Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:44, контрольная работа
Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.
Человек и общество
1. Общее понятие человека
Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.
Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного простым: в самом деле. кто ж не знает, что такое человек. Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего. лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. И тут оказывается, что загадочность этого явления становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нес. Однако бездонность этой проблемы не отпугивает от нес, а притягивает как магнит.
Какие бы науки ни занимались изучением человека, их методы всегда направлены на «препарирование» его. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных паук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность «сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы; Философскую программу можно коротко, сжато повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя», в этом корень и стержень всех других философских проблем.
История
философии полна различных
Философия
нового времени, будучи по преимуществу
идеалистической, видела в человеке
(вслед за христианством) прежде всего
его духовную сущность. Мы до сих
пор черпаем из лучших творений этого
периода алмазные россыпи тончайших
наблюдений над внутренней жизнью человеческого
духа, над смыслом и формой операций
человеческого разума, над тайными,
сокрытыми в личностной глубине
пружинами человеческой психики
и деятельности. Естествознание, освободившись
от идеологического диктата
Идеалистическая
философия XIX — начала XX в. гипертрофировала
духовное начало в человеке, сводя
в одних случаях его сущность
к рациональному началу, в других
же, напротив,— к иррациональному.
Хотя понимание действительной сущности
человека часто уже просматривалось
в различных теориях, более или
менее адекватно
Определяющим
условием становления человека является
труд, возникновение которого ознаменовало
собой превращение животного
предка в человека. В труде человек
постоянно изменяет условия своего
существования, преобразуя их в соответствии
со своими постоянно развивающимися
потребностями, создает мир материальной
и духовной культуры, которая творится
человеком в той же мере, в какой
сам человек формируется
Все
это и означало появление нового
биологического вида Homo sapiens, который
с самого начала выступал в двух
взаимосвязанных ипостасях —
как человек разумный и как
человек общественный. (Если глубоко
вдуматься, то это, в сущности, одно
и то же. ) Подчеркивая универсальность
социального начала в человеке, К.
Маркс писал: «. . . сущность человека
не есть абстракт, присущий отдельному
индивиду, В своей действительности
она есть совокупность всех общественных
отношений». Такое понимание человека
подготовлялось уже в немецкой классической
философии. И. Г. Фихте считал, например,
что понятие человека относится
не к единичному человеку, ибо такового
нельзя помыслить, а только к роду.
Л. Фейербах, создавший материалистическую
концепцию философской
Все,
чем обладает человек, чем он отличается
от животных, является результатом
его жизни в обществе. И это
относится не только к опыту, который
индивид приобретает в течение
своей жизни. Ребенок появляется
на свет уже со всем анатомо-физиологическим
богатством, накопленным человечеством
за прошедшие тысячелетия. При этом
характерно, что ребенок, не впитавший
в себя культуры общества, оказывается
самым неприспособленным к
Не
претендуя на статус определения, суммируем
кратко его (человека) сущностные черты.
Тогда мы можем сказать, что человек
— это разумное существо, субъект
труда, социальных отношений и общения.
При этом подчеркивание в человеке
его социальной природы не имеет
в марксизме того упрощенного
смысла, что будто бы только социальная
среда формирует человеческую личность.
Социальное здесь понимается как
альтернатива идеалистически-
То
или иное гипертрофирование отдельных
компонентов в структуре
3. Фрейд
создал свою схему структуры
психики (личности), разделив ее
на три основных пласта. Самый
нижний пласт и самый мощный,
так называемое «Оно»,
Сама по себе фрейдовская схема структуры психики не лишена смысла, хотя ее общая интерпретация и характеристика взаимоотношения составляющих ее сфер научно несостоятельны. В основе данной иерархии элементов духовной структуры личности лежит идея о первичности и управляющей роли бессознательного. Именно от «Оно» берет свое начало все, что именуется психическим. Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, оказывает решающее влияние на поведение человека, определяя его мысли и чувства, а через них и действия. Человек, по Фрейду,— машина, движимая относительно постоянным комплексом сексуальной энергии (либидо), безумящим душу эросом, постоянно пронзающим человека своими стрелами. Либидо подвержено болезненным напряжениям и разрядкам. Динамический механизм, ведущий от напряжения к высвобождению, от страдания к удовольствию, Фрейд назвал принципом удовольствия.
Ошибка Фрейда — не в постановке проблем, а в способе их решения. Положения фрейдизма находятся в явном противоречии с данными науки. Человек — прежде всего сознательное существо: не только мышление, но и эмоции его пронизаны сознанием. Конечно, в момент, когда он бросается на помощь другому, спасает утопающего, вытаскивает ребенка из огня, рискуя собственной жизнью, человек не думает о значимости своего поступка, не рассчитывает, не обобщает, не размышляет — он действует мгновенно, под влиянием эмоций. Но сами эти эмоции исторически сформировались на почве коллективистских навыков, разумных стремлений, трудовой взаимопомощи. Под эмоциональным порывом, казалось бы безотчетным, лежат глубокие пласты «снятой» сознательной жизни.
2. Человек как
Мы
подходим к человеку с тремя разными
измерениями его существования:
биологическим, психическим и социальным.
' Биологическое выражается в морфофи-зиологических,
генетических явлениях, а также в
нервно-мозговых, электрохимических
и некоторых других процессах
человеческого организма. 'Под психическим
понимается внутренний духовный мир
человека — его сознательные и
бессознательные процессы, воля, переживания,
память, характер, темперамент и
т, д. Но ни один аспект в отдельности
не раскрывает нам феномен человека
в его целостности. Человек, говорим
мы, есть разумное существо. Что же в
таком случае представляет его мышление:
подчиняется ли оно лишь биологическим
закономерностям или только социальным?
Любой категорический ответ был
бы явным упрощением: человеческое
мышление являет собой сложноорганизованный
биопсихосоциальный феномен, материальный
субстрат которого, конечно, поддается
биологическому измерению (точнее, физиологическому),
но содержание его, его конкретная наполненность
— это уже безусловное
Социальное
и биологическое, существующие в
нераздельном единстве в человеке,
в абстракции фиксируют лишь крайние
полюсы в многообразии человеческих
свойств и действий. Так, если идти
в анализе человека к биологическому
полюсу, мы «спустимся» на уровень
существования его