Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:09, доклад
Познания государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт, или он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет осознать причины и формы появления государства, ее характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества. Необходимо дать комплексную характеристику первобытного общества, главным признаком которого был коллективизм.
Князева Н.К.
ЮР 1 ВО/гвд
Домашнее задание на тему «Происхождение государства и права»
1. Общая характеристика первобытного общества
Познания государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт, или он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет осознать причины и формы появления государства, ее характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества. Необходимо дать комплексную характеристику первобытного общества, главным признаком которого был коллективизм.
Экономическая
сфера. Первоначально человек занимался охотой,
рыболовством, сбором плодов и корней
растений, то есть присвоением продуктов
природы. Для этого он использовал примитивные
орудия труда, которые изготавливались
из природных материалов. Экономика этого
общества была основана на общественной
собственности. При этом неуклонно придерживались
двух правил: все, что ловилось и собиралось,
поступало до общей корзины, а все сделанное
перераспределялось, каждый получал определенную
долю. На других началах первобытное общество
просто не могло существовать, оно было
бы обречено на вымирание.
В течение многих веков и тысячелетий
экономика находилась на очень низком
уровне в связи с низкой производительностью
труда. Естественно, что в таких условиях
не могли возникнуть ни частная собственность,
ни эксплуатация. Это было общество экономически
равных, но даже в бедности людей. Постепенное
и довольно медленное развитие экономики
шел по двух связанных между собой направлениях:
совершенствование орудий труда и совершенствование
способов, приемов и организации труда.
Социальная организация первобытного
общества характеризовалась семейной,
родовой общиной, которой руководили ее
наиболее авторитетные и опытные представители.
В основе семейной общины лежали семейные
отношения, существовала фиксированная
система разделения труда, распределения
добычи, брачно-семейных отношений.
На более поздних стадиях развития первобытного
общества возникают племена, которые объединили
близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение
общественных структур было выгодно обществу:
оно позволяло более эффективно противостоять
силам природы, создавало возможность
для специализации управления, позволяло
успешно отражать агрессию соседей. Вместе
с тем укрупнение способствовало более
быстрому освоению новых орудий и приемов
труда.
Однако сама возможность объединения
решающе зависела от уровня развития экономики,
от производительности труда, что определяли,
какое количество людей могла прокормить
определенная территория. Словом, такая
социальная организация первобытного
общества обеспечивала гармоничное взаимодействие
человека и природы.
Управление и власть первобытного
общества характеризовались следующими
признаками. Все важнейшие вопросы решались
общим собранием. Каждый взрослый имел
право участвовать в обсуждении и решении
любого вопроса. Для осуществления оперативного
управления избирался старейшина - самый
уважаемый член рода. Должность эта была
не только выборной, но и изменяемой: как
только появлялся сильнее, умнее, опытнее,
он заменял старейшину. Особых противоречий
при этом не возникало, поскольку, с одной
стороны, ни один человек не отделяла себя
(и своих интересов) от рода, а с другой
- должность старейшины не давала никаких
привилегий (кроме уважения): он работал
вместе со всеми и получал свою долю, как
и все. Власть старейшины основывалась
исключительно на его авторитете, уважении
к нему других членов рода.
Племя возглавляла совет старейшин, которые
представляли соответствующие роды. Совет
избирал вождя племени. Эта должность
на ранних этапах общественного развития
также была изменяемой и не давала привилегий.
Союз племен руководствовался союзом
вождей племен, выбирал вождя союза (иногда
двух, один из которых был военным вождем).
Нормативное регулирование было присуще
и первоначальном обществу, которое не
может существовать без определенного
порядка в отношениях. В первобытном обществе
существовали своеобразные правила поведения,
которые имели обычный характер. Эти правила
отражали интересы всех членов общества,
передавались из поколения в поколение
и выполнялись добровольно, по привычке.
Нарушение правил осуждалось всем обществом,
включая и принудительные меры (смертную
казнь или изгнание из рода).
Развитие первобытного общества происходило
достаточно медленно, и те существенные
изменения в экономике, структуре, управлении
и др., о которых шла речь, начались сравнительно
недавно. Первобытное общество много тысячелетий
практически не менялось. Наиболее существенные
изменения начинают происходить в период
неолитической революции (от неолит - новый
каменный век). В эту эпоху происходит
качественный переворот во всех сферах
жизни человечества от собирательства
к производящему хозяйству (земледелию,
скотоводству и металлообработки, керамического
производства. Этот переход занял несколько
тысячелетий.
10-12 тыс. лет назад произошли неблагоприятные
изменения климата, началось вымирание
большого фауны (мамонтов) - основного
источника питания человека в некоторых
регионах. Человечество ответило на эти
кризисные явления переходом к новому
способу существования - к воспроизводящей
экономики.
На этапе перехода к воспроизводящей экономики
в различных регионах были одомашнены
растения и животные. Занятия сельским
хозяйством привело человечество к оседлости
- еще одного великого переворота. Сельское
хозяйство позволяло создавать запасы
и переживать неблагоприятные времена,
прежде всего зиму (в некоторых регионах).
Результат неолитической революции - возникновение
в некоторых регионах земного шара ранних
земледельческих обществ. На их основе
возникают первые цивилизации и происходит
становление раннеклассовых обществ.
Воспроизводящая экономика уже на первых
этапах становления характеризуется таким
обменом между человеком и природой, при
котором человек стал впервые в истории
создавать избыточный продукт.
Селекция растений, поливное земледелие
привели к небывалых урожаев, а впоследствии
и до последующего разделения труда. Появляются
организаторы производства, осуществляющих
учет труда и распределение ее результатов.
Возникновение и присвоение избыточного
продукта приводит к становлению новых
форм собственности, к переходу от коллективистской
формы собственности к коллективной, групповой
и частной; к дальнейшему социального
размежевания общества. Новая организация
производственной деятельности (ее осложнения,
появление новых управленческих функций)
также способствует социальной дифференциации
общества.
2. Власть и социальные нормы в догосударственный период Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать характеристику социальной власти и норм, существовавших в первобытном обществе. Независимо от того, как современные ученые относятся к градации исторического процесса, ни у кого в общем-то нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнообщинный строй, охватывающий огромный отрезок времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности. Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм). Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы. Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть: 1) базировалась на семейных
отношениях, ибо основой организации
общества был род (родовая община),
т.е. объединение людей по 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали); 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода; 4) осуществлялась как
обществом в целом (родовые собрания,
вече), так и его представителями
(старейшинами, советами старейшин,
военачальниками, вождями, жрецами
и т.п.), которые решали важнейшие
вопросы жизнедеятельности Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества. Если животные подчиняются только биологическим законам, то человек стал человеком потому, что в дополнение к биологическим законам научился еще и регулировать свое поведение. Он изобрел общественные регуляторы, которые хотя и не устранили биологические законы, однако существенно их потеснили. Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды. Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животными буквально прыгнуть на новую ступень развития. Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить. Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии. Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период: 1) регулировали отношения
между людьми, что стало отличать
их от норм несоциальных - технических,
физиологических и других, которые
регулировали и регулируют 2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени); 3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения; 4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода); 5) имели в качестве
ведущего способа 6) были продиктованы естественно- 7) выражали интересы всех членов рода и племени. |
3. Причины и формы возникновения государства Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества. Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д. Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.; во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия (Т.В. Кашанина). В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать. Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ (строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т.п.). Поэтому здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность и другие, которые в наибольшей мере соответствовали характеру данных задач. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства. По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. Афины - это пример классической формы возникновения государства, поскольку государство появилось непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Две революции, происшедшие на протяжении одного столетия и закрепленные реформами Солона (594 до н.э.) и Клисфена (509 до н.э.), привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и другими государственными учреждениями. Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью - патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов и не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, они были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться и распоряжаться римскими землями. Борьба плебеев как основной революционной силы против привилегий патрициев была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях. Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий - западной части Римской империи. Эти племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью своих организаций управлять римскими провинциями, поскольку для господства над ними родовая организация не была приспособлена. Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, а народное достояние - в королевское имущество; органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы. Вместе с тем важно учитывать, что ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности - закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками - знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю). Итак: во-первых, государство существовало не всегда (значительную часть своей истории человечество прожило без данной организации политической власти); во-вторых, оно возникло как социальный институт, как продукт общественного развития; в-третьих, на определенном этапе развития общества, когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения; в-четвертых, под влиянием целой системы факторов. Как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный прежде всего внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, этническими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами. В зависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это было известное сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого-либо одного из них. Сегодня в мире насчитывается около двухсот государств. Однако процесс возникновения новых государств вовсе не завершился. Одни государства подчас могут распадаться (СССР, Югославия, Чехословакия); другие объединяются в более крупные (такой процесс, возможно, начался в рамках Европейского Союза). Существует еще немало народностей и наций, не имеющих собственных государств. Они прилагают определенные усилия для создания таких государств. Речь идет, например, о палестинцах, курдах, тиморцах и др. Таким образом, проблема появления государств вовсе не решена раз и навсегда. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения, что, бесспорно, только обогатит теорию государства. |
Первые государства на нашей планете появились около пятидесяти столетий тому назад. В настоящее время в юридической науке существует достаточно широкий круг теорий, объясняющих происхождение государства. К числу основных из них относятся следующие:
1. Теологическая. Первопричиной появления
государства называется "слово
божье", божественная воля со
всеми вытекающими отсюда
2. Патриархальная. Сторонники этой
теории проводят параллель
3. Договорная. Предпосылкой появления
государства считается "война
всех против всех" т. е. "естественное
состояние" людей, конец которому
положило учреждение
4. Психологическая. Эта теория выводит
государство из человеческой
психики, которой свойственна
5. Теория насилия. Появление государства
связывается с войнами, свойственными
истории развития человечества
как проявление закона природы,
предполагающего подчинение
6. Органическая теория. Государство
рассматривается как результат
социальной (органической) эволюции, когда
происходит естественный отбор
в ходе внешних войн и
7. Историко-материалистическая. В
отечественной юридической
Историко-материалистическая теория различает возникновение государств: а) европейских, б) восточных (азиатских).