Понятие товарного ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 01:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной выпускной работы: изучить вопрос планирование
товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка на примере сети продовольственных магазинов « Продуктовая лавка ».Этот вопрос является на сегодня очень актуальным в коммерческой деятельности так как, экономическая эффективность магазина во многом зависит от правильной ассортиментной политики, ассортимент должен удовлетворять максимально все потребности ( в зависимости от ассортиментного профиля магазина) всех категорий покупатели либо покупателя, на которого ориентирован магазин и своевременно реагировать на изменения покупательского спроса.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ассортимент.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Цель данной выпускной работы: изучить вопрос планирование

товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка на примере сети продовольственных магазинов « Продуктовая лавка ».Этот вопрос является на сегодня очень актуальным в коммерческой деятельности так как, экономическая эффективность магазина во многом зависит от правильной ассортиментной политики, ассортимент должен удовлетворять  максимально все потребности ( в зависимости от ассортиментного профиля магазина) всех категорий покупатели либо покупателя, на которого ориентирован магазин и своевременно реагировать на изменения покупательского спроса.   

Исходя из указанной цели и  из методических указаний к выполнению курсовой работы можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:

  1. Изучить теоретический аспект рассматриваемого вопроса;
  2. Изучить организационно-экономическую характеристику объекта исследования (розничная сеть « Продуктовая лавка»)
  3. Изучить формирования ассортимента розничной сети « Продуктовая лавка»
  4. Выявить слабые и сильные стороны деятельности предприятия;
  5. Разработать предложения по ликвидации недостатков предприятия:

5. Обобщить изученный материал  и сделать вывод о значимости  торгового ассортимента в деятельности  предприятия.

 

.

1. Понятие товарного ассортимента.

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

Признаками классификации ассортимента могут быть такие факторы, как местонахождение товаров (в промышленности или торговле);широта охвата товаров (простой, сложный, развернутый, смешанный ассортимент); степень удовлетворения потребностей (рациональный и оптимальный ассортимент) и т.д.

Следует различать ассортимент товаров, торговый ассортимент ,и товарную номенклатуру.[ 1. стр 21]

 Товарная номенклатура — это перечень всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, представленных на отдельных товарных рынках или реализуемых конкретным предприятием. В отличие от ассортимента товаров товарная номенклатура не ставит целью классифицировать товары по какому-либо признаку; она ограничивается простым перечислением однородных или разнородных товаров общего или аналогичного назначения

Ассортимент торгового предприятия (торговый ассортимент) представляет собой номенклатуру товаров, принадлежащих, как правило, к разным товарным группам, подгруппам, видам и разновидностям.

Доля различных товаров в структуре торгового ассортимента определяется специализацией предприятия, его материально-технической базой, потребительским спросом и другими факторами. Поэтому торговый ассортимент — это набор товаров, сформированный по определенным признакам и призванный удовлетворить спрос в некоторый момент времени[2.стр 25]

 

Основные звенья товарной классификации

 

Классификация товаров — это разделение всей совокупности товаров, представленных на рынке по назначению, степени долговечности, а также разбивка их на группы на основе покупательских привычек потребителей. Она позволяет ориентироваться на отдельные виды товаров и их группы, которым присущи общие признаки, что создает

условия для изучения, планирования, прогнозирования и определения структуры спроса и свою очередь и ассортимента [1.стр19]

К основным звеньям товарной классификации относятся:

    1. раздел (продовольственные и непродовольственные товары);
    2. подраздел (скоропортящиеся и нескоропортящиеся);
    3. группа (основанная на признаке однородности производства или общности хранения — бакалейные товары, обувь, мебель);
    4. подгруппа (используется для детализации торгового ассортимента данной группы);
    5. вид товара (развертывает ассортимент каждой группы);
    6. разновидность (наименование конкретного товара).

Товары классифицируют также и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса. 
По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

  1. повседневного спроса;
  2. периодического спроса;
  3. редкого спроса..[ 2 стр97]

 

 

 

Ассортименту товаров присущи такие характеристики как свойства и показатели.

Свойство ассортимента - это особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации

Показатель ассортимента - это количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров

Единицей измерения показателей ассортимента является наименование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки. Например, сок апельсиновый (вид) «Чемпион» (торговая марка).[ 16 ст. 54]

Классификация ассортимента.

В зависимости от специализации торгового предприятия предлагаемый для продажи ассортимент товаров может быть узким или широким.

Широкий ассортимент — ассортимент товаров, представленный большим количеством товарных групп и удовлетворяющий различные человеческие потребности (например, ассортимент универмага).

