилования в аспекте определения оптимального соотношения норм федерального законодательства и подзаконных нормативных правовых актов. В этом контексте необходима научная экспертиза целесообразности законодательных форм и пределов ограничения компетенции Президента Российской Федерации в применении помилования. В этом же ключе важной задачей юридической науки является ответ на вопрос о необходимости регламентации оснований и порядка применения помилования в отдельном комплексном Федеральном законе "О помиловании".

Цель работы: изучение сущности института помилования  в РФ.

Для достижения цели в были поставлены и реализованы  следующие задачи:

- анализ юридической  природы института помилования  в Российской Федерации;

- раскрытие  нормативных организационных основ  применения помилования;

- выработка  нормативного и доктринального  определения помилования;

- анализ основных  видов и подвидов помилования,  закрепленных уголовным законодательством.

Теоретическую основу работы представляют труды ученых по философии, социологии, юриспруденции, включая общую теорию права, конституционное, международное, административное, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право, криминологию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ  И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

ПОМИЛОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Общая характеристика и юридическая природа института помилования

 

Институт помилования  имеет древнее происхождение. Немецкий правовед Ф. Лист полагал, что "право  помилования возникло в эпоху  Римской империи"1. Американский юрист Х. Дженсен опроверг это мнение, сославшись на исторический факт, относящийся к гораздо более древней эпохе. Он утверждал, что хотя в законах Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) нет упоминаний о снисхождении к преступникам, известен случай, когда Самсуилуна, сын царя Вавилонии Хаммурапи, помиловал раба, подлежащего смертной казни. Однако имеются сведения о помиловании, которое произошло в Древнем Египте на 200 лет раньше, чем указанное Х. Дженсеном. Некий египтянин по имени Синухе дезертировал из армии фараона, бежал за границу и долгое время скрывался в Сирии, но впоследствии просил фараона Сенусерта I разрешить ему вернуться на родину и получил прощение монарха.

Об этом случае, произошедшем в XX веке до н.э., стало  известно благодаря расшифровке  египетских папирусов Берлинского музея, содержащих так называемый рассказ Синухе, английским египтологом А. Гардинером, который снабдил свой перевод подробными комментариями2.

Несмотря на то что применение помилования своими корнями уходит в глубокую древность, дискуссии о его сущности, правовой природе, роли и назначении продолжаются до настоящего времени. Более того, на рубеже третьего тысячелетия полемика приобрела особую остроту. И это не случайно, поскольку в последние годы в нашем обществе пересматриваются многие устоявшиеся взгляды, в том числе и в сфере юриспруденции.

Этимологическое содержание понятия "помилование" выражается, прежде всего, в прощении, заключающемся в отмене наказания  за какую-либо вину, за какой-либо проступок3; простить - значит миловать4. Последнее, в свою очередь, означает прощение, пощаду, благодеяние, щедроту, благоволение5. Помиловать - отменить или смягчить наказание, к которому приговорили обвиняемого; простить кому-либо "вину, проявить снисхождение к кому-либо"6.

Именно проблема выяснения правовой природы помилования вызывала и продолжает вызывать наиболее противоречивые высказывания юристов, что, несомненно, затрудняет не только определение его отраслевой принадлежности, но и назначение, правовое регулирование и применение данного института.

Большинство российских ученых дореволюционного периода, исследовавших  помилование, считали его институтом уголовного права.

Так, известный  русский ученый Н.Д. Сергиевский  отмечал двойственность принадлежности института помилования к государственному и уголовному праву. Он полагал, что теоретические основания исходящего от верховной власти помилования входят в область науки государственного права, но поскольку предметом помилования является уголовное преследование или уголовное наказание, постановленное приговором суда, то вопрос о помиловании является предметом науки уголовного права7.

Сторонниками  отнесения помилования к уголовному праву являлись Ф. Лист8 и Н.М. Коркунов9.

