Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 21:27, курсовая работа
Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1. АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ…………………………………………….5
1.1. Основные понятия……………………………………………………………..5
1.2. Классификация ассортимента товаров……………………………………….6
1.3. Свойства ассортимента………………………………………………………10
1.4. Управление ассортиментом………………………………………………….19
1.5. Виды нормативных и технических документов, регламентирующих ассортимент товаров……………………………………………………………...25
1.6. Современные методы управления ассортиментом в торговле на основе категорийного менеджмента……………………………………………………..26
1.6.1. Предпосылки формирования системы категорийного менеджмента…..26
1.6.2. Категорийный менеджмент: принципы, организация, методы
управления ……………………………………………………………………….29
1.6.3. Этапы внедрения категорийного менеджмента: реорганизация
структуры управления…………………………………………………………….30
Глава 2.АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА МАГАЗИНА «МАГНИТ»…………...34
2.1. Характеристика предприятия………………………………………………..34
2.2 Анализ ассортимента товаров супермаркета «Магнит»…………………...41
2.2.1.Анализ свойств и показателей ассортимента товаров……………………41
2.2.2. Анализ степени удовлетворения спроса на реализуемые товары………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: МДК 01-01«Основы ассортиментов товаров»
на тему: «Основные свойства и показатели ассортимента, их влияние на степень удовлетворения спроса»
Выполнила:
студентка группы 70-2 «ПД»
специальности:100801
«Товароведение и экспертиза
качества потребительских товаров»
Панфёрова А.А.
Руководитель: Косоногова Е.Е.
Оценка ________________
«___»___________201___г.
______________________
Рязань 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ……………………………
1.1. Основные понятия……………………………………………………………
1.2. Классификация ассортимента товаров……………………………………….6
1.3. Свойства ассортимента………………………………………………
1.4. Управление ассортиментом……………………………………………
1.5. Виды нормативных и
1.6. Современные методы управления
ассортиментом в торговле на основе категорийного
менеджмента…………………………………………………
1.6.1. Предпосылки формирования системы категорийного менеджмента…..26
1.6.2. Категорийный менеджмент: принципы, организация, методы
управления ……………………………………………………………………….29
1.6.3. Этапы внедрения категорийного менеджмента: реорганизация
структуры управления……………………………………………………
Глава 2.АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА МАГАЗИНА «МАГНИТ»…………...34
2.1. Характеристика предприятия……………………………………………….
2.2 Анализ ассортимента товаров супермаркета «Магнит»…………………...41
2.2.1.Анализ свойств и показателей ассортимента товаров……………………41
2.2.2. Анализ степени удовлетворения спроса на реализуемые товары………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….54
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях рыночной экономики в России многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям.
Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.
К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на главных направлениях. На современном рынке в условиях конкурентной борьбы на объёмы спроса потребителей, и, соответственно на успех экономической деятельности торговых предприятий существенно влияют свойства товаров, их качество, экологическая чистота, а также немаловажное значение имеют показатели ассортимента. В связи с этим работники торговли должны не только уметь проводить экспертизу товаров при приёмке их на реализацию и создавать условия для сохранения качества при хранении, но и знать ассортимент товаров и поддерживать его на необходимом уровне. Рыночные отношения обусловили предъявление повышенных требований к формированию и рациональному управлению ассортиментом потребительских товаров, что служит одним из критериев конкурентоспособности фирм. Современный ассортимент потребительских товаров разнообразен и различается происхождением, назначением, условиями хранения различных видов товаров. Исходя из этого, определяется такая важная функция ассортимента как систематизация всего множества групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров.
В данной курсовой работе раскрываются основные понятия, связанные с ассортиментом. Ассортимент товаров и такие его показатели, как широта, полнота, стабильность, структура, обновляемость, значительно влияют на спрос потребителей, и, в конечном счёте, определяют эффективность работы торгового предприятия.
Глава 1. АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ
1.1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков (ГОСТ Р 51303-99).Термин произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Однако в товароведении набор товаров принято ограничивать их наименованиями, а сорта как градации качества товаров одного вида и наименования относить к сортаменту. В соответствии с названным (ГОСТ Р51303-99) недопустимыми понятиями являются «товарный ассортимент» и «товарная номенклатура». Однако с недопустимостью последнего трудно согласиться, так как в международной и российской практике этот термин применяется, о чем свидетельствует название нормативного документа «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности». В связи с этим считаем необходимым определить указанный термин. Товарная номенклатура — перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения. Так товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) — это перечень товаров, предназначенных для экспортно-импортных операций. Номенклатура продукции, подлежащей подтверждению соответствия по показателям безопасности, предназначена для целей обязательной сертификации. Таким образом, приведенные выше понятия близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями товаров.
Отличия заключаются в назначении: ассортимент товаров предназначен, для удовлетворения потребностей потребителей, товарная номенклатура может иметь иное назначение — для регламентирования определенной профессиональной деятельности или иной сферы применения. Профессиональная деятельность товароведов связана в основном с ассортиментом товаров, поэтому в дальнейшем рассматриваются вопросы, относящиеся именно к этому понятию.
1.2.КЛАССИФИКАЦИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ
Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей. По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый.
Промышленный ассортимент (недопустимо производственный ассортимент (далее — ндп)) — ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием (ГОСТ Р 51303-99). Промышленный ассортимент товаров разных организаций-изготовителей, в том числе и предприятий общественного питания, независимо от формы собственности должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представленный в торговой сети (ГОСТ Р 51303-99).
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов и наименований. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный. Простой ассортимент товаров (ндп: товары простого ассортимента) — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам (ГОСТ Р 51303-99). Такой ассортимент представлен небольшим количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Сложный ассортимент товаров (ндп: товары сложного ассортимента) — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам (ГОСТ Р 51303-99). Данный ассортимент характеризуется значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Развернутый ассортимент товаров (ндп: внутригрупповой ассортимент) — ассортимент товаров, представленный их разновидностями (ГОСТ Р 51303-99). Он включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных торговых артикулов, относящихся к группе однородных товаров, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим.
Укрупненный ассортимент товаров (ндп: групповой ассортимент) — ассортимент товаров, объединенный по общим признакам в определенной совокупности товаров (ГОСТ Р 51303-99). Совокупностью является класс, подгруппа, вид товаров. В торговле укрупненный ассортимент обычно относится к роду (например, продовольственных или непродовольственных товаров), а также к группе или подгруппе однородных товаров (например, одежно-обувные или молочные товары). Набор одного вида, но разных наименований или торговых марок будет определять марочный ассортимент.
Видовой ассортимент — набор товаров различных видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью ассортимента. Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, но разных торговых марок. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др. Сопутствующий ассортимент — набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.
Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.
Рациональный ассортимент — набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации.
Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию). Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью. Затраты торговых организаций оцениваются по издержкам обращения, обусловленным закупкой, доставкой, хранением и реализацией товаров оптимального ассортимента, а полезный эффект — по чистой прибыли.
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным и прогнозируемым.
Реальный ассортимент — действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца. Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
Таблица 1
Классификация ассортимента товара
Признаки классификации ассортимента |
Виды ассортимента |
Группы: Местонахождения товаров |
Торговый Промышленный |
Товарные отрасли |
Продовольственные Непродовольственные |
Широта охвата товаров |
Простой Сложный (видовой, марочный) Укрепленный Развернутый Сопутствующий Смешанный |
Степень удовлетворения потребителей |
Рациональный Оптимальный |
Характер потребностей |
Реальный Прогнозируемый Учебный |
Особые свойства товаров |
Скоропортящиеся Не скоропортящиеся |
Частота спроса |
Повседневного спроса Периодического спроса Редкого спроса |