Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в разработке и апробации системы упражнений с использованием песен при обучении фонетике с применением ИТ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть:
понятия предмета фонетика и фонетического навыка;
этапы формирования фонетического навыка;
принципы отбора фонетического материала с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
роль музыкальной наглядности при обучении фонетике;
роль и место информационных технологий в обучении фонетике ИЯ;
виды используемых песен;
некоторые фонетические упражнения с использованием песен и информационных технологий.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Обучение фонетике 8

1.1. Общее понятие предмета фонетика 8

1.2. Понятие фонетического навыка 12

1.3. Формирование фонетического навыка на различных этапах обучения…. 16

1.4. Требования государственного стандарта к формированию фонетических навыков в 5-6 классах 23

Выводы по первой главе 25

Глава 2. Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий 26

2.1. Использование музыкальной наглядности при обучении фонетике 26

2.2. Виды песен используемые в процессе обучении фонетике 31

2.3. Упражнения с использованием песенной наглядности с применением информационных технологий 34

Выводы по II главе 38

Глава 3. Разработка упражнений на основе анализа современных УМК 39

3.1 Анализ УМК по английскому языку для 5 класса 39

3.2 Описание экспериментальной работы 52

3.3 Результаты экспериментальной работы 61

Выводы по третьей главе 63

Заключение 64

Список литературы 66

Вложенные файлы: 1 файл

Департамент образования Тульской области.docx

— 137.64 Кб (Скачать файл)

     Департамент образования Тульской области

     ГОУ СПО ТО

     Тульский  педагогический колледж №1 
 

     Выпускная квалификационная работа 

     на  тему: 

     Использование песен при обучении фонетике с применением 

                                        информационных технологий

     (в  средней школе) 
 

     Выполнила:

     студентка школьного отделения

     группы 4СА

     Ерополова Татьяна Александровна

     Специальность:

     050303 «Иностранный язык» 

     Научный руководитель:

     преподаватель высшей категории 

     Кузнецова Ирина Геннадьевна 

     Рецензент:

     преподаватель высшей категории

     Окнинская Татьяна Васильевна 

     Тула 2012 

Оглавление 

Введение 3

Глава 1. Обучение фонетике 8

1.1. Общее понятие предмета фонетика 8

1.2. Понятие фонетического навыка 12

1.3. Формирование фонетического навыка на различных этапах обучения…. 16

1.4. Требования государственного стандарта к формированию фонетических навыков в 5-6 классах 23

Выводы по первой главе 25

Глава 2. Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий 26

2.1. Использование музыкальной наглядности при обучении  фонетике 26

2.2. Виды песен используемые в процессе  обучении фонетике 31

2.3. Упражнения с использованием песенной наглядности с применением информационных технологий 34

Выводы по II главе 38

Глава 3.  Разработка упражнений на основе анализа современных УМК 39

3.1 Анализ УМК по английскому языку для 5 класса 39

3.2 Описание экспериментальной работы 52

3.3 Результаты экспериментальной работы 61

Выводы по третьей главе 63

Заключение 64

Список литературы 66

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

Введение

 

     Существующая  в современном обществе тенденция  к возрастающей роли иностранного языка  во всех сферах жизнедеятельности человека диктует новый подход к обучению иностранным языкам, суть которого заключается не только в пересмотре методики преподавания отдельных аспектов языковой системы, но и в формировании нового взгляда на место зарубежной культуры в учебном процессе. Опираясь на многолетний опыт российских и  зарубежных методистов (Сафонова В.В., Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Тучкова Т.У., Монка Б., Клементьева Т.Б. и др.), можно с уверенностью сказать, что  обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой  народа страны изучаемого языка является одним из базовых принципов обучения этому предмету. Такое приобщение не только делает изучение иностранного языка более привлекательным  для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более  точному и адекватному пониманию  носителей изучаемой культуры. Одним  из продуктивных способов усвоения иностранных  языков, по мнению многих методистов, является искусство.

     Различные формы музыкального искусства могут  помочь повысить эффективность процесса обучения за счёт повышения уровня мотивации у  учащихся,  который  способствует развитию познания и их интеллектуальной деятельности. Как известно, мотивационный аспект имеет решающее значение для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. В связи с этим музыкальное искусство рассматривается в качестве базового компонента на уроках английского языка.