Современные исследователи  в большей степени расходятся в своих взглядах при определении отраслевой принадлежности амнистии и помилования. Однако, несмотря на весьма широкий спектр точек зрения относительно отраслевой принадлежности изучаемого института, можно выделить три основные позиции, поддерживаемые большинством современных авторов, согласно которым помилование - это:

1) институт государственного (конституционного) права;

2) институт уголовного  права;

3) межотраслевой  правовой институт.

Так, Т.А. Синцова  отмечает: "Отношения, возникающие  между соответствующими органами в  связи с созданием актов амнистии и помилования, не могут рассматриваться как уголовно-правовые. Таковыми они становятся тогда, когда уже издан акт амнистии или помилования. Отношения же по изданию акта амнистии и помилования автор статьи склонен рассматривать как государственно-правовые, ибо они возникают в процессе деятельности компетентного органа по реализации норм Конституции"10. "Акты помилования вообще не могут относиться к уголовному праву, так как они лишены нормативных моментов", - отмечает Н.Д. Дурманов11.

Нам в большей степени импонирует точка зрения о юридической природе помилования как межотраслевого правового института. Как межотраслевой институт, включающий нормы государственного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, рассматривают помилование С.Е. Вицин, В.Е. Квашис, А.С. Михлин, В.П. Малков и другие.

Отличную от всех приведенных выше точку зрения высказала И.Л. Марогулова. Она считала, что помилование является субинститутом  многоотраслевого института государственного прощения, который в первую очередь касается государственного права, а также затрагивает другие отрасли законодательства - уголовное, административное, налоговое, трудовое12. Представляется, что признание помилования частью более общего института (при условии, что институт государственного прощения существует как таковой) ни в коей мере не влияет на признание помилования самостоятельным институтом, носящим межотраслевой характер.

Относя помилование  прежде всего к государственному и уголовному праву, считал его межотраслевым институтом Н.А. Стручков, указывая на то, что "...при его применении возникают общественные отношения, регулируемые еще нормами исправительно-трудового и уголовно-процессуального права". При этом, однако, он утверждал, что уголовно-правовые отношения "вырастают" из государственно-правовых, и говорил об определяющем положении первых13.

Помилование является комплексным правовым институтом, включающим в себя нормы (субинституты) государственного, уголовного, уголовно-исполнительного и административного права.

Охарактеризуем  нормы данных отраслей права, регламентирующие помилование.

Традиционно помилование  в науке государственного права  трактуют в первую очередь как  элемент полномочий Президента Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 80 Конституции  Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства. В этом качестве он в соответствии с п. "в" ст. 89 Конституции Российской Федерации осуществляет помилование.

Известный русский  юрист Н.С. Таганцев констатировал, что помилование как акт прощения преступника исходит непосредственно ("единственно") от верховной самодержавной власти и может быть лишь действием монаршего милосердия14. В этой констатации факта применения помилования царем (императором) заключался глубокий идеологический смысл: лишь монарх мог обладать не только полномочиями по помилованию преступника, но и только ему присущими высшими степенями милосердия и гуманизма.

В советский  период развития России помилование  применяли суды (1917 - 1920 гг.), органы законодательной власти (1920 - 1990 гг.) и с 1991 года - Президент Российской Федерации.

При всем развитии, которое прошло человечество в целом  и Россия в частности, идеологическая составляющая помилования осталась и по сей день. Институт помилования (в особенности с надлежащей практикой его применения) должен способствовать повышению авторитета руководителя государства, демонстрируя его принципиальность и государственный прагматизм, с одной стороны, человеколюбие и милосердие, с другой. В этом заключается один из аспектов социально-правового назначения института помилования как субинститута государственного права.

Данное обстоятельство отметили и опрошенные нами эксперты, 46,4% которых указали, что помилование  должно преследовать цель повышения  авторитета Президента Российской Федерации. Эта цель оказалась на втором месте как по числу экспертов, отметивших необходимость ее достижения, так и в абсолютном числе вариантов ответов, предложенных экспертами (21,3%). Как нам представляется, на результатах опроса экспертов в данном случае сказалось общее стремление населения после периода 1992 - 1999 годов к укреплению государственной власти в России и повышению авторитета ее руководителей.

В то же время  осуществление помилования Президентом  Российской Федерации должно рассматриваться как важнейший элемент реализации задачи построения правового государства в России. В статье 10 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В условиях правового государства данные власти функционируют самостоятельно, но не изолированно друг от друга. Существует система сдержек и противовесов, гарантирующая предупреждение злоупотреблений, а также учет интересов той или иной власти. Помилование входит в данную систему сдержек и противовесов, поскольку по существу Президент Российской Федерации изменяет решение суда (формально оно остается неизменным). Вторжение Президента Российской Федерации в компетенцию судебной власти, а именно в отправление правосудия, основано на нормах Конституции Российской Федерации, и оно оправданно в политическом и социально-правовом отношениях. Однако такое вторжение должно носить исключительный характер, иначе оно может дискредитировать как сам институт помилования, так и принципы построения власти в демократическом правовом государстве.

1.2 История института помилования

 

Институт помилования - один из старейших правовых институтов. В России его возникновение берет  начало с династии Рюриковичей, когда публичная власть была недостаточно централизованной и между князьями происходили частые войны. В исторической литературе довольно часто встречаются упоминания о помиловании воинов побежденного противника. В "Повести временных лет", упоминая о проявлении милосердия к слабому противнику, летописец отмечал о примирении Владимира Мономаха с Глебом (Всеславичем) следующими словами: "...Владимир же пожалел проливать кровь в дни Великого поста и помирился с ним..."15. В период развития государственности у восточных славян в IX в. предписания Русской Правды основывались на обычаях мести потерпевшим обидчику, постепенно вытеснявшихся системой выкупов - вирой, и сложившейся практике16; о помиловании в ней не упоминалось. Фактически милосердие определялось степенью разгневанного чувства и силами пострадавшего. Право народа на царский суд в этот период - "казнь злым и добрым на милование" - было одним из проявлений и орудий тесной нравственной связи государя с народом, отмечал Л.А. Тихомиров17, в то время как милость проявлялась в виде предоставления привилегии высшему сословию судиться у великого князя. Московские государи придавали своему суду значение не обязанности, а только личной прерогативы, тогда как народу вообще было воспрещено обращаться с челобитными непосредственно к государю18.

По мере укрепления государственности система наказаний, направленная на устрашение населения, стала приобретать суровый характер. Кодификация законодательства в  Судебнике 1497 г. по сравнению с грамотами XIV - XV вв. стала шагом вперед в развитии права, однако не предусматривала помилования19. Во времена Иоанна Грозного впервые создана комиссия прошений - Челобитный приказ, который представлял личную канцелярию государя20. Помилование, осуществлявшееся по личной воле и усмотрению царя, являлось необходимым дополнением сурового карательного закона. Соборное уложение 1649 г., несмотря на всю суровость, закрепляло право помилования за государем21.

Во времена  абсолютизма (первая четверть XVIII в.), характеризующегося чрезвычайным усилением личной власти монарха, право помилования было исключительной прерогативой царя. Петр I дал резкий отпор духовенству при его попытках подачи царю прошений о помиловании. Так, получил отказ патриарх Адриан, когда решился "печаловаться" перед Петром за гонимых и казнимых противников нововведений. Применяя право помилования, Петр I руководствовался чисто практическими соображениями, в частности возможностью использования помилованных для целей государственной службы и получения от них различных выгод в пользу государства. В отдельные периоды самодержавие проявляло "отеческое милосердие" по отношению к крестьянам и посадским. Однако во всех случаях издание соответствующих указов являлось результатом борьбы народных масс против помещиков и феодального государства, что укрепляло веру народа в "доброго и хорошего" царя22.

Информация о работе Помилование в РФ