Узкий ассортимент — ассортимент товаров, представленный большим количеством разновидностей товаров и предоставляющий различные варианты удовлетворения одной и той же потребности (например, ассортимент магазина «Спортивные товары»).[ 1 стр.27]

 Таковая классификация предугадывает  выделение групп однородной продукции  либо продуктов по признаку  вида, сорта, марки и т.П. Формируются  ассортиментные группы, в пределах  которых предметы имеют определённое  сходство.

Групповой ассортимент продуктов указывает список укрупнённых товарных групп, составляющих номенклатуру продуктов. К примеру, в магазине женской одежды есть различные секции продуктов удовлетворяющие потребности покупателей. Групповой ассортимент товаров - показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в магазине спортивных товаров - летний и зимний спортивный инвентарь.

Видовой ассортимент товаров - отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки, творог и т.п.

Внутривидовой ассортимент товаров - представляет разновидности продукции. Так, обувь - разного фасона, ткани - разной расцветки и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимент. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, иметь разную фасовку, упаковку и т.п.

Простой - набор товаров представленный небольшим количеством групп видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей.

 Сложный - набор товаров представлен  значительным количеством групп, видов, разновидностей наименований, которые удовлетворяют разнообразные  потребности.

Развёрнутый - набор товаров, который включает значительное количество групп, подгрупп, разновидностей наименований, но отличающихся индивидуальными признаками (специализированные магазины).

Сопутствующий - набор товаров, который выполняет вспомогательные функции и не относится к основным (например, магазин обуви, в котором в качестве товаров, выполняющих вспомогательные функции, выступают шнурки, крем для обуви и т.п.).

Смешанный - набор товаров разных групп, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.

 по степени удовлетворения  потребителей:

 Рациональный ассортимент - набор товаров наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности.

Оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах.

 по характеру потребностей:

Реальный - действительный набор товаров находящийся в магазине у продавца.

Прогнозируемый - набор товаров, который может удовлетворять предполагаемые потребности.[ 10 стр 15]

 
 

Марочный ассортимент - набор продуктов одного вида, марочных наименований либо относящихся к группе марочных. К примеру: престиж.

Исходя из рассмотренной выше классификации видов товарного ассортимента, а также особенностей самого товара можно выделить следующие виды розничных предприятий:

Специализированный магазин – это предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров – хлебобулочные изделия, молочные товары, обувь, одежду и т.п. Разновидностью специализированных магазинов являются магазины узкоспециализированные, реализующие товары определенной подгруппы (магазины «Восточные сладости», «Детская обувь» и др.).

К неспециализированным магазинам относят магазины с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров – это предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности покупателей (магазин «Продукты», «Промтовары», «Все для дома» и др.). Магазин со смешанным ассортиментом – это предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.

Универсальный магазин – это предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров («Универмаг», «Универсам» и т.д.).

[ 11 стр 25]

 

 

1.1 Управление товарным ассортиментом. Особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации.

Чем более удачно подобран ассортимент продуктов торгового предприятия тем крупная прибыль будет получена.

Ассортиментная политика торгового компании - это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворения спроса потребителей с учётом оптимизации номенклатуры продуктов и обеспечении рентабельности всей деятельности.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения.

Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих по возможности оптимальное развитие ассортимента данного вида товаров. К ним относятся:

  1. Широта ассортимента - количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.

По широте ассортимент делится на: 
   ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований); 
ассортимент ограниченный (< 1000 наименований); 
ассортимент узкий (< 200 наименований) 
  ассортимент специализированный [9 стр 16]

  1. Действительная широта - фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
  2. Базовая широта - широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями торговой организации. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах.
  3. Коэффициент широты - выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Известны два подхода к определению термина «широта ассортимента». С одной стороны она рассматривается как количество групп товаров, имеющихся в продаже. В практике же торговли широта определяется по общему количеству видов, наименований, торговых марок и других ассортиментных единиц, относящихся к однородным и разнородным группам. Этот подход более рационален, поскольку позволяет обеспечить автоматизированный учёт и идентификацию товаров с помощью штрих-кодовой технологии.

  1. Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и/или подгруппы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

  1. Показатель действительной полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый - регламентируемым или планируемым количеством товаров.
  2. Коэффициент полноты - отношение действительного показателя полноты, к базовому .
  3. Устойчивость (стабильность) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
  4. Коэффициент устойчивости - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.

Информация о работе Понятие товарного ассортимента