     Во  многих учебных курсах используется оригинальный или специально созданный  для учебных целей музыкальный  и песенный материал. Однако традиционные формы работы с песнями в обучении ИЯ в основном направлены на прослушивание, чтение и перевод, анализ, заучивание и воспроизведение их наизусть. За последнее десятилетие начали развиваться новые подходы к работе с песенным материалом. Суть их в том, что песни также могут применяться для формирования фонетических, грамматических и лексических навыков. Однако еще более ценными они могут быть, если их использовать творчески для преодоления расстояния между удовольствием слушания (пения) и коммуникативным использованием языка. По мнению Е. С. Полат задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности и склонностей.[14, с.62]

     Проблема  организации обучения иноязычному  произношению на различных этапах всегда была актуальной. В процессе формирования произношения, происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных, тесно связанных  с ней, навыков говорения. Как  показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой  речи, основой для развития и совершенствования  всех остальных навыков иноязычного  говорения, так как нарушение  фонематической правильности речи, неправильное интонационное оформление её говорящим  ведет к  непониманию со стороны  слушающего.

     Исходя  из выше сказанного, можно утверждать, что проблема использования песен  при обучении фонетике с применением  ИТ остается мало исследованной  и  требует специального рассмотрения, что и обусловило ее актуальность и определило тему нашей работы «Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий».

     Объектом  исследования является использование песен при обучении фонетике  английского языка. В качестве предмета выступает методика использования информационных технологий в процессе обучения фонетике.

     Цель  данной работы заключается в разработке и апробации системы упражнений с использованием песен при обучении фонетике с применением ИТ.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть:
  1. понятия предмета фонетика и фонетического навыка;
  1. этапы формирования фонетического навыка;
  2. принципы отбора фонетического материала с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
  3. роль музыкальной наглядности при обучении фонетике;
  4. роль и место информационных технологий в обучении фонетике ИЯ;
  5. виды используемых песен;
  6. некоторые фонетические упражнения с использованием песен и информационных технологий.
  • проанализировать:
  1. программные требования к уровню сформированности фонетического навыка у учащихся 5 класса общеобразовательной школы;
  2. УМК по английскому языку для 5 класса средней общеобразовательной школы на предмет наличия фонетических упражнений с использованием песен и информационных технологий.
  • Разработать и отпилотировать:
  1. собственные фонетические задания с использованием песен и применением информационных технологий.

     Базой данного исследования послужили  работы таких отечественных и  зарубежных методистов, как Е.Н. Соловова(2002), Е.И. Пассов(2000), Н.И. Гез(1982), Рогова Г.В, Дж. Хармер(1994), П. Ур. В данной работе выдвигается следующая гипотеза: процесс обучения фонетике будет проходить более успешно при условии использования песен совместно с информационными технологиями. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:

  • анализ современной методической литературы;
  • анализ УМК;
  • анализ программных требований к сформированности фонетического навыка;
  • эксперимент.

     Практическая  ценность данной работы нашла  свое выражение в том, что разработанные  в ней материалы  (упражнения) могут быть использованы при обучении фонетики с использованием песен  и применением ИТ. Цели и задачи определили структуру  и содержание работы. Содержание изложено на 68 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащего   источников и приложений на страницах. Во введении дается краткая характеристика всей работы в целом. Во введении рассматриваются цели и задачи работы, а также дается ее краткая характеристика. В первой главе рассматриваются понятия предмета фонетика и фонетического навыка и этапы формирования фонетического навыка, принципы отбора фонетического материала с учетом психологических особенностей учащихся, анализируются программные требования к уровню сформированности фонетического навыка у учащихся 5 класса.

     Во  второй главе подробно рассматривается  предмет изучения – песни и  возможности их использования при  обучении фонетике. Глава состоит  их трех пунктов: первые два посвящены  роли музыки и песен в изучении АЯ, а также представлены критерии отбора музыкально-песенной наглядности, описывается методика применения песен  на уроках. В третьем пункте описываются упражнения с использованием песен, а так же определяется роль ИТ в обучении фонетике. В третьей главе описываются и анализируются современные УМК  на предмет использования песен при обучении фонетике с применением ИТ, а также описываются разработанные и апробированные нами упражнения. По каждой главе даются обобщающие выводы. В заключении подводится итог и обобщение выше изложенного материала. Приложение содержит 10 разработанных нами упражнений, 7 из которых были отпилотированны на практике, анкету для учителей с обобщающими результатами, а также таблицу результатов экспериментального задания.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Обучение фонетике

    1. Общее понятие предмета фонетика
 

              Язык – это важнейшее средство  речевого общения. Речь доступна  для восприятия слушающих благодаря  материальности своих знаков. Существует  два вида знаков: 1) звуковые, при  устном общении; 2) графические –  при письменном. Изучение звуковой  стороны языка является неотъемлемой  частью языковедения. Звуковой строй  языка – особый ярус в его  структуре, и поэтому фонетика  – особый раздел языковедения, имеющий свой особый предмет.[14,c.43]

Информация о работе Